СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Д.Бальмонт. У чудищ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  литературного чтения в 4 классе по теме "К.Д.Бальмонт. У чудищ"

Просмотр содержимого документа
«К.Д.Бальмонт. У чудищ.»

К.Д.Бальмонт. У чудищ.

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи:

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Предметные: Различать стихотворения К. Бальмонта по темам, интонационному рисунку. Пользоваться терминами «рифма», «строфа», «олицетворение», комментировать заголовок.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Выделять особенности «сказочных» стихов — определять тему, интонационный рисунок, роль автора-рассказ­чика.



Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

I.Орг.момент

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением К.Д.Бальмонта "Камыши". Хочется услышать его еще раз

III. Работа над новым произведением

  1. Вводная беседа

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта

– Мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). /



– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ: Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Портрет.



Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.



4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

Я буду читать, а вы попробуйте представить себе обстановку, в которой происходят события. Постарайтесь проследить, как ведет себя герой и какое у него настроение.

А я постараюсь с помощью голоса и интонации передать настроение лирического героя.

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Картинка с изображением Бабы-Яги.



Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя? «Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Значит, что стянул наш герой?

Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?



Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему)?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов).

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • озорник

  • добрый

  • храбрый

  • смелый

  • отважный

  • фантазер

  • дерзкий

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!