СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Д. Ушинский. Первое знакомство с родиной. «Поездка из столицы в деревню». Интегрированный урок №1 чтение/экономика.1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.Д. Ушинский. Первое знакомство с родиной. «Поездка из столицы в деревню». Интегрированный урок №1 чтение/экономика.1 класс

Просмотр содержимого документа
«К.Д. Ушинский. Первое знакомство с родиной. «Поездка из столицы в деревню». Интегрированный урок №1 чтение/экономика.1 класс»

Класс: 1

Учитель: Куон И. Т.

Образовательное учреждение: МБОУ лицей №3, Железнодорожного р-на, г. Воронежа

Урок №1: внеклассное чтение/экономика (интегрированный)

Тема: К.Д.Ушинский. Отдел III «Первое знакомство с родиной»

«Поездка из столицы в деревню».

Цель: - погрузить детей в мир сложных и многообразных социально-психологических отношений и порожденных ими противоречий и коллизий;

Задачи: - заинтересовать ребенка экономической наукой, ввести в ее мир;

  • поставить вопросы, предложить непростую жизненную ситуацию и побудить ребенка разрешить экономический и нравственный конфликт;

  • познакомить со значением слов «столица», «деревня», «меценат»

  • ввести понятие «потребности» ;

- формировать духовные потребности.

Оборудование: - подборка иллюстраций с видами Санкт-Петербурга и Воронежа;

- портрет Петра I, репродукция И. Репина «Бурлаки на Волге», коллаж «Потребности».

I. Вступительная часть.

У: - Дети, вы любите «путешествовать»?

Дети: - Да.

У: - Давайте вспомним, какие путешествия мы совершили?

Дети: - Мы побывали в «Царстве Математики», в «Стране невыученных уроков», на станции «Неунывайка» и т.д.

У: - Сегодня мы отправимся в поездку из столицы в деревню вместе с героями К.Д. Ушинского Володей и Лизой.

/Коллективно выясняем значение слов «столица», «деревня». Обратить внимание на то, что раньше столицей нашего государства был город Санкт-Петербург, основанный Петром I. Учащиеся рассматривают иллюстрации с видами Санкт-Петербурга и делятся впечатлениями.

II. Работа над содержанием рассказа «Поездка из столицы в деревню».

Глава «Столица и ее окрестности»

1. Чтение учителем.

«Володя и Лиза во всю свою жизнь ни разу не выезжали из Петербурга.

Можно себе представить, как они обрадовались, когда отец сказал им, что

они на целое лето поедут в деревню...».

/Далее дети рассказывают об отдыхе в деревне, опираясь на

собственный опыт./

«...Великолепная гранитная набережная, уставленная дворцами, величественные церкви, … .богатые, шумные улицы, чудесные памятники - все это дети видели уже часто, и все это им было не в диковинку. ...За огромными зеркальными окнами великолепных магазинов и богатых лавок были выставлены и разложены самые разнообразные товары. Здесь было все, что угодно: золотые и серебряные вещи,…роскошные материи для платьев, статуэтки, игрушки, конфеты и пирожные, редкие дорогие фрукты... Но у крыльца одного из таких магазинов дети заметили бедняка в лохмотьях, который робко посматривал вокруг, не подаст ли ему кто-нибудь гроша; а этот грош нужен был ему для куска хлеба, одежды и найма квартиры где-нибудь в подвале этих роскошных домов».

2. Беседа «Потребности человека».

У: - Подумайте, что необходимо человеку для поддержания жизни ? Без чего нам трудно обойтись?

Дима: - Мне трудно обойтись без приставки (игровая приставка – примеч. авт.) Если я ленюсь или балуюсь, то родители не разрешают мне играть.

Коля: - А я не смогу жить без роликов (роликовые коньки - примеч. авт.). Каждый день катаюсь.

Настя: - А силы откуда?... Без еды человек может умереть, а без роликов – нет.

Юля: - Еще нужна вода и …(немного подумав) свет, и одежда…

Влад: (перебивает) – Карандаши, портфель, деньги, квартира.

Максим: - Нельзя прожить без врачей, без продавцов, без школы и еще много без чего.


3.Вывод: Люди постоянно в чем-нибудь нуждаются. Все то, в чем
нуждаются человек, семья, общество, что необходимо им для
существования и деятельности называют ПОТРЕБНОСТЯМИ. Как
удовлетворить эти потребности? Вот главная задача науки, которая
называется «ЭКОНОМИКА»

У: - Потребности делятся на материальные и духовные. Какие потребности мы можем называть материальными, а какие духовными? Какие потребности стоят на первом месте для бедняка из рассказа? А для этих людей? / Демонстрирую репродукцию И. Репина «Бурлаки на Волге»/

Некоторое время в классе стоит полная тишина, затем…как прорвало:

Лера: - Дяди (поправляю – бурлаки) устали. Им нужна еда, одежда.

Женя: - Им нужны обувь, молоко, хлеб, витамины.

Денис: - У них мало денег. И т.д.

У: В ходе развития у человека складывались потребности в одежде, обуви, жилье. С повышением уровня жизни появились потребности в предметах культурно-бытового назначения. Духовные ценности стоят выше материальных, так как делают нашу жизнь более совершенной. Если человек помещает свою цель только в категорию материальных потребностей и получает все, о чем мечтал, то жизнь часто теряет для него смысл. Богатство, материальные ценности, накопленные человеком, в русском языке обозначаются словом «добро». В этом содержится намек на то, что богатый человек должен быть добрым.

/Рассматривается и анализируется коллаж «Потребности».Особо обсуждаем духовные ценности: искренность, доброта, любовь и уважение к окружающим, увлечение искусством, спортом, умение сопереживать, культура общения, стремление к самосовершенствованию/

Рассказ учащихся (подготовить заранее)

Артем: Многие богатые люди жили и живут не только ради своих денег. На Руси своей заботой о бедных прославился князь Владимир Святитель. Каждый нищий, больной, немощный мог прийти на княжеский двор и получить еду, питье, одежду, деньги. Для тех, кто не мог прийти, по улицам возили мясо, овощи, хлеб, бочки с квасом. Кто из вас знает, кто такой меценат? Меценатами зовут богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие науки, искусства. На основе частных коллекций были созданы самые известные музеи: Третьяковская галерея (создатели братья Третьяковы), театральный музей (создал А.А. Бахрушин). Богатые книгоиздатели прибыль от коммерческих изданий тратили на издание дешевых книг для бедных.

4. Чтение учителем продолжения рассказа.

5. Чтение учащимися «цепочкой» со слов «лес был большей частью сосновый...»

6.Выяснение значения непонятных слов и выражений: шоссе, почтовая карета, извозчик, ямщик, почтовая дорога, отдыхающая под паром нива, верста.

III. Рефлексия

У: Итак, дети, мы отъехали с вами на 154 версты от Санкт-Петербурга. Что нового вы узнали за время нашего «путешествия»? /Ответы детей. Предполагается помощь учителя./

  • раньше столицей России был город Санкт-Петербург, основанный Петром I;

  • есть люди богатые и бедные;

  • все, в чем нуждается человек — называется потребностями;

  • потребности делятся на материальные и духовные;

  • меценат - богатый человек, который часть своих денег отдает на развитие науки и искусства;

  • лес - природное богатство России.

У: Молодцы, ребята! Особо надо подчеркнуть значение леса в развитии экономики нашей страны. Какую роль играет лес в жизни человека, что нужно делать( и чего делать нельзя) для того, чтобы это природное богатство не иссякало, мы поговорим с вами чуть позже. А на следующем занятии мы продолжим наше путешествие из столицы в деревню.

IV. Д/3. Представьте себе, что вы нашли клад. Придумайте пять вариантов, на что вы их потратите


Для справки.

Столица - главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Деревня — 1) крестьянское селение; 2) сельское население.

Меценат - богатый человек, который часть своих денег отдает на развитие

науки и искусства.

Список литературы:

  1. К.Д. Ушинский. «Педагогические сочинения» т 3, М, «Педагогика», 1989.

  2. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка». М., «Русский язык», 1989.

  3. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова. «Методические рекомендации в помощь учителю экономики», М., ФНМЦ им. Занкова, 1998

  4. М.А. Арапова. «Классный час играючи» М., «Сфера», 2002.

  5. Е.Н. Губанова, Н.С, Махина. «Использование на уроках материалов исторического краеведения». Ж. «Начальная школа» № 6, 2002.

  6. Б. Райзберг, Л Лозовский, М. Цымук. «Детский экономический словарь» М., «Росмэн», 1999.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!