Урок литературного чтения 3 класс.
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (работа над 2 частью).
Цель: создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления.
Задачи:
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Познавательные:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться в содержании учебника;
- формулировать несложные выводы;
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;
- самостоятельно работать с учебником;
Коммуникативные:
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Ход урока
1. Организационный момент.
(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)
-Здравствуйте, ребята!
- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)
Речевая разминка
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
- На прошлом уроке вы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского.
- Но для начала, давайте проверим, что же вы знаете о самом Константине Георгиевиче Паустовском?
(Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Паустовский мечтал о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.)
- И так с каким же произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- А вы все прочитали 1 часть произведения?
- А хотели бы вы узнать, что же дальше произошло с котом?
3.Проверка домашнего задания (1 часть)
- Тогда давайте вспомним что же было в первой части рассказа « Кот- ворюга», проверив домашнее задание, перескажите первую главу.
-И так что же мы узнали о коте из 1 части?
-О каких поступках кота узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
-Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)
-Чье мнение выражает автор?( Своё)
-Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
-А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
-Что сделал кот напоследок?
-Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)
-Почему он так называет?( спасения не было)
-Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
-А кто же скажет что такое кукан с окунями( Слайд) – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.
-А что такое погреб(Слайд) – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.
4. Открытие нового знания.
1) первичное чтение, словарная работа
- Молодцы, ребята, с первой частью вы хорошо поработали, преступим ко второй.
- Но перед тем, как прочитаем вторую часть произведения, давайте проведём словарную работу (на слайдах)
Тесовая- сделанная из теса ( тонких досок).
Босяцкие- хулиганские, грубые.
Голенастый- с длинными тонкими ногами.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
2)Чтение произведения. ( Читаю дети, Сердюкова Катя и женя читают только те места, где надо передать эмоции)
3)Эмоционально-оценочная беседа.
- Прочитав теперь полностью произведение понравилось ли вам оно?
- Чем? Какое настроение вызывает? Что понравилось в рассказе?
- Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)
5. Физкультминутка про кота.
Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками.
6. Самостоятельное чтение детьми.(4-5 мин)
Работа по содержанию
- Ребята, в рассказе есть описание старого заброшенного дома.
-Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?
-Что означает слово заброшенный?( Одинокий)
- а как вы думаете, есть ли связь между домом и котом?
(дом заброшенный и кот беспризорник. Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.)
- Паустовский описывал поведение кота «выл, как подземный дух»
-А вот каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_
- Что произошло с котом? (попался)
- Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)
- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
- Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
-Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)
-Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)
- Как Ленька вытаскивал кота?
-Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)
-После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям?
( Рассмотреть кота)
-Как выглядел кот? (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)
-Вспомните, какой он был в 1 части? (Этот прием называется - контраст.,т.е противопоставление).
-Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)
-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)
Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. Он был для них был воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.
Вот и наступает самый напряжённый момент.
- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
- А что ждал кот?( Наказания)
- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)
-Что значит прижился?(остался жить)
-Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)
-Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)
-Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)
-Каковы же были действия кота?
-Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)
-А как автор описывает Петуха? (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).
-Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)
-Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость .) -Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (он – сторож, хозяин).
-Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .
-Подходит ли ему эта кличка?(Да)
-Что по этому поводу говорит Рувим?
7.Итог урока
-И так, давайте же подведем итог нашей беседы:
-Что же поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)
-Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)
-Правильно , Молодцы!
-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.
-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.
-Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.
-Но потом – сочувствие, жалость.
- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:
- Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.
Так, какой же кот был в начале рассказа и в конце? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.
- Как вы думаете, какая же главная идея этого произведения?
-Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается или добро побеждает зло.
- Чтение всего рассказа по цепочке
8.Рефлексия.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Было интересно..
Я понял, что ..
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни ..
Трудно было ..
Я почувствовал …
Я научился …
Я смог …
9.Домашнее задание.
Подготовьте пересказ понравившегося эпизода или пересказ от лица кота.
Урок окончен. Всем спасибо.