СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (работа над 2 частью)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Тема урока: К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» (работа над 2 частью)

Просмотр содержимого документа
«К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (работа над 2 частью)»

Урок литературного чтения 3 класс.

Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (работа над 2 частью).

Цель: создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления.

Задачи:

1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.

2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- формулировать несложные выводы;

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;

- самостоятельно работать с учебником;

Коммуникативные:

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;


Ход урока

1. Организационный момент.

(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

-Здравствуйте, ребята!

- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Речевая разминка

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

- На прошлом уроке вы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского.

- Но для начала, давайте проверим, что же вы знаете о самом Константине Георгиевиче Паустовском?

(Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Паустовский мечтал о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.)

- И так с каким же произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- А вы все прочитали 1 часть произведения?

- А хотели бы вы узнать, что же дальше произошло с котом?

3.Проверка домашнего задания (1 часть)

- Тогда давайте вспомним что же было в первой части рассказа « Кот- ворюга», проверив домашнее задание, перескажите первую главу.

-И так что же мы узнали о коте из 1 части?

-О каких поступках кота узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

-Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

-Чье мнение выражает автор?( Своё)

-Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)

-А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

-Что сделал кот напоследок?

-Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)

-Почему он так называет?( спасения не было)

-Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)

-А кто же скажет что такое кукан с окунями( Слайд) – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

-А что такое погреб(Слайд) – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

4. Открытие нового знания.

1) первичное чтение, словарная работа

- Молодцы, ребята, с первой частью вы хорошо поработали, преступим ко второй.

- Но перед тем, как прочитаем вторую часть произведения, давайте проведём словарную работу (на слайдах)

Тесовая- сделанная из теса ( тонких досок).

Босяцкие- хулиганские, грубые.

Голенастый- с длинными тонкими ногами.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).


2)Чтение произведения. ( Читаю дети, Сердюкова Катя и женя читают только те места, где надо передать эмоции)

3)Эмоционально-оценочная беседа.

- Прочитав теперь полностью произведение понравилось ли вам оно?

- Чем? Какое настроение вызывает? Что понравилось в рассказе?

- Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)

5. Физкультминутка про кота.

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками.

6. Самостоятельное чтение детьми.(4-5 мин)

Работа по содержанию

- Ребята, в рассказе есть описание старого заброшенного дома.

-Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

-Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

- а как вы думаете, есть ли связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник. Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.)

- Паустовский описывал поведение кота «выл, как подземный дух»

-А вот каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_

- Что произошло с котом? (попался)

- Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)

- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

- Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

-Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

-Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)

- Как Ленька вытаскивал кота?

-Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)

-После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям?

( Рассмотреть кота)

-Как выглядел кот? (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

-Вспомните, какой он был в 1 части? (Этот прием называется - контраст.,т.е противопоставление).

-Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)

-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. Он был для них был воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.

Вот и наступает самый напряжённый момент.

- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

- А что ждал кот?( Наказания)

- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)

-Что значит прижился?(остался жить)

-Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)

-Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)

-Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)

-Каковы же были действия кота?

-Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)

-А как автор описывает Петуха? (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

-Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)

-Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость .) -Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (он – сторож, хозяин).

-Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

-Подходит ли ему эта кличка?(Да)

-Что по этому поводу говорит Рувим?

7.Итог урока

-И так, давайте же подведем итог нашей беседы:

-Что же поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)

-Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)

-Правильно , Молодцы!

-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.

-Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.

-Но потом – сочувствие, жалость.

- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:

- Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

Так, какой же кот был в начале рассказа и в конце? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

- Как вы думаете, какая же главная идея этого произведения?

-Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается или добро побеждает зло.

- Чтение всего рассказа по цепочке


8.Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …


9.Домашнее задание.

Подготовьте пересказ понравившегося эпизода или пересказ от лица кота.

Урок окончен. Всем спасибо.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!