СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К. Г. Паустовский. Очерк «Обыкновенная земля». Путешествие по Мещёрскому краю.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "К. Г. Паустовский. Обыкновенная земля"

Просмотр содержимого документа
«К. Г. Паустовский. Очерк «Обыкновенная земля». Путешествие по Мещёрскому краю.»

УРОК ________________________

ТЕМА: К. Г. Паустовский. Очерк «Обыкновенная земля». Путешествие по Мещёрскому краю.

ЦЕЛИ:

- показать любовь К. Г. Паустовского к природе, родной земле, его страсть к путешествиям и умение в обыкновенном видеть необыкновенное (передать краски, звуки, запахи природы); раскрыть понятие «очерк»;

- способствовать развитию речи и мышления, умения находить в тексте олицетворения, воссоздавать художественные образы, открывать для себя красоту окружающей природы;

- Создать условия для воспитания у учащихся чувства прекрасного.

ТИП УРОКА: урок – вступительное занятие и урок прочтения эпического произведения.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотопортрет писателя, учебник, картины Левитана, видеоролик «Мещёрский заповедник», «Русская природа»

ЭПИГРАФЫ:

Многие любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней собственную душу.

М. М. Пришвин

Природа объясняется с нами языком звуков, движений и красок.

Н. Сладков

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП







  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Ребята! Давайте вспомним стихотворения о природе. Какие поэты 20 века свои произведения посвящали природе?

- Кто хочет прочитать стихотворение о природе?

Учащиеся читают стихотворения.

- О природе написано не только множество стихотворений, но рассказы, очерки, даже музыкальные произведения и картины. Предлагаю вам прослушать фрагмент из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Понравилось вам произведение? О чем вы думали во время прослушивания, или что представляли себе?

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О К. Г. Паустовском с элементами беседы.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по далёкой и загадочной земле, которую когда-то называли «потайным карманом России». Назвали её так потому, что именно там были самые глубокие озёра, самые дремучие леса, а жители деревень дольше всех хранили веру в русалок, леших и домовых.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Кого бы вы взяли с собой в дорогу?

- Сегодня мы отправимся в путешествие всем классом, а в спутники возьмем путешественника, известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Показ портрета писателя.

К. Г. Паустовский известен как автор сказок, рассказов, очерков. Источник его творчества – любовь, страсть к путешествиям, интерес к разным местам на земле, к животным, людям, к их привычкам, делам, судьбам. Он много ездил, ходил по своей стране, бывал за рубежом, в дальних странах. Но более всего его привлекала скромная природа средней полосы России.

Однажды с Паустовским произошёл очень странный случай. Писатель отправился в магазин, купил себе сыру и пришёл домой. Каково же было его удивление, когда дома он обнаружил, что сыр завёрнут в клочок карты! Паустовский заинтересовался, стал рассматривать этот фрагмент карты. На измятой бумаге была отмечена Мещёрская низина, или Мещёрский край, - пространство между Рязанью и Владимиром.



  1. ЦЕЛЕМОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

- Несколько занятий подряд мы говорили о пейзажной лирике. Произведение сегодняшнего урока относится к прозе. А жанр этого произведения – ОЧЕРК.

Мы прочитаем несколько очерков Паустовского, а весь цикл очерков называется «Мещёрская сторона»



Запишите в тетради дату и тему урока.

ОЧЕРК – это эпическое произведение, в котором изображаются подлинные события, происходящие в жизни.

И вот перед нами отрывки из очерка. Что же это за Мещерский край.

- Посмотрите внимательно на карту России. (изображен фрагмент с изображением Мещёрского края.

Итак, отправляемся в путь!

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О МЕЩЕРСКОМ КРАЕ

Мещёрская сторона, или Мещёрский край, или Рязанская Мещёра, - часть Мещёрской низменности, расположенной в Центральном округе России. Мещёрская низменность похожа на огромный треугольник, омываемый со всех сторон реками (Окой, Клязьмой, Судогдой и Колпной). Мещёрская низменность считается краем озёр и болот. К. Г. Паустовский в своих очерках описывает именно рязанскую часть Мещёрской низменности. Во многом благодаря его циклу очерков в 1992г. – спустя 24 года после смерти Константина Георгиевича – был создан Национальный парк «Мещёрский» (общая площадь – 103 тыс. га), основная цель его создания – охрана, изучение и сохранение природных и историко-культурных комплексов Мещёрского края.

Просмотр видео

- Таким, образом книге удалось не только запечатлеть природу Мещёрского края, но и помочь сберечь её для последующих поколений.

К. Г. Паустовский был один из первых, кто писал на экологическую тему. Его возмущало всё: от вырубки лесов до осушения болот. Однажды писатель скажет: «Кто возместит нам необратимую потерю прекрасного пейзажа, потерю красоты?».

5. РАБОТА НА ОЧЕРКОМ

- Сейчас мы прочитаем очерк «Обыкновенная земля» и обратим внимание, насколько тонко автор передал прелесть и разнообразие русской природы.

1) Чтение очерка учителем.

2) Проверка первичного восприятия.

- Какое впечатление произвёл на вас очерк?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- С каким чувством описывает К. Г. Паустовский Мещёрский край? (С нежностью, трепетом).

3) ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕКСТА (комментированное чтение)

- Сейчас мы подробно остановимся на каждом описании природы, чтобы понять, как автору удалось создать необыкновенную картину. Читаем 1-й абзац.



Чтение учащимся

- Каково первое впечатление автора от Мещёрского края? Прочтите. (В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха).

- Но все-таки какие слова автора убеждают нас, что этот край необыкновенный? Прочтите. (Но все же край этот обладает большой притягательной силой).

- С картинами какого художника Паустовский сравнивает природу? (С картинами Левитана).

Знакомство с картинами Левитана.

- Посмотрите, как художник рисует русскую природу, ничем не примечательные на первый взгляд виды, но в них заключена такая скрытая красота, что оторваться от рассмотрения картин невозможно. Левитан много ездил по разным странам, но его сердце осталось верным русской природе. Для сравнения посмотрите на его картину «Весна в Италии». Чем она отличается от тех, что мы только что видели? (Природа словно плоская, ненастоящая, как на картинке, цвета ненатуральные).

- Эта картина нам хоть и нравится, но не впечатляет нас так, как другие картины. Почему? (Потому что нам ближе своя родная природа, привычная для художника и для нас).

ПРОСМОТР РОЛИКА «РУССКАЯ ПРИРОДА»

- Прочитайте самостоятельно 2-й абзац. Поработаем по вариантам

1-й вариант выпишет в тетради, что можно увидеть в Мещёрском крае.

2-й вариант – что можно услышать в Мещёрском крае.

Оглашение результатов работ.



- Прочитайте внимательно, что автор пишет о сене? (Сено в стогах держит тепло всю зиму).

- Как вы понимаете выражение СЕНО ДЕРЖИТ ТЕПЛО? Разве у сена есть руки? Ведь мы обычно говорим: учение держит карандаш, мальчик держит мячик… А Паустовский свойство человека, свойство одушевлённого предмета переносит на сено, т.е на неживой предмет.

- Для чего он это делает? (Чтобы показать своим читателям, как близка природа человеку, как неотделимы мы от природы. природа – живая, она всё чувствует и всё понимает. Нужно только найти ключ к её тайнам, нужно научиться понимать её).

- Как вы думаете, понимает ли природу Паустовский? (Конечно, ведь только человек, тонко чувствующий и любящий природу, может так написать о ней).



РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ

- Чем покрывается трава ночью? (Инеем).

- С чем сравнивает автор иней? (С солью). Необычно, правда!

- Как называется этот приём? (Сравнение)

- Что пишет Паустовский о ветре, дожде? Какие подбирает глаголы?

Обратите внимание ДОЖДЬ ШЁЛ. А разве у дождя есть ноги? (Ноги есть только у живых существ. Автор опять переносит свойство живого существа на явление природы)

- Как автор описывает сосновые боры? (Тишина стоит)

Как такой прием называется? (Олицетворение)

Сено держит тепло, шёл дождь, тишина стоит, плач гармоники.

  1. ОБОБЩЕНИЕ

Прочитайте последний абзац очерка. почему мы не можем назвать Мещёру обыкновенной землёй. Почему мы с каждой строкой начинаем видеть в обыкновенном крае красоту и разнообразие, почему он становится милее сердцу?

(Но услышать и увидеть так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. Вся природа становится своей, а свое всегда самое красивое и лучшее).

- Мы видим, что К. Г. Паустовский – настоящий волшебник. Его волшебство заключается в том, что он сумел найти в самом обыкновенном крае столько необыкновенного, незаметного на первый взгляд. Сумел рассказать нам об этом с такой любовью, трепетом, нежностью, что мы сегодня как будто побывали в Мещёре.

- Вы хотели бы стать помощниками волшебника?

- В таком случае, учитесь быть наблюдательными, любите и цените красоту природы в любое время года, каждый день. Учитесь видеть даже в самом, на первый взгляд, обыкновенном, необыкновенное, и вы обязательно приблизитесь к волшебству.



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Прочитать очерк «Леса» и подготовить ответ на вопрос 1 на с. 68.

  2. ОТМЕТКИ ЗА УРОК



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!