СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Г.Паустовский "Телеграмма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 План конспет урока литературы в 8 классе. Урок построен по технологии встречных усилий.

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский "Телеграмма"»

Автор: Сечина Екатерина Михайловна

Предмет: Литература

Класс: 8

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Время реализации занятия: 45минут

Авторский медиапродукт:

  1. I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,

  • развитие умения читательского мастерства,

  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, содержание телеграмм,

Оборудование:

  • компьютер.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Чтение сказки Ш.Сильверстайна «Щедрое дерево»

Предлагаем детям прочитать и ответить на вопрос: Ваше впечатление? Кого вам напоминает яблоня?

Жила на свете Яблоня... и она любила маленького-маленького Мальчика. Каждый день Мальчик приходил к ней, собирал её листья и сплетал из них венок, чтобы играть в Лесного Короля. Он взбирался по её стволу, качался на её ветвях и eл яблоки. И они играли с Яблоней в прятки. А наигравшись, он засыпал в тени её ветвей.
И Мальчик любил Яблоню... очень. И Яблоня была счастлива.
Но шло время. И Мальчик подрастал. И Яблоня частенько теперь оставалась одна.
И вот однажды Мальчик пришёл к Яблоне, и она сказала: — Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь моих яблок, поиграй в моей тени, и ты будешь счастлив!
— Я уже слишком взрослый для того, чтобы лазить по деревьям и качаться на ветвях, — ответил Мальчик. — Я хочу покупать вещи и получать удовольствия. Мне нужны деньги. Ты можешь дать мне деньги?
— Прости, — ответила Яблоня, — но у меня нет денег. У меня есть только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, Мальчик, и продай их в городе. Ты получишь за них деньги и будешь счастлив. — Мальчик взобрался по стволу, собрал все яблоки и унес. И Яблоня была счастлива.
После этого Мальчик долго не появлялся, и Яблоня грустила. Но однажды Мальчик вернулся, и Яблоня задрожала от радости и сказала:
— Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях и ты будешь счастлив
— Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям, — ответил Мальчик. — Мне нужен тёплый дом, — продолжал он. — Я хочу иметь жену и детей, и поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом?
— У меня нет дома, — ответила Яблоня, — мой дом — это лес. Но ты можешь срезать мои ветви и построить себе дом. И станешь счастливым. — Мальчик срезал ветви Яблони и унёс их, чтобы построить себе дом. И Яблоня была счастлива.
Потом Мальчик снова исчез на долгое-долгое время. А когда он вернулся, Яблоня была так счастлива, что едва могла говорить.
— Иди сюда, Мальчик, — прошептала она, — иди, поиграй.
— Я слишком стар и печален, чтобы играть, — ответил Мальчик. — Мне нужна лодка, чтобы уплыть далеко... и стать счастливым. — И Мальчик спилил ствол Яблони... и построил себе лодку, и уплыл далеко-далеко. И Яблоня была счастлива... но не совсем.
Опять прошло много времени, и Мальчик вернулся к Яблоне.
— Прости, Мальчик, — сказала она, — но мне нечего больше дать тебе. У меня не осталось яблок.
— Яблоки мне теперь не по зубам, — ответил Мальчик.
— У меня не осталось ветвей, — сказала Яблоня, — ты не сможешь покачаться на них.
— Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях, ответил Мальчик.
— У меня не осталось ствола, — сказала Яблоня — и тебе не по чему больше взбираться вверх.
— Я слишком стар, чтобы взбираться вверх, — ответил Мальчик.
— Прости, — вздохнула Яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе что-нибудь... но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...
— А мне теперь много и не нужно, — ответил Мальчик, — мне бы теперь только тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
— Ну что ж, — сказала Яблоня, выпрямляясь, насколько это было возможно, — старый пень как раз годится, чтобы посидеть и отдохнуть. Иди сюда, Мальчик, садись и отдыхай.
Так Мальчик и сделал.
И Яблоня была счастлива…

Ваше впечатление? Кого вам напоминает яблоня?

III. Подготовительный

Материнское счастье – это счастье ее детей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих впечатлений. В чем же дело? Может быть. В необыкновенной любви к людям? А может быть в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановится и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живет рядом с нами. Вы прочитали рассказ «Телеграмма». Поделитесь своими впечатлениями.

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:(План записывают в тетрадь)

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

V. Сотворчество

С чего начинается рассказ? Прочтите.

Как вы думаете, чье настроение, состояние души передает нам природа?

Что мы узнаем о Катерине Петровне?

Что почувствовали вы, когда узнали о жизни Катерины Петровны?

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

Чем жила эта женщина? Чего ждала?

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть или дети находят в тексте.

Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

– Что вас затронуло в этом письме?

Мысленно перенесемся в Ленинград. Как живет Настя?

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.


Почему Настя не едет к матери?

Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

НАПЕЧАТАТЬ И ВЫБРАТЬ ОТВЕТ

Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх, ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка со слов “Валил водянистый снег…”.

Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

Рассказ называется «Телеграмма». Лексическое значение слова телеграмма.

Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

(– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.)

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

Как Катерина Петровна догадалась об обмане?

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

VI. Рефлексия

– Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ Паустовского «Телеграмма»?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем? Как вы относитесь к своим родителям? А ваш родители?

Письменная работа (2- 3 минуты)

Пятая заповедь Божия

  • Чти отца и матерь твою да благо ти будет, и долголетен будешь на земле.

ПОКАЗ « ЗА ДЕНЬ до своего рождения»

VII. Домашнее задание

– Написать сочинение, стихотворение о маме (бабушке)

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.













Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.





















А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

Неприятное известие. Это нарушило её планы.

_________________________________________________________________

А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

Неприятное известие. Это нарушило её планы.

_________________________________________________________________

А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

Неприятное известие. Это нарушило её планы.

__________________________________________________________________

А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

Неприятное известие. Это нарушило её планы.

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!