СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К юбилею района

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена юбилею района. Исследовали историю бурятского народа.

Просмотр содержимого документа
«К юбилею района»

Тема проекта: К 100-летию Эхирит- Булагатского района Выполнили: Мухина Оля Кириллова Юля Класс: 10 2018г

Тема проекта: К 100-летию Эхирит- Булагатского района

Выполнили: Мухина Оля

Кириллова Юля

Класс: 10

2018г

 Цель проекта : исследовать историю бурятского народа на территории Иркутской области. Актуальность исследования : Россия- страна многонациональная, во всех уголках нашей Родины проживают представители разных народов, в том числе на территории Иркутской области. Я родом из д. Корсук Эхирит-Булагатского района, я бурятка, этим горжусь! Мне важно знать историю своего народа.
  • Цель проекта : исследовать историю бурятского народа на территории Иркутской области.
  • Актуальность исследования : Россия- страна многонациональная, во всех уголках нашей Родины проживают представители разных народов, в том числе на территории Иркутской области. Я родом из д. Корсук Эхирит-Булагатского района, я бурятка, этим горжусь! Мне важно знать историю своего народа.
Практическая значимость  данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории . Методы исследования :   Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;
  • Практическая значимость  данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории .
  • Методы исследования :  
  • Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;
 В Иркутской области-бурятское население (общей численностью около 80 тыс. чел.) сосредоточено главным образом в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и в Ольхонском районе Иркутской области.
  • В Иркутской области-бурятское население (общей численностью около 80 тыс. чел.) сосредоточено главным образом в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и в Ольхонском районе Иркутской области.
История. Ко времени прихода русских буряты состояли из 5 основных племен: булагаты — на Ангаре и ее притоках Унге , Осе, Иде и Куде ; эхириты ( эхэриты ) — по верховьям Куды и Лены и притокам последней Манзурке и Анге; хонгодоры — на левобережье Ангары , по низовьям pек Белой, Китоя и по Иркуту; хоринцы — на западном берегу Байкала у р. Бугульдеихи, на острове Ольхон , на восточном берегу Байкала в Кударинской степи, по р. Уде и у Еравнинских озер; табунуты (табангуты) — по правобережью р. Селенги в районе низовьев Хилока и Чикоя.

История.

  • Ко времени прихода русских буряты состояли из 5 основных племен:
  • булагаты — на Ангаре и ее притоках Унге , Осе, Иде и Куде ;
  • эхириты ( эхэриты ) — по верховьям Куды и Лены и притокам последней Манзурке и Анге;
  • хонгодоры — на левобережье Ангары , по низовьям pек Белой, Китоя и по Иркуту;
  • хоринцы — на западном берегу Байкала у р. Бугульдеихи, на острове Ольхон , на восточном берегу Байкала в Кударинской степи, по р. Уде и у Еравнинских озер;
  • табунуты (табангуты) — по правобережью р. Селенги в районе низовьев Хилока и Чикоя.
  • Первоначальным местом поселения булагатов является территория по берегам реки Куды (Худайн гол — «река свата») в одноименной долине. По одной из версий, булагаты — это потомки солдат, призванных из  эхиритов  в ряды армии нового монгольского государства (Чингисхан) в период монгольских завоеваний. Они были включены в состав четырех коренных монгольских дивизий, состоящих из чистокровных монголов и уведены внуком Чингисхана Батыем, впоследствии ханом Золотой Орды, в поход на Европу. После окончания похода были переселены в Мавераннахр для военного присутствия монголов в этой местности Золотой Орды.
  • По версиям исследователей, булагаты являются потомками племени чиносцев, которые в XIII веке были уведены Буха-нойоном в поход в Среднюю Азию, где по тюркской традиции, их называли булагачинами. Позже, в середине-конце XIV века, по некоторым данным, в предгорьях Монгольского Алтая, близ Тянь-Шаня они образовали ханство булагачи, позже разгромленное войсками Тимура (Тамерлана). Неизвестно, вернулись ли булагачи в свои родные края, или остались, но оставшаяся в Предбайкалье группа родов чинос стала называть себя булагатами.
  • Эхириты были прозваны в Средней Азии булагатами (собольими), так как носили в любую жару головные уборы из соболиных шкур. Они также сохранили свой язык и культуру в окружении тюркских и иранских народов.
  • Позже, в середине-конце XIV века, по некоторым данным, в предгорьях Монгольского Алтая, близ Тянь-Шаня они образовали ханство булагачи, позже разгромленное войсками Тимура (Тамерлана). Оставшаяся в Предбайкалье группа родов чинос стала называть себя булагатами. Вернувшись в Прибайкалье, они поселились рядом со своими родичами эхиритами.

Истоки булагатов

Бурятский язык  Бурят-монголы говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно значительно. Как и все остальные монголы, бурят-монголы пользовались письменностью на основе уйгурской графики. Большая часть бурят-монгол (забайкальские) пользовалась этой письменностью до 1930, с 1931 — письменностью на основе латинской графики, а с 1939 — на основе русской графики. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Бурятский язык

  • Бурят-монголы говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно значительно. Как и все остальные монголы, бурят-монголы пользовались письменностью на основе уйгурской графики. Большая часть бурят-монгол (забайкальские) пользовалась этой письменностью до 1930, с 1931 — письменностью на основе латинской графики, а с 1939 — на основе русской графики. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.
Верования бурят    Для бурят, как и для всех других монголов, традиционным являлся комплекс верований, условно обозначаемый термином шаманизм и/или т.н. тенгрианство, на монгольском языке он носил название “хара шашин” (черная вера). С конца XVI в. широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм) школы гелугпа или “шара шашин” (желтая вера), впитавший частично добуддийские верования. Особенностью распространения буддизма на бурят-монгольских территориях являлся больший удельный вес шаманских воззрений, по сравнению с другими территориями, населенными монголами.

Верования бурят

  • Для бурят, как и для всех других монголов, традиционным являлся комплекс верований, условно обозначаемый термином шаманизм и/или т.н. тенгрианство, на монгольском языке он носил название “хара шашин” (черная вера). С конца XVI в. широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм) школы гелугпа или “шара шашин” (желтая вера), впитавший частично добуддийские верования. Особенностью распространения буддизма на бурят-монгольских территориях являлся больший удельный вес шаманских воззрений, по сравнению с другими территориями, населенными монголами.
Хозяйство бурят   Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Позже под влиянием русских крестьян буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье типично монгольское кочевое хозяйство, пастбищное с зимними тебенёвками (выпасами на подножном корму). Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Западной Бурятии скотоводство было полуоседлого типа. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Охота была распространена преимущественно в горно-таёжных районах, рыболовство на побережье Байкала, на острове Ольхон , некоторых реках и озёрах. Существовал промысел нерпы.

Хозяйство бурят

  • Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Позже под влиянием русских крестьян буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье типично монгольское кочевое хозяйство, пастбищное с зимними тебенёвками (выпасами на подножном корму). Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Западной Бурятии скотоводство было полуоседлого типа. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Охота была распространена преимущественно в горно-таёжных районах, рыболовство на побережье Байкала, на острове Ольхон , некоторых реках и озёрах. Существовал промысел нерпы.
Традиционная посуда и утварь делались из кожи, дерева, металла, войлока. По мере усиления контактов с русским населением у бурят всё более распространялись фабрично-заводские изделия, предметы оседлого быта. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды всё чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна. Появились пиджаки, пальто, юбки, кофты, платки, шляпы, сапоги, валенки и т.п. Вместе с тем традиционные формы одежды и обуви продолжали сохраняться: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т.п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей и нойонов - также ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие о высоком социальном положении.
  • Традиционная посуда и утварь делались из кожи, дерева, металла, войлока. По мере усиления контактов с русским населением у бурят всё более распространялись фабрично-заводские изделия, предметы оседлого быта. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды всё чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна. Появились пиджаки, пальто, юбки, кофты, платки, шляпы, сапоги, валенки и т.п. Вместе с тем традиционные формы одежды и обуви продолжали сохраняться: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т.п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей и нойонов - также ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие о высоком социальном положении.
Мясо и различные молочные продукты были основными в питании бурят. Из молока приготовляли варенец (тараг), твёрдые и мягкие сыры (хурууд, бисла, хэзгэ, аарса), сушёный творог (айруул), пенки (урмэ), пахту (айрак). Из кобыльего молока приготовляли кумыс (гуний айрак), а из коровьего - молочную водку (архи). Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина, ели также мясо диких коз, сохатого, зайцев и белок, иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. На зиму заготовляли конину. Для жителей прибрежья Байкала рыба по важности не уступала мясу. Буряты широко употребляли в пищу ягоды, растения и коренья, заготовляли их на зиму. В местах развития хлебопашества в употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры
  • Мясо и различные молочные продукты были основными в питании бурят. Из молока приготовляли варенец (тараг), твёрдые и мягкие сыры (хурууд, бисла, хэзгэ, аарса), сушёный творог (айруул), пенки (урмэ), пахту (айрак). Из кобыльего молока приготовляли кумыс (гуний айрак), а из коровьего - молочную водку (архи). Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина, ели также мясо диких коз, сохатого, зайцев и белок, иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. На зиму заготовляли конину. Для жителей прибрежья Байкала рыба по важности не уступала мясу. Буряты широко употребляли в пищу ягоды, растения и коренья, заготовляли их на зиму. В местах развития хлебопашества в употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры
  • В народном искусстве бурят большое место занимают резьба по кости, дереву и камню, литьё, чеканка по металлу, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях.
  • Основные жанры фольклора — мифы, легенды, предания, героический эпос ("Гэсэр"), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространёнными у бурят (особенно у западных) были эпические сказания — улигэры, напр. "Аламжи Мэргэн", "Алтан Шаргай", "Айдуурай Мэргэн", "Шоно Батор" и др.
  • Широко бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигэрами, которые исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента (хуре). Наиболее популярным видом танцевального искусства является танец-хоровод ёхор. Существовали танцы-игры "Ягша", "Айсухай", "Ягаруухай", "Гуугэл", "Аярзон-Баярзон" и др. Разнообразны народные инструменты - струнные, духовые и ударные: бубен, хур, хучир, чанза, лимба, бичхур, сур и т.д. Особый раздел составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действа, мистерии.

Культура бурят

Наиболее значительными праздниками были тайлаганы, включавшие молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, различные игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана - весенний, летний и осенний. В настоящее время тайлаганы возрождаются в полной мере. С утверждением буддизма получили распространение праздники - хуралы, устраивавшиеся при дацанах. Наиболее популярные из них - Майдари и Цам, приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Цагаан cap), который считался началом Нового года. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов и республики.
  • Наиболее значительными праздниками были тайлаганы, включавшие молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, различные игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана - весенний, летний и осенний. В настоящее время тайлаганы возрождаются в полной мере. С утверждением буддизма получили распространение праздники - хуралы, устраивавшиеся при дацанах. Наиболее популярные из них - Майдари и Цам, приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Цагаан cap), который считался началом Нового года. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов и республики.
Достойными потомками из эхиритских и булагатских родов стали: великий иерарх буддизма XII Пандито Хамбо лама Даша-Доржо Иигэлов, один из основоположников бурятской поэзии Дамба Дашинимаев, первый бурятский детский писатель Бавасан Абидуев, драматург, прозаик Намжил Балдано, народный поэт Бурятии Алексей Бадаев, первый кинорежиссер Бурятии, киносценарист, актер, поэт Барас Халзанов, поэт Даша Дамбаев, краевед, историк, исследователь, поэт, народный целитель – Галдан Ленхобоев.
  • Достойными потомками из эхиритских и булагатских родов стали: великий иерарх буддизма XII Пандито Хамбо лама Даша-Доржо Иигэлов, один из основоположников бурятской поэзии Дамба Дашинимаев, первый бурятский детский писатель Бавасан Абидуев, драматург, прозаик Намжил Балдано, народный поэт Бурятии Алексей Бадаев, первый кинорежиссер Бурятии, киносценарист, актер, поэт Барас Халзанов, поэт Даша Дамбаев, краевед, историк, исследователь, поэт, народный целитель – Галдан Ленхобоев.
Вывод: Человек любой национальности должен знать культуру, историю своего народа. Традиции и обычаи, свою родословную.

Вывод:

  • Человек любой национальности должен знать культуру, историю своего народа.
  • Традиции и обычаи, свою родословную.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!