Урок литературы в 8-ом классе «”К нам едет ревизор”: галерея чиновников» (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») в русле системно-деятельностного подхода.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Цели:
образовательная:
деятельностная:
формирование способности учащихся к новому способу действия (договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, развивать связную монологическую речь, анализировать и обобщать);
развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
развивать аналитические умения на основе работы с текстом драматического произведения;
формировать читательскую культуру, развивая представление о специфике драматического произведения и выражения в нём авторской позиции.
Методические приёмы и формы работы:
характеристика персонажей;
составление таблицы;
работа в парах и группах;
индивидуальная работа с текстом произведения;
коллективное решение проблемных вопросов;
аналитическая коллективная и индивидуальная работа.
Оборудование:
Ход урока.
Эпиграфы:
«Всемирное произведение, обнажающее жизнь современного человека до самых глубин». Ю. Манн.
«…добродушные жулики из «Ревизора». Владимир Набоков.
Организационный этап.
- Заполните листки наблюдений (фамилия, имя, класс).
- Оставьте место для записи темы урока.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.
- Где развиваются события пьесы? (Россия. Уездный город.)
- Какое впечатление он произвёл на вас? (Ответы разные. Как правило: тягостное, мрачное впечатление.)
- Сколько времени необходимо, чтобы добраться до него? (Ответы разные: кто-то отсчитывает время от века нынешнего, кто-то отвечает словами из пьесы «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» и т.д.)
- Можно ли определить, в каком году происходят описываемые события? (Ответы опять разные, есть забавные: «Так кажется, что это происходит в наше время»; самые наблюдательные ребята ответят, что судья Ляпкин- Тяпкин «816 года был избран на трехлетие…», и сидит на должности 15 лет, значит, время действия- 1831 год.)
3. Актуализация знаний. Слово учителя.
К.С.Станиславский советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. При характеристике героев следует обратить внимание на замечания самого автора, на говорящие фамилии персонажей, их речевую характеристику, а также на внесценические персонажи.
- Какие герои произвели на вас удручающее, неприятное впечатление? (перечисляют практически всех персонажей пьесы.)
- Почему? Кто приносит наибольший вред городу? (чиновники.)
Словарная работа (запись в листы наблюдений).
1. Государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.
2. (перен.) Тот, кто ведет свою работу с холодным равнодушием, без интереса (неодобр.) ( из словаря С.И.Ожегова.)
- В каком значении употребляет это слово писатель?
Формулировка темы урока и запись её в лист наблюдений. (Слайд: рисунок Гоголя к пьесе, изображающий городничего, собравшего всех чиновников.)
4. Постановка целей и задач урока.
- Выяснить, кто и как управляет городом.
- Какие качества чиновников изображает Н.В.Гоголь.
- Какие приемы использует автор, чтобы лучше раскрыть образы чиновников.
5. Первичное закрепление. Анализ пьесы.
- Представьте, что вы работаете в следственном отделе полиции. Вам предстоит задача: собрать как можно больше материала о чиновниках. Где будете брать этот материал? (Из «Замечаний для господ актеров», из разговора, наставлений, которые дает городничий собравшимся, из коротких реплик, ремарок и т.д.)
- Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики. (Заполнение листа наблюдений ответами: 1. 1; 2. 6; 3. 4; 4. 2; 5. 7; 6. 3; 7. 5. Слайд с таблицей.)
1. Городничий. | 1. «неглупый по-своему человек» |
2. Жена Городничего. | 2. «умнее своего барина» |
3. Хлестаков. | 3. «очень услужлив и суетлив» |
4. Осип. | 4. «молодой человек, несколько приглуповат» |
5. Ляпкин – Тяпкин. | 5. «простодушный до наивности» |
6. Земляника. | 6. «провинциальная кокетка» |
7. Почтмейстер. | 7. «…прочитавший 5-6 книг» |
- Чем являются «Замечания..» в композиции произведения? (Своеобразным прологом.)
- Предложите, как будет лучше систематизировать материал. (В форме таблицы.)
6. Работа с текстом в группах. Заполнение таблицы. (Каждая группа заполняет характеристику своего персонажа.) Таблицы раздаются заранее.
Имя чиновника | Сфера городской жизни, которой он руководит | Информация о положении дел в этой сфере | Характеристика героя по тексту |
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский | | | |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин | | | |
Артемий Филиппович Земляника | | | |
Лука Лукич Хлопов | | | |
Иван Кузьмич Шпекин | | | |
Выступление групп с характеристиками героев. (Во время выступления показываются слайды с изображением соответствующего персонажа.)
Имя чиновника | Сфера городской жизни, которой он руководит | Информация о положении дел в этой сфере | Характеристика героя по тексту |
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский | Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства | Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются | «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..» |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин | Судья | Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян. | «Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну» |
Артемий Филиппович Земляника | Попечитель богоугодных заведений | «Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют | « Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет» |
Лука Лукич Хлопов | Смотритель училищ | Учителя «имеют очень странные поступки» | Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». |
Иван Кузьмич Шпекин | Почтмейстер | Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят | Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете» |
7. Сделаем выводы. (Слайд с общей характеристикой персонажей.)
- Определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор». (Драма, потому что герои характеризуются в основном речью.)
- Какие приём использовал Гоголь при создании характеристики героев: юмор, сатиру, иронию? Учащиеся могут затрудняться с ответом.)
Запись в лист наблюдений. (Слайд.)
Юмор , -а,м. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
2. В искусстве:изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
3. Насмешливая, шутливяа речь.\\прилагательное юмористический,-ая,-ое.
(С.И.Ожегов)
Ирония – тонкая,скрытая насмешка.
(С.И.Ожегов)
Сатира, -ы, ж. 1.Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
2. Обличающее, бичующее осмеяние \\ прилагательное сатирический, -ая,-ое. С.жанр, С.стиль.
(С.И.Ожегов)
8. Литературный диктант.
«Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович.)
«Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков.)
(Входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.)
«Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.)
«(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий.)
«Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
9. Рефлексия. Тест по комедии.
1. Чем являются «Замечания…» в композиции комедии?
А) Эпилогом.
Б) Завязкой.
В) Прологом.
2. Кто из чиновников великий дипломат и пройдоха?
А) Земляника.
Б) Городничий.
В) Ляпкин-Тяпкин.
3. У кого «этакое рассуждение на лице»?
А) Добчинский.
Б) Бобчинский.
В) Хлестаков.
4. От кого такой запах, будто он вышел из винокуренного завода?
А) Ляпкин-Тяпкин.
Б) Почтмейстер.
В) Заседатель.
5. Какие пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников уездного города?
А) Казнокрадство, самоуправство, безнаказанность.
Б) Чтение чужих писем.
В) Отсутствие чувства юмора, подобострастие.
- Работа в парах. Учащиеся Обмениваются тестами и проверяют их, выставляя оценки (Сравнивают с эталоном на доске. Слайд.)
11. Подведение итогов.
- Какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В. Гоголь? (Взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством, скотская грубость перед низшими, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, подобострастие.)
12. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (задание 3 – индивидуально.)
1) Перечитайте 2 и 3 действия комедии.
2) Сравните две сцены 1 действия (3-е и 5-е явления). Чем различается в них смех?
3) Подготовьте рассказ о Хлестакове.