СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"К нам едет ревизор: галерея чиновников".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изображение чиновников в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".Развитие аналитических умений учащихся на основе работы с текстом драматического произведения. Формирование способности учащихся к новому способу действия и развитие творческих ьспособностей учеников.

Просмотр содержимого документа
«"К нам едет ревизор: галерея чиновников".»

Урок литературы в 8-ом классе «”К нам едет ревизор”: галерея чиновников» (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») в русле системно-деятельностного подхода.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Цели:

образовательная:

  • развитие навыков анализа текста и характеристики героев;

  • расширение понятийной базы и закрепление знаний литературоведческих терминов;

деятельностная:

  • формирование способности учащихся к новому способу действия (договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, развивать связную монологическую речь, анализировать и обобщать);

  • развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • развивать аналитические умения на основе работы с текстом драматического произведения;

  • формировать читательскую культуру, развивая представление о специфике драматического произведения и выражения в нём авторской позиции.

Методические приёмы и формы работы:

  • характеристика персонажей;

  • составление таблицы;

  • работа в парах и группах;

  • индивидуальная работа с текстом произведения;

  • коллективное решение проблемных вопросов;

  • аналитическая коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация;

  • демонстрационная таблица;

  • раздаточный материал.

Ход урока.

Эпиграфы:

«Всемирное произведение, обнажающее жизнь современного человека до самых глубин». Ю. Манн.

«…добродушные жулики из «Ревизора». Владимир Набоков.

  1. Организационный этап.

- Заполните листки наблюдений (фамилия, имя, класс).

- Оставьте место для записи темы урока.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.

- Где развиваются события пьесы? (Россия. Уездный город.)

- Какое впечатление он произвёл на вас? (Ответы разные. Как правило: тягостное, мрачное впечатление.)

- Сколько времени необходимо, чтобы добраться до него? (Ответы разные: кто-то отсчитывает время от века нынешнего, кто-то отвечает словами из пьесы «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» и т.д.)

- Можно ли определить, в каком году происходят описываемые события? (Ответы опять разные, есть забавные: «Так кажется, что это происходит в наше время»; самые наблюдательные ребята ответят, что судья Ляпкин- Тяпкин «816 года был избран на трехлетие…», и сидит на должности 15 лет, значит, время действия- 1831 год.)

3. Актуализация знаний. Слово учителя.

К.С.Станиславский советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. При характеристике героев следует обратить внимание на замечания самого автора, на говорящие фамилии персонажей, их речевую характеристику, а также на внесценические персонажи.

- Какие герои произвели на вас удручающее, неприятное впечатление? (перечисляют практически всех персонажей пьесы.)

- Почему? Кто приносит наибольший вред городу? (чиновники.)

Словарная работа (запись в листы наблюдений).

1. Государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.

2. (перен.) Тот, кто ведет свою работу с холодным равнодушием, без интереса (неодобр.) ( из словаря С.И.Ожегова.)

- В каком значении употребляет это слово писатель?

Формулировка темы урока и запись её в лист наблюдений. (Слайд: рисунок Гоголя к пьесе, изображающий городничего, собравшего всех чиновников.)

4. Постановка целей и задач урока.

- Выяснить, кто и как управляет городом.

- Какие качества чиновников изображает Н.В.Гоголь.

- Какие приемы использует автор, чтобы лучше раскрыть образы чиновников.

5. Первичное закрепление. Анализ пьесы.

- Представьте, что вы работаете в следственном отделе полиции. Вам предстоит задача: собрать как можно больше материала о чиновниках. Где будете брать этот материал? (Из «Замечаний для господ актеров», из разговора, наставлений, которые дает городничий собравшимся, из коротких реплик, ремарок и т.д.)

- Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики. (Заполнение листа наблюдений ответами: 1. 1; 2. 6; 3. 4; 4. 2; 5. 7; 6. 3; 7. 5. Слайд с таблицей.)

1. Городничий.

1. «неглупый по-своему человек»

2. Жена Городничего.

2. «умнее своего барина»

3. Хлестаков.

3. «очень услужлив и суетлив»

4. Осип.

4. «молодой человек, несколько приглуповат»

5. Ляпкин – Тяпкин.

5. «простодушный до наивности»

6. Земляника.

6. «провинциальная кокетка»

7. Почтмейстер.

7. «…прочитавший 5-6 книг»



- Чем являются «Замечания..» в композиции произведения? (Своеобразным прологом.)

- Предложите, как будет лучше систематизировать материал. (В форме таблицы.)

6. Работа с текстом в группах. Заполнение таблицы. (Каждая группа заполняет характеристику своего персонажа.) Таблицы раздаются заранее.

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский




Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин




Артемий Филиппович Земляника




Лука Лукич Хлопов




Иван Кузьмич Шпекин






Выступление групп с характеристиками героев. (Во время выступления показываются слайды с изображением соответствующего персонажа.)

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья

Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ

Учителя «имеют очень странные поступки»

Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер

Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят

Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»



7. Сделаем выводы. (Слайд с общей характеристикой персонажей.)

- Определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор». (Драма, потому что герои характеризуются в основном речью.)

- Какие приём использовал Гоголь при создании характеристики героев: юмор, сатиру, иронию? Учащиеся могут затрудняться с ответом.)

Запись в лист наблюдений. (Слайд.)

Юмор , -а,м. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

2. В искусстве:изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

3. Насмешливая, шутливяа речь.\\прилагательное юмористический,-ая,-ое.

(С.И.Ожегов)

Ирония – тонкая,скрытая насмешка.

(С.И.Ожегов)

Сатира, -ы, ж. 1.Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

2. Обличающее, бичующее осмеяние \\ прилагательное сатирический, -ая,-ое. С.жанр, С.стиль.

(С.И.Ожегов)

8. Литературный диктант.

«Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович.)

«Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков.)

(Входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.)

«Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.)

«(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий.)

«Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)

9. Рефлексия. Тест по комедии.

1. Чем являются «Замечания…» в композиции комедии?

А) Эпилогом.

Б) Завязкой.

В) Прологом.

2. Кто из чиновников великий дипломат и пройдоха?

А) Земляника.

Б) Городничий.

В) Ляпкин-Тяпкин.

3. У кого «этакое рассуждение на лице»?

А) Добчинский.

Б) Бобчинский.

В) Хлестаков.

4. От кого такой запах, будто он вышел из винокуренного завода?

А) Ляпкин-Тяпкин.

Б) Почтмейстер.

В) Заседатель.

5. Какие пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников уездного города?

А) Казнокрадство, самоуправство, безнаказанность.

Б) Чтение чужих писем.

В) Отсутствие чувства юмора, подобострастие.

- Работа в парах. Учащиеся Обмениваются тестами и проверяют их, выставляя оценки (Сравнивают с эталоном на доске. Слайд.)

11. Подведение итогов.

- Какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В. Гоголь? (Взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством, скотская грубость перед низшими, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, подобострастие.)

12. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (задание 3 – индивидуально.)

1) Перечитайте 2 и 3 действия комедии.

2) Сравните две сцены 1 действия (3-е и 5-е явления). Чем различается в них смех?

3) Подготовьте рассказ о Хлестакове.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!