К нам гости вновь пришла зима
Цель: расширение кругозора уч-ся, обобщение знаний о зиме: стихи, загадки, песни; привитие любви к русской поэзии, развитие познавательной активности, связной речи, воспитание любви к природе, ответственности за ее обитателей.
1. Вступ. слово
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл
И вот сама идет волшебница…(зима)
2. Беседа
- О чем поведем мы разговор, догадались?
- А почему?
Ролик (Вивальди)
3. Воспит. Сегодняшнее занятие мы посвятим холодному, но такому удивительному времени года – зиме. Зима – владыка трех месяцев. Каких? (декабрь, январь, февраль)
Показ репродукций картин
4. Народ русский сложил о месяцах года, зиме стихи, пословицы, загадки, песни. О них мы и продолжим наш разговор.
Пословицы.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Январь году начало, зиме середина.
- В феврале зима с весной встречаются впервой.
Что же значит каждая из зимних пословиц?
6. Воспит. Зима у нас разная: холодная, вьюжная, снежная, лютая, ветреная, студеная
У поэтов она - красавица, шалунья, волшебница, чародейка.
7. А теперь стихи о зиме нам прочитают ребята
- Пушистые и белые зима наряды сделала.
И для лесов и для полей –
Пускай им будет веселей.
- Снег пушистый, серебристый
Легким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
- Налетели вдруг метели,
Закружили и запели,
И совсем неясно мне,
Будет ли конец зиме?
- Деревьям всем в лесочке
Зима дала платочки.
И в шубки их одела-
Сама повеселела.
- Все бело кругом, красиво
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла зима.
- С утра неохотно зима хлопотала-
Опавшие листья в саду подметала.
Потом за работу взялась горячей
И льдом застелила притихший ручей.
- Потом, поднимаясь все выше и выше,
Зима побелила заборы и крыши,
Укутала ветки дубка и сосны,
Чтоб сладко спалось им до самой весны.
- Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях:
«Здравствуй, зимушка-зима!»
8. Молодцы, ребята! Стихи хорошо вы читаете, а загадки о зиме отгадаете?
- Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
- Растет зимой, не летом и сверху вниз при этом? (сосулька)
- В небе звездочкой летала, на ладошке каплей стала? (снежинка)
- Куча снега на пути ни проехать, ни пройти (сугроб)
- И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней)
- Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает и в ладошке и во рту (снег)
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед)
- Не умеет он играть, а заставит танцевать. Нарумянит всех людей, кто же этот чародей? (мороз)
- Чудо-дворник перед нами: загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб? (снегоуборочная машина)
- Вокруг шеи свернулся калачик, от мороза детишек он прячет? (шарф)
- Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять? (снегирь)
8.Настало время отдохнуть, потом отправимся мы в путь
Физкультминутка
9. Воспит. Природа в зимнюю пору совсем иная. Она словно бы погружается в сказочный сон. Спят многие лесные жители, но далеко не все. Вы попали в зимний лес: мимо вас пролетают с веселым свистом и писком птицы
Видео
- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
- Каких зимующих птиц вы знаете? (вороны, воробьи, зяблики, снегири, синицы, чижи, совы, голуби, овсянки, сойки, дятлы, клесты).
Птицы – дети воздуха, защитники лесов, полей огородов, без них нам не обойтись. Однако зимой, с наступлением морозов им становится трудно. Почему? (трудно добывать корм)
Зимой много птиц погибает от холода, голода, мы, люди, должны помочь им. Чем? Как?
Кормушки, куда мы с вами будем насыпать корм, помогут пернатым в трудный зимний период. Давайте все вместе несколько столовых для наших птах. Поможем им, поддержим их в зимой, когда так трудно птицам прокормиться.
10. Звучит музыка. Дети работают. Взрослые им помогают.
Молодцы, молодцы. Хорошо потрудились, кормушки для птичек у вас получились. Не забывайте зернышки в них положить, зимой так пташкам легче будет жить.
11. М. Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять родину». От нас с вами, ребята, Многое зависит: будут ли через 10, 20, 100 лет на нашей планете леса, будут ли в них петь птицы. Оглянитесь вокруг – везде жизнь таинственная и удивительная. Она нас радует. Все это дарит нам природа. Природа – наш друг. А с ним нужно дружить всегда, в любое время года, особенно зимой, что пришла к нам в гости.
12. Итоговая беседа.
- Что запомнилось вам в нашем занятии?
- Что нового вы узнали?
- Что вам особенно понравилось?
13. Песня о зиме.