СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«к о м п ь ю т е р н а я      г р а м о т н о с т ь»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«К О М П Ь Ю Т Е Р Н А Я      Г Р А М О Т Н О С Т Ь»

(для детей среднего школьного возраста)

Просмотр содержимого документа
««к о м п ь ю т е р н а я      г р а м о т н о с т ь»»

Дарченкова Ирина Алексеевна,

воспитатель БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без

попечения родителей, №1»

г. Вологда, Российская Федерация

160002

тел. 89114470612

e-mail: [email protected]



АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«К О М П Ь Ю Т Е Р Н А Я Г Р А М О Т Н О С Т Ь»

(для детей среднего школьного возраста)


Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков.

Кружок «Компьютерная грамотность» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с младших лет.

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В возрасте 11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. Обучающиеся шестого класса уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их в этом им помогут текстовые редакторы. К обучающимся седьмого, восьмого, девятого классов предъявляются более высокие требования. Они должны уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.

Сегодня компьютер является неотъемлемой частью деятельности человека.



Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей, математического и логического мышления; дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Wihdows , текстовом редакторе Блокнот, графическом редакторе Paiht.

Основные задачи программы:

обучающие:

  • формирование представлений об информатике, знакомство с основами алгоритмизации, развитие математических способностей и логического мышления, расширение технического кругозора;

  • знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, цветоподачи, оформления;

  • привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.

  • развивающие:

  • подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную личную самореализацию.

  • раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;

  • привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса.

воспитывающие:

  • формирование информационной и полиграфической культуры обучающихся;

  • привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;

  • развитие мотивации личности к познанию;

Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством. Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения компьютерной графики как вида искусства, о возможностях компьютерной графики при создании буклетов, брошюр, коллажей. Обучающиеся приобретут навыки по технологии создания произведений на основе сочетания компьютерной графики и литературного слова.

Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, вкуса.

Организация занятий кружка и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики. Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.

Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.

Воспитательное воздействие станет особенно актуальным, если знакомство с компьютерной грамотностью выйдет на уровень практической деятельности обучающегося и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, дискам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.

Прогнозируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

• осознавать потребность в дополнительной информации;

• определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;

• анализировать полученные из наблюдений сведения;

• представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

• создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;

• работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

• уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

• создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

• производить поиск по заданному условию;

• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;

• создавать свое портфолио;

• создать презентацию на любую тематику;

• уметь работать с программой Excel.

В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» обучающиеся должны:

  • называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);

  • называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);

  • приводить примеры количественной и качественной информации;

  • определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;

  • ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

  • применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;

  • знать правила поведения в компьютерном классе;

  • уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);

  • называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);

  • уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);

  • уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники;

  • уметь самостоятельно использовать в единстве программы компьютера для оформления документов;

  • иметь элементарные навыки работы на компьютере.

Методическое обеспечение программы

Особенности учебной методики работы с детьми.

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуроневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса «Компьютерная грамотность» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Содержание учебной программы

«Основы компьютерной графики» (10 часов)

Тема 1. Обучение работе на компьютере (2 часа)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Назначение основных устройств компьютера. Из чего состоит компьютер? Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура.

Тема 2. Информация. Логика и информация (1 час)

Что такое информация. Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Хранение и обработка информации. Кодирование и декодирование информации.

Тема 3. Освоение среды графического редактора Paint (2 часа)

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью графического редактора.

Тема 4. Редактирование рисунков (3 часа)

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске, съемных дисках. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.

Тема 5. Точные построения графических объектов (2 часа)

Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Отражение и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.

«Изучаем текстовые редакторы» (10 часов)

Тема 1. Общая характеристика текстового процессора (1 час)

История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначение основного меню. Команды основного меню текстового редактора. Технология ввода текста.

Тема 2. Текстовый редактор Блокнот (1 час)

Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение. Компьютерный практикум.

Тема 3. Текстовый редактор WordPad (1 часа)

Оформление абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки. Компьютерный практикум.

Тема 4. Текстовый редактор Microsoft Word (7 часов)

Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов. Компьютерный практикум.

«Создание презентаций в среде PowerPoint» (9 часов)

Тема 1. Назначение приложения PowerPoint (1 час)

Возможности и область использования приложения Power Point . Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов.

Тема 2. Базовая технология создания презентаций (2 часа)

Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.

Тема 3. Создание презентаций (3 часа)

Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Тема 4. Компьютерный практикум (3 часа)

Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.

Обработка числовой информации (5 часов)

Тема 1. Назначение приложения МS Excel (1 час)

Электронные таблицы. Окно программы МS Excel. Запуск программы.

Тема 2. Работа с МS Excel (2 часов)

Подготовка простой таблицы. Относительные и абсолютные ссылки. Типы и формат данных. Ввод в ЭТ чисел, текста и формул. Встроенные функции. Работа с формулами и функциями. Расчетные операции. Решение уравнений с помощью ЭТ. Диаграммы и графики. Дополнительные возможности ЭТ. Основные статистические и математические функции Excel. Логические операции в Excel. Математические модели в Excel.

Итоговое повторение (2 часа)

Выполнение и защита творческого итогового проекта.


Список использованной литературы

  1. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова. -3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. -191 с.: ил.

  2. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. -208 с.: ил.

  3. Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. -3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. -320 с.: ил.

  4. Гилярова М.Г., Информатика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы». Изд. 2-е, переработанное/сост. М.Г. Гилярова. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 112 с.

  5. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.

  6. Макарова Н.В.,Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер. 2006.-288с.: ил.

  7. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие/Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова, О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО. - 2003.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!