СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.Урок в 4 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.Урок в 4 классе.»

Конспект урока по литературному чтению

4 класс

Тема урока: К Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель: совершенствование навыка осмысленного, выразительного чтения,

способствовать расширению кругозора  детей, приобщению к искусству, духовной культуре; способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Планируемые предметные результаты урока:

Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).

Метапредметные результат:

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.

Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию в книге.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; адекватно использовать речь для планирования регуляции своей деятельности.

Личностные УУД: формирование системы нравственно этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуация



Ход урока

I.Организационный момент

Много есть в году различных праздников:

Именины, день рождения, Новый год.

И у нас сегодня с вами праздник,

К нам пожаловали гости на урок!

- Ребята, поприветствуйте наших гостей!

Возьмитесь за руки, мысленно пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

У вас прекрасное настроение - начинаем урок.

II.Целеполагание:

III.Актуализация опорных знаний

1.Артикалюционная гимнастика

Упражнение « Улыбка», «Леденец», «Дудочка», « Лощадка»

2.Речевая разминка

Работа со скороговоркой
Ладони поочерёдно ударяют о край стола то внутренней , то тыльной стороной.

 От топота, копыт пыль по полю летит.

А) медленное;

Б) С ускорением;

В) вопросительное

Г) удивленное.

IV.Мотивация учебной деятельности

Вы любите , тайны? Каждое художественное произведение - тайна. Разгадать её может только очень внимательный человек.

Над каким произведением мы работаем?

Кто автор этого произведения?

Прочитайте последние 4 слова произведения. (…чем должен жить человек…)

- Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие).

-Для чего автор поставил многоточие? (Есть продолжение или недосказанность, что что-то нужно домыслить…)

В литературе это называют: риторический вопрос. Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.

Как вы думаете, какая задача стоит перед нами?.( Мы должны ответить на вопрос «Чем должен жить человек».

V.Обобщение изученного материала

1. Подготовка к художественному восприятию произведения

Проверим понимание произведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке

-Какова тема рассказа?

(Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)

Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)

Вы дома озаглавили части этого рассказа.

Возьмите тетрадь своего соседа и проверьте выполнение д/з

(обмен тетрадями, проверка)

Примерный план

1. Встреча. 1 Встреча

2. В доме композитора. 2 Рождение музыки

3. Дагни в гостях. 3. В гостях у тетушки

4. На концерте. 4 Благодарность Дагни.

2.Работаем над 1 частью рассказа.

-Как вы ее озаглавили?

У рассказа очень красивое начало. Вспомните с чего он начинается? (С описания осеннего горного леса)Пересказ близко к тексту Описание осеннего леса.

Какой воздух в лесу?

С чем сравнивает листья?

С кем сравнивает писатель эхо?

3.Сценка «Встреча в лесу»

4.Беседа о прочитанном

-Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить.

Что в разговоре самое главное?

_Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

Давайте поразмышляем.

-Что надеялась получить Дагни в подарок? (Игрушку. Куклу, зайца).

-Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? ( Григ задумал очень сложный- духовный подарок-музыку Он обещает подарить свой подарок позже.)

-Когда Григ обещает подарить его? (Через 10 лет)

-Сколько лет будет тогда Дагни?.

5.Характеристика девочки.

(1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.

Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.

Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)

Вывод: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

6.2 частьВыборочное чтение

- Как вы ее озаглавили?

- Что украшало дом композитора?(рояль)

Почему он выбросил ковры, портьеры и мягкую мебель?

Как называли друзья его дом?

- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?(больше месяца)

Прочитайте кого видел Григ ,когда писал музыку.

-Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Прочитайте.

Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один.

Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте.

В чем Эдвард Григ видел свое счастье?

(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)

VI Физкультминутка

7. 3 частьПересказ

Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа?

Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене.

- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?

Где и кем работали тетушка Магда и дядюшка Нильс ?

Где они жили?

Портрет Дагни.

Дагни….какая она???

(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.) Только теперь она взрослая девушка.

8. 4 часть. Работа с музыкальным произведением

Как мы ее озаглавили?

- Музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".

- Итак, какая же музыка по характеру?

- Как композитор передаёт картину природы в музыке?

- Как меняется музыка.

9.Выборочное чтение

- Найдите в тексте строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке. («Мелодия росла … до «... шум её моря»).

- За что Дагни была благодарна Григу? Прочтите эти строки. («Он умер … до конца).

Не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.

Кто – то может мне сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

(Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку.Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)

VII. Итог урока.

- Так чем же должен жить человек? (Делать добро и дарить его людям без возврата.)

Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ

- Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времен будут признательны им за это.

VIII. Рефлексия

Пригодятся ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни? Какие выводы сделали для себя?

(Будем чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.)

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным!

IX. Домашние задание

Написать пожелание Дагни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!