Тема: К. Г. Паустовский «Подарок».
Цель: формировать умение анализировать литературное произведение: выделять основную мысль, работать по содержанию текста
развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы, умение наблюдать
учить сравнивать описания природы;
воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Оборудование к уроку: презентация к уроку, иллюстрации, картины по теме произведения, учебник Литературное чтение Бобло И.М.- Мн.,2013
Ход урока.
1.Организационнай момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня.
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью.
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…. Здравствуйте!!!
- Вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.
2. Актуализация знаний.
Вводная беседа.
- Сейчас послушаем небольшие заметки, в которых рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я думаю, что вы узнаете, и назовете рассказы и героев, о которых услышите.
Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.
-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Барсучий нос»)
-Что или кто объединяет эти произведения? (Автор К. Г. Паустовский)
- О чем писал Паустовский? (о природе)
-Действительно, природа для него - эта книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.
3.Работа над новым материалом.
Сообщение темы урока.
- Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым познакомимся сегодня на уроке.
«Подарок».
Словарные слова.
- В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение.
Первичное чтение.
Не дочитав до конца рассказ, задаю вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
Вопросы после чтения.
- Какой подарок принес Ваня?
- Удалось сохранить память о лете всю зиму?
Работа над содержанием.
Чтение первой части.
-О чем говорится в первой части?
Чтение про себя первой части.
-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?
-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
-Почему Ваня подарил своему другу березку? Зачитайте.
-Что сделали с березкой?
- Прижилась она дома?
Чтение второй части.
-О чем повествует вторая часть?
-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?
Чтение про себя второй части.
-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)
-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?
-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение?
- Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.
- Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
- Что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе?
-Какая основная мысль произведения?
- Давайте сравним описания природы в рассказах «Подарок» и «Барсучий нос», заполним таблицу – это поможет нам определить основную мысль произведения.
- В своих произведениях К. Г. Паустовский сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.
Закон природы –
-Посмотрим, насколько вы внимательны. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.
4.Итог урока.
-Что такое подарок? - Вещь, которую даритель по собственному желанию преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу .
-Какой корень у слова подарок? Подберем родственные слова -
Дар, дарение, дарить, благодарение, благодарность, дарование, подарочек, подарить, раздарить
- Какой должен быть подарок?
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает.
5.Оценка знаний.
6.Домашнее задание. Прочитать и ответить на вопросы с.64