Вступительное слово учителя. | Есть души - пустые, а сердца – каменные. Там нет места выражению «зарубки на сердце». - Может ли книга, рассказ оставить болезненный след в душе человека? - Марлен Дитрих – красавица, великая немецкая и американская актриса, певица. Будучи в Москве её спросили, что бы она хотела увидеть: Кремль, Большой театр, мавзолей? И эта как бы недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: "Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!" Сказать, что присутствующие были ошарашены, - значит не сказать ничего. Мировая звезда - и какой-то Паустовский?! Что за бред?! Все зашептались - что-то тут не то! Начальник, тоже обалдевший поначалу, опомнился первым, дошло: с жиру звезда бесится. Ничего, и не такие причуды полоумных звезд пережили! И всех мигом - на ноги! И к вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. И вот пришлось - с непривычки неумело - умолять. Умолили... И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, гордая валькирия, подруга Ремарка и Хемингуэя, - и вдруг, не сказав ни единого слова, молча грохнулась перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер, как в параличе. И только потом вдруг – медленно,неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! - начал вставать. И встали все. И чей-то женский голос вдруг негромко выкрикнул что-то потрясенно-невнятное, и зал сразу прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий! А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского "Телеграмма", который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству. И, быстро утерев последнюю, совсем уж бриллиантовую слезу, Марлен сказала - очень просто: "С тех пор я чувствовала как бы некий долг - поцеловать руку писателя, который это написал. И вот - сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем - и спасибо России!" ВЫВОД: Рассказ Паустовского явился «зарубкой» на сердце Марлен Дитрих. - Оставит ли свою «зарубку» этот рассказ в ваших сердцах? Мы узнаем об этом в конце урока. | СЛАЙД №1 «Зарубки на сердце» - неизгладимый, болезненный след в душе. СЛАЙД №2 «М.Дитрих и К.Паустовский» |
Идём к формулировке темы, целеполаганию. | Итак, Паустовский назвал свой рассказ «Телеграмма». Телеграмма – простая бумажка, которой уже нет места в век «Интернета». Простая бумажка… Так ли это? Откройте тетради, запишите дату, оставьте место для темы. Запишите свои ассоциации – существительные, связанные со словом «телеграмма» (страх, горе, слёзы…) - Что вы записали? - Какие чувства вызывают у вас эти слова? (Чувство щемящей боли, тревоги) - Кто из героев рассказа должен был испытывать это чувство? Почему? (Настя, у неё в Заборье осталась мать, к которой она не приезжала уже 3 года) - Что должна испытывать мать, которую забыли? (Обиду, …) - Какое слово служит доказательством этому? Как Катерина Петровна называет Настю? ( Ненаглядная) - Что имеет в виду Катерина Петровна, называя Настю «ненаглядной»? (Добрая, хорошая…) - Как можно определить тему урока, опираясь на наш диалог? = ТЕМА:«Ненаглядная моя…(?) Ненаглядная!» - Запишите тему, но почему я поставила вопрос после слова «ненаглядная»? -Сформулируйте цель урока. (Есть ли герои, достойные этого удивительного слова?) | СЛАЙД №3: образец телеграммы СЛАЙД №4: 1 телеграмма: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». 2 телеграмма: «Катя помирает. Тихон». |
Работа по теме. Поговорим о героях. | - Где живёт Настя? Чем она занимается? (стр.83) - Найдите портрет Насти. (стр.83) - На что обращает внимание автор? (на холодные глаза) - Что он хочет этим сказать? ( О холодности души) - Какие поступки подчёркивают холодность души Насти? ( Письмо – стр.83) - Можно ли было остаться равнодушной к этому письму? - Что бы сделали вы? А как поступила Настя? Почему не поехала? Были ли на это серьёзные причины? (стр.85) - Какой ещё поступок говорит о холодности души Насти? - Как повела себя героиня, получив телеграмму? (стр.86) - Почему не бросилась на вокзал сразу? - Достойна ли Настя быть «ненаглядной»? ВЫВОД: … - Но есть ли герои, которым хочется сказать «ненаглядная моя»? (Да.Это Катерина Петровна) Рассказ от лица героини. - Почему Катерину Петровну можно назвать «ненаглядной»? ВЫВОД: Любая мать достойна быть «ненаглядной». - Но есть ли другие герои, ровесницы Насти, которым хочется сказать «ненаглядная»? (да, учительница) - В чём смысл этого эпизода? - Что отличает учительницу от Насти? | СЛАЙД №5: грамзапись «Письмо Насте» СЛАЙД №6: телеграмма. СЛАЙД №7: квитанция СЛАЙД №8: грамзапись |
Заключение. | - Кого из героев вы можете узнать в песне Светланы Лазаревой? (Катерина Петровна, учительница) - Достойна ли она прощения? - В чём её грех? (обращение к эпиграфу) - В чём её наказание?( она никогда не сможет попросить прощение у матери) - Но сможет ли Настя, даже после смерти, простить Катерину Петровну даже после смерти? ПУСТЬ ОТВЕТОМ ПОСЛУЖИТ РОЛИК. | СЛАЙД №9: песня Лазаревой. РОЛИК. |