СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Паустовский "Телеграмма".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме К.Паустовский "Телеграмма". 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе, 8 класс»


Урок литературы в 8 классе.

Тема: «Ненаглядная моя… (?) Ненаглядная!»

Цели:

- опираясь на слайдовую презентацию, текст рассказа, выступления ребят, грамзапись, оценить поведение и поступки героев: Катерины Петровны, Насти, учительницы относительно эпитета «ненаглядная»;

- воспитание уважения любви и чувства благодарности к близким людям.

Оформление: портрет писателя, ИКТ, грамзапись, эпиграф.

Ход урока:

«Чти отца своего и матерь твою…»

(5-я заповедь Божия)

  1. Орг. момент.



  1. Вступительное слово учителя.

  • Урок литературы есть маленькое путешествие в нравственный мир человека. Для этого мира приемлемы слова: Совесть, Душа, Поступок.

Есть души - пустые, а сердца – каменные. Там нет места выражению «зарубки на сердце».

- Может ли книга, рассказ оставить болезненный след в душе человека?

  • Я не требую от вас ответа. Пусть ответом послужит удивительная история.

- Марлен Дитрих – красавица, великая немецкая и американская актриса, певица. Будучи в Москве её спросили, что бы она хотела увидеть: Кремль, Большой театр, мавзолей? И эта как бы недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: "Я бы хотела увидеть советского писателя
Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!"

Сказать, что присутствующие были ошарашены, - значит не сказать ничего. Мировая
звезда - и какой-то Паустовский?! Что за бред?! Все зашептались - что-то тут не то! Начальник, тоже обалдевший поначалу, опомнился
первым, дошло: с жиру звезда бесится. Ничего, и не такие причуды
полоумных звезд пережили! 

И всех мигом - на ноги! И к вечеру
этого самого Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой
больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили.
Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался.
Потребовали! Не вышло. И вот пришлось - с непривычки неумело - умолять.
Умолили...

И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, гордая валькирия,
подруга Ремарка и Хемингуэя, - и вдруг, не сказав ни единого слова,
молча грохнулась перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала
ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому
абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и
замер, как в параличе. И только потом вдруг – медленно,неуверенно,
оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! - начал вставать. И встали все. И
чей-то женский голос вдруг негромко выкрикнул что-то
потрясенно-невнятное, и зал сразу прорвало просто бешеным водопадом
рукоплесканий! 

А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих,
Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но
самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ
советского писателя Константина Паустовского "Телеграмма", который она
случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике,
рекомендованном немецкому юношеству. 

И, быстро утерев последнюю, совсем уж бриллиантовую слезу, Марлен сказала - очень
просто: "С тех пор я чувствовала как бы некий долг - поцеловать руку
писателя, который это написал. И вот - сбылось! Я счастлива, что я
успела это сделать. Спасибо вам всем - и спасибо России!"

ВЫВОД: Рассказ Паустовского явился «зарубкой» на сердце Марлен Дитрих.

- Оставит ли свою «зарубку» этот рассказ в ваших сердцах? Мы узнаем об этом в конце урока.






СЛАЙД №1 «Зарубки на сердце» - неизгладимый, болезненный след в душе.


СЛАЙД №2 «М.Дитрих и К.Паустовский»

  1. Идём к формулировке темы, целеполаганию.

  • Итак, Паустовский назвал свой рассказ «Телеграмма».

  • Телеграмма – простая бумажка, которой уже нет места в век «Интернета». Простая бумажка… Так ли это?

  • Откройте тетради, запишите дату, оставьте место для темы. Запишите свои ассоциации – существительные, связанные со словом «телеграмма» (страх, горе, слёзы…)

  • Допишите ассоциации, опираясь на тексты телеграмм непосредственно из рассказа.

- Что вы записали?

- Какие чувства вызывают у вас эти слова? (Чувство щемящей боли, тревоги)

- Кто из героев рассказа должен был испытывать это чувство? Почему? (Настя, у неё в Заборье осталась мать, к которой она не приезжала уже 3 года)

- Что должна испытывать мать, которую забыли? (Обиду, …)

- Какое слово служит доказательством этому? Как Катерина Петровна называет Настю? ( Ненаглядная)

- Что имеет в виду Катерина Петровна, называя Настю «ненаглядной»? (Добрая, хорошая…)

- Как можно определить тему урока, опираясь на наш диалог? = ТЕМА:«Ненаглядная моя…(?) Ненаглядная!»

- Запишите тему, но почему я поставила вопрос после слова «ненаглядная»?

-Сформулируйте цель урока. (Есть ли герои, достойные этого удивительного слова?)

СЛАЙД №3: образец телеграммы





СЛАЙД №4: 1 телеграмма: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

2 телеграмма: «Катя помирает. Тихон».









  1. Работа по теме.

Поговорим о героях.

  • Настя – одна из героинь рассказа.

- Где живёт Настя? Чем она занимается? (стр.83)

- Найдите портрет Насти. (стр.83)

- На что обращает внимание автор? (на холодные глаза)

- Что он хочет этим сказать? ( О холодности души)

- Какие поступки подчёркивают холодность души Насти? ( Письмо – стр.83)

- Можно ли было остаться равнодушной к этому письму?

- Что бы сделали вы? А как поступила Настя? Почему не поехала? Были ли на это серьёзные причины? (стр.85)

- Какой ещё поступок говорит о холодности души Насти?

- Как повела себя героиня, получив телеграмму? (стр.86)

- Почему не бросилась на вокзал сразу?

- Достойна ли Настя быть «ненаглядной»?

ВЫВОД: …

- Но есть ли герои, которым хочется сказать «ненаглядная моя»? (Да.Это Катерина Петровна)

Рассказ от лица героини.

- Почему Катерину Петровну можно назвать «ненаглядной»?

ВЫВОД: Любая мать достойна быть «ненаглядной».

- Но есть ли другие герои, ровесницы Насти, которым хочется сказать «ненаглядная»? (да, учительница)

- В чём смысл этого эпизода?

- Что отличает учительницу от Насти?










СЛАЙД №5: грамзапись «Письмо Насте»




СЛАЙД №6: телеграмма.










СЛАЙД №7: квитанция








СЛАЙД №8: грамзапись

  1. Заключение.

  • Три героини. Три характера.

- Кого из героев вы можете узнать в песне Светланы Лазаревой? (Катерина Петровна, учительница)

  • Но вернёмся к Насте.

- Достойна ли она прощения?

- В чём её грех? (обращение к эпиграфу)

- В чём её наказание?( она никогда не сможет попросить прощение у матери)

- Но сможет ли Настя, даже после смерти, простить Катерину Петровну даже после смерти?

ПУСТЬ ОТВЕТОМ ПОСЛУЖИТ РОЛИК.


СЛАЙД №9: песня Лазаревой.










РОЛИК.

  1. Домашнее задание.

  1. Письмо Насте.

  2. Сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».

СЛАЙД № 10.

  1. Рефлексия.

- Оставил ли этот рассказ свою «зарубку» в ваших сердцах?

- Какой жизненный урок вы получили сегодня?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!