- Но для начала давайте подумаем, что в вашем понимании красота? Прекрасное? - Значит эти понятия похожи? - В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова дано такое определение понятию «красота»: Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. - Что может быть красивым? - Всё красивое нравится сразу. Люди всегда стремились к красоте и пытались сохранить её. Как они это делали? -Как думаете, где человек видел красоту? -Верно. Щебетание птиц и шум дождя мы можем услышать в музыке. Рассвет над городом и величественные сосны в снегу на картинах художников. Побывать на королевском балу и проснуться возле реки с помощью произведений писателей. - А совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества, называется художественной культурой. - Прослушав данную информацию попробуем дать определение понятию «художественная культура»: Художественная культура – совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества. - Именно так даёт нам определение и Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре русского языка. -Подумайте и скажите, кого мы можем назвать «мастерами художественного творчества»? - Верно, это художники, архитекторы, поэты и писатели, композиторы, актёры. - Исходя из видов искусства, которыми занимаются мастера, была создана классификация художественной культуры: - архитектура - литература - музыка - театр - живопись - скульптура - балет - И с некоторыми из пунктов данной классификации мы с вами сможем познакомиться поближе, благодаря нашему сегодняшнему путешествию в мир прекрасного. - И первая станция, на которую мы отправляемся это «Художественная». -Сила талантливого художника в том, что он может через поэтические, живописные, музыкальные образы заставить услышать песню жаворонка, журчание ручья, ощутить прохладу лесной глуши и влажность болота. - И сейчас мы с вами попробуем понять, в чём видят прекрасное великие отечественные и зарубежные художники - Поработаем в парах. На столах у вас лежат портреты художников, назовите их. Также на столах есть информация о них. Ваша задача - подобрать к портрету художника соответствующую информацию. 1) Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. 2) Французский художник, которого гораздо больше интересовал портрет, чем опыты импрессионистов на пленэре. На Всемирной выставке 1867 года он демонстрировал свои произведения в отдельном павильоне. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». В том же году он получил орден Почетного легиона. - Проверим ваши работы под документ-камерой. - Молодцы, ребята. Теперь познакомимся с картинами данных художников. - Рассмотрим картины Ивана Ивановича Шишкина (Картины: На севере диком… Дождь в дубовом лесу Утро в сосновом лесу) - В чем видит прекрасное Иван Иванович Шишкин? -Какие цвета он использует, чтобы передать красоту природы? -Как думаете, какие чувства испытывал художник при изображении этих картин? - Как вы думаете, что еще может вдохновить художников к созданию прекрасного? - Верно, это мы с вами. - Зарубежный художник Эдуард Моне видел прекрасное в людях. Во всех его картинах можно найти что-то от человека. Посмотрите архитектура – храмы, небольшие лодочки, вот-вот город проснется. Букет цветов в вазе. Молодой человек подарил его своей возлюбленной в знак своих трепетных чувств. Мама с дочкой развешивают бельё. Сколько света в этих картинах. (Большой канал (Венеция) Стирка Сирень и розы) - Какие цвета использует художник на своих полотнах? - Как думаете, почему в своих работах художник использует светлые цвета? - Каждый видит прекрасное в разных проявлениях жизни. - Почему у всех людей разное представление прекрасного? - Подумай какими красками изображают прекрасное? - Мы с вами познакомились с некоторыми картинами Ивана Ивановича Шишкина и Эдуарда Моне. И теперь я предлагаю вам индивидуальное задание. Ваша задача: заполнить таблицу. | И. И. Шишкин | Э. Моне | Какой это художник отечественный или зарубежный? | | | В чём художник видит прекрасное? | | | Какие цвета использует? | | | - Проверим ваши работы под документ-камерой. - Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания на данной станции и можем отправляться на следующую. - И это станция «Поэтическая» - На этой станции нас с вами встречает Кот Учёный, который приготовил для нас задания. - Первое задание: отгадайте по описанию название сказки, её автора и героя, о котором идёт речь. 1) Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы. «…Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела…» (Царица из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…») 2) Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой Он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки? (Оле-Лукойе из сказки Х. К. Андерсена «Оле-Лукойе») - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь я предлагаю вам немного узнать немного больше об этих писателях. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — самый известный русский поэт и писатель. Двести лет назад он создал литературный русский язык, которым мы пользуемся до сих пор. За свою недолгую жизнь Пушкин создал сотни произведений всех видов и жанров: поэм и стихотворений, повестей и романов, заметок и критических статей. Еще при жизни он был признан величайшим из русских поэтов. - Какие сказки Пушкина вы знаете? ("Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о рыбаке и Рыбке") - Молодцы, ребята, а теперь мы познакомимся с другим писателем. Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875) — датский писатель. Он писал рассказы, романы и пьесы. Произведения писателя переведены на 135 языков мира. Но по-настоящему известным он стал благодаря своим сказкам для детей, которые учат маленьких читателей справедливости и добру. Хансу Кристиану Андерсену нравилось творчество Александра Сергеевича Пушкина. У него даже была книга с автографом поэта. - А какие сказки Андерсена вы знаете? («Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева») - Молодцы, ребята. Вы знаете много сказок обоих писателей. И Кот Учёный подготовил для вас новое задание. И поработаем мы в группах Задача 1 группы: Найти сказки А. С. Пушкина и обвести их. Задача 2 группы: Найти сказки Х. К. Андерсена и обвести их. - Первая группа будет работать на интерактивной доске, а вторая – на местах Автор | Названия сказок | А. С. Пушкин | «Гадкий утёнок» | "Сказка о царе Салтане" | "Сказка о мертвой царевне…» | «Русалочка» | Х. К. Андерсен | "Сказка о золотом петушке" | «Оле-Лукойе» | "Сказка о рыбаке и Рыбке" | «Снежная королева» | - Давайте проверим работу 1 группы. А теперь проверим работу 2 группы с помощью документ-камеры. - Молодцы, ребята! Вы справились с последним заданием и мы можем продолжить наше путешествие к последней станции, которая называется «Музыкальная». - Говорят, что музыка чудо. Вот как об этом писал великий композитор Э. Григ «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем» и действительно часто картины природы в нашем воображении вызывает музыка. - Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения». У музыки тоже есть свои краски особенные – музыкальные. Если внимательно прислушаться , то мы обязательно сможем увидеть ту картину, которую нам «нарисовал» композитор. На протяжении всего дня у каждого человека происходит множество событий. - Сейчас мы узнаем, как можно выразить в музыке события дня. Послушайте пьесу и скажите какое событие дня в нем изображено? (Э. Григ «Утро») - Итак, что изображает музыка? Какое событие? ( Музыка изображает утро) - Это прозвучала пьеса норвежского композитора Эдварда Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». - Пер Гюнт – главный герой произведения, который оставив мать и любимую девушку Сольвейг, отправился смотреть красоты мира . Он побывал во многих местах , встречал утро в лесу , был в пещере горного короля и видел троллей .Через много лет когда он состарился и возвратился в свою деревню , он узнал , что его мать умерла, а любимая девушка хоть и дождалась его , но состарилась как и он. И тогда Пер Гюнт понял, что сколько бы на свете не было красивых мест, а прекрасней родного края нет. - А как вы догадались, что это произведение изображает именно утро? ( Музыка словно рассветает) - Как развивается мелодия? Какие интонации являются для нее наиболее характерными – восходящие или нисходящие? ( Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает) - Почему именно такое развитие? Что изобразил композитор? ( Композитор изобразил музыкой как встает солнце) - Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце. Момент, когда композитор «изображает восход солнца» называют кульминацией - это момент наивысшего эмоционального напряжения. - Был у Эдварда Грига друг – русский композитор. Звали его Пётр Ильич. Не знаете, о ком я говорю? - Верно, я говорю о П. И. Чайковском. Он тоже написал музыку про утро и назвал её «Зимнее утро». Как вы думаете, эта пьеса будет похожа на первую? - Давайте её прослушаем. (П. И. Чайковский «Зимнее утро») - Похожа ли эта пьеса на первую? Какие чувства передаёт музыка? - Какие у вас возникли ощущения? ( Музыка хмурая, вьюжная, тревожная) - Когда вы слушали «Зимнее утро» П. И. Чайковского, какая возникла картина? ( Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено) - А в каком темпе исполняется это произведение и почему? ( Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы разыгралась метель) - Как вы заметили музыка утра бывает разной, но у них есть что-то общее, характерное только для утра. - А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в группах. Каждой из групп будет необходимо подчеркнуть в таблице верные слова. Задание для 1 группы: Э. Григ «Утро» | лад | мажор / минор | темп | медленный / умеренный / быстрый | мелодия | весёлая / грустная | Задание для 2 группы: П. И. Чайковский «Зимнее утро» | лад | мажор / минор | темп | медленный / умеренный / быстрый | мелодия | весёлая / грустная | -Попрошу представителей каждой группы продемонстрировать ответы под документ-камерой. -Ребята, наше путешествие подходит к концу. А чтобы проверить, насколько вы усвоили информацию, я предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами портреты художников, писателей и композиторов, с которыми мы сегодня познакомились. Ваша задача: соотнесите портреты великих творцов с видом их творческой деятельности. |