СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К прекрасному конспект (доделать)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К прекрасному конспект (доделать)»

Шаблон для разработки конспекта воспитательного мероприятия



ФИО:

Класс: 4

Направление воспитательной работы: эстетическое воспитание

Целевые ориентиры: проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре

Тема воспитательного мероприятия: Прикоснись к прекрасному!

Цель воспитательного мероприятия (для учителя): создание благоприятных условий для формирования интереса у учащихся к отечественной и мировой художественной культуре



Характеристика этапов воспитательного мероприятия




Этап воспитательного мероприятия


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Методы и приемы работы

Средства воспитания (включая указание слайдов презентации),

интерактивное оборудование


Форма организации деятельности

Вступительная часть

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сейчас пожелайте друг другу доброго утра и улыбнитесь.  


2. Подведение к теме

- Посмотрите на картины, что на них изображено?


- Верно, на этих картинах художники изобразили природу.

- А какая природа? Каким прилагательным можно её описать?

- Да, природу можно описать прилагательным «прекрасная».

- Так как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим?

- Верно, сегодня мы поговорим о прекрасном. И тема нашего сегодняшнего мероприятия звучит так: «Прикоснись к прекрасному».

- Исходя из темы, какую цель мы перед собой поставим?

Цель: Познакомиться с прекрасным

- А чтобы нам это удалось, мы с вами отправимся в небольшое путешествие.


слушают учителя






ответы детей
































Ответы детей



Ответы детей




Основная часть

- Но для начала давайте подумаем, что в вашем понимании красота? Прекрасное?

- Значит эти понятия похожи?

- В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова дано такое определение понятию «красота»:

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Что может быть красивым?

- Всё красивое нравится сразу. Люди всегда стремились к красоте и пытались сохранить её. Как они это делали?

-Как думаете, где человек видел красоту?

-Верно. Щебетание птиц и шум дождя мы можем услышать в музыке. Рассвет над городом и величественные сосны в снегу на картинах художников. Побывать на королевском балу и проснуться возле реки с помощью произведений писателей.

- А совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества, называется художественной культурой.

- Прослушав данную информацию попробуем дать определение понятию «художественная культура»:

Художественная культура – совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества.

- Именно так даёт нам определение и Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре русского языка.

-Подумайте и скажите, кого мы можем назвать «мастерами художественного творчества»?

- Верно, это художники, архитекторы, поэты и писатели, композиторы, актёры.

- Исходя из видов искусства, которыми занимаются мастера, была создана классификация художественной культуры:

- архитектура

- литература

- музыка

- театр

- живопись

- скульптура

- балет

- И с некоторыми из пунктов данной классификации мы с вами сможем познакомиться поближе, благодаря нашему сегодняшнему путешествию в мир прекрасного.

- И первая станция, на которую мы отправляемся это «Художественная».

-Сила талантливого художника в том, что он может через поэтические, живописные, музыкальные образы заставить услышать песню жаворонка, журчание ручья, ощутить прохладу лесной глуши и влажность болота.

- И сейчас мы с вами попробуем понять, в чём видят прекрасное великие отечественные и зарубежные художники

- Поработаем в парах. На столах у вас лежат портреты художников, назовите их. Также на столах есть информация о них. Ваша задача - подобрать к портрету художника соответствующую информацию.

1) Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа.

2) Французский художник, которого гораздо больше интересовал портрет, чем опыты импрессионистов на пленэре. На Всемирной выставке 1867 года он демонстрировал свои произведения в отдельном павильоне. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». В том же году он получил орден Почетного легиона.

- Проверим ваши работы под документ-камерой.

- Молодцы, ребята. Теперь познакомимся с картинами данных художников.

- Рассмотрим картины Ивана Ивановича Шишкина (Картины: На севере диком…

Дождь в дубовом лесу

Утро в сосновом лесу)

- В чем видит прекрасное Иван Иванович Шишкин?

-Какие цвета он использует, чтобы передать красоту природы?

-Как думаете, какие чувства испытывал художник при изображении этих картин?

- Как вы думаете, что еще может вдохновить художников к созданию прекрасного?

- Верно, это мы с вами.

- Зарубежный художник Эдуард Моне видел прекрасное в людях. Во всех его картинах можно найти что-то от человека. Посмотрите архитектура – храмы, небольшие лодочки, вот-вот город проснется. Букет цветов в вазе. Молодой человек подарил его своей возлюбленной в знак своих трепетных чувств. Мама с дочкой развешивают бельё. Сколько света в этих картинах.

(Большой канал (Венеция)

Стирка

Сирень и розы)

- Какие цвета использует художник на своих полотнах?

- Как думаете, почему в своих работах художник использует светлые цвета?

- Каждый видит прекрасное в разных проявлениях жизни.

- Почему у всех людей разное представление прекрасного?

- Подумай какими красками изображают прекрасное?


- Мы с вами познакомились с некоторыми картинами Ивана Ивановича Шишкина и Эдуарда Моне. И теперь я предлагаю вам индивидуальное задание. Ваша задача: заполнить таблицу.


И. И. Шишкин

Э. Моне

Какой это художник отечественный или зарубежный?



В чём художник видит прекрасное?



Какие цвета использует?




- Проверим ваши работы под документ-камерой.

- Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания на данной станции и можем отправляться на следующую.

- И это станция «Поэтическая»

- На этой станции нас с вами встречает Кот Учёный, который приготовил для нас задания.

- Первое задание: отгадайте по описанию название сказки, её автора и героя, о котором идёт речь.

1) Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.

«…Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела…»

(Царица из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»)

2) Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой

Он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки?

(Оле-Лукойе из сказки Х. К. Андерсена «Оле-Лукойе»)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь я предлагаю вам немного узнать немного больше об этих писателях.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — самый известный русский поэт и писатель. Двести лет назад он создал литературный русский язык, которым мы пользуемся до сих пор.

За свою недолгую жизнь Пушкин создал сотни произведений всех видов и жанров: поэм и стихотворений, повестей и романов, заметок и критических статей. Еще при жизни он был признан величайшим из русских поэтов.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

("Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о рыбаке и Рыбке")

- Молодцы, ребята, а теперь мы познакомимся с другим писателем.

Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875) — датский писатель. Он писал рассказы, романы и пьесы. Произведения писателя переведены на 135 языков мира. Но по-настоящему известным он стал благодаря своим сказкам для детей, которые учат маленьких читателей справедливости и добру. Хансу Кристиану Андерсену нравилось творчество Александра Сергеевича Пушкина. У него даже была книга с автографом поэта.
- А какие сказки Андерсена вы знаете?

(«Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева»)

- Молодцы, ребята. Вы знаете много сказок обоих писателей. И Кот Учёный подготовил для вас новое задание. И поработаем мы в группах Задача 1 группы: Найти сказки А. С. Пушкина и обвести их.

Задача 2 группы: Найти сказки Х. К. Андерсена и обвести их.

- Первая группа будет работать на интерактивной доске, а вторая – на местах

Автор

Названия сказок

А. С. Пушкин

«Гадкий утёнок»

"Сказка о царе Салтане"

"Сказка о мертвой царевне…»

«Русалочка»

Х. К. Андерсен

"Сказка о золотом петушке"

«Оле-Лукойе»

"Сказка о рыбаке и Рыбке"

«Снежная королева»


- Давайте проверим работу 1 группы. А теперь проверим работу 2 группы с помощью документ-камеры.

- Молодцы, ребята! Вы справились с последним заданием и мы можем продолжить наше путешествие к последней станции, которая называется «Музыкальная».

- Говорят, что музыка чудо. Вот как об этом писал великий композитор Э. Григ «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем» и действительно часто картины природы в нашем воображении вызывает музыка. 

- Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения». У музыки тоже есть свои краски особенные – музыкальные. Если внимательно прислушаться , то мы обязательно сможем увидеть ту картину, которую нам «нарисовал» композитор. На протяжении всего дня у каждого человека происходит множество событий.

- Сейчас мы узнаем, как можно выразить в музыке события дня. Послушайте пьесу и скажите какое событие дня в нем изображено?

(Э. Григ «Утро»)

- Итак, что изображает музыка? Какое событие?

( Музыка изображает утро)

- Это прозвучала пьеса норвежского композитора Эдварда Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

- Пер Гюнт – главный герой произведения, который оставив мать и любимую девушку Сольвейг, отправился смотреть красоты мира . Он побывал во многих местах , встречал утро в лесу , был в пещере горного короля и видел троллей .Через много лет когда он состарился и возвратился в свою деревню , он узнал , что его мать умерла, а любимая девушка хоть и дождалась его , но состарилась как и он. И тогда Пер Гюнт понял, что сколько бы на свете не было красивых мест, а прекрасней родного края нет.

- А как вы догадались, что это произведение изображает именно утро?

( Музыка словно рассветает)

- Как развивается мелодия? Какие интонации являются для нее наиболее характерными – восходящие или нисходящие?

( Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает)

- Почему именно такое развитие? Что изобразил композитор?

( Композитор изобразил музыкой как встает солнце)

- Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце. Момент, когда композитор «изображает восход солнца» называют кульминацией - это момент наивысшего эмоционального напряжения.

- Был у Эдварда Грига друг – русский композитор. Звали его Пётр Ильич. Не знаете, о ком я говорю?

- Верно, я говорю о П. И. Чайковском. Он тоже написал музыку про утро и назвал её «Зимнее утро». Как вы думаете, эта пьеса будет похожа на первую?

- Давайте её прослушаем.

(П. И. Чайковский «Зимнее утро»)

- Похожа ли эта пьеса на первую? Какие чувства передаёт музыка?

- Какие у вас возникли ощущения?

( Музыка хмурая, вьюжная, тревожная)

- Когда вы слушали «Зимнее утро» П. И. Чайковского, какая возникла картина?

(  Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено)

- А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

( Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы разыгралась метель)

- Как вы заметили музыка утра бывает разной, но у них есть что-то общее, характерное только для утра.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в группах. Каждой из групп будет необходимо подчеркнуть в таблице верные слова.

Задание для 1 группы:

Э. Григ «Утро»

лад

мажор / минор

темп

медленный / умеренный / быстрый

мелодия

весёлая / грустная


Задание для 2 группы:

П. И. Чайковский «Зимнее утро»

лад

мажор / минор

темп

медленный / умеренный / быстрый

мелодия

весёлая / грустная

-Попрошу представителей каждой группы продемонстрировать ответы под документ-камерой.

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. А чтобы проверить, насколько вы усвоили информацию, я предлагаю вам поиграть в игру.

Перед вами портреты художников, писателей и композиторов, с которыми мы сегодня познакомились.

Ваша задача: соотнесите портреты великих творцов с видом их творческой деятельности.


ответы детей



ответы детей










ответы детей




ответы детей



ответы детей



















ответы детей













ответы детей















































ответы детей




Заключительная часть










И. И. Шишкин

Э. Моне

Какой это художник отечественный или зарубежный?



В чём художник видит прекрасное?



Какие цвета использует?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!