СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку : "Новаторство А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К уроку : "Новаторство А.С. Пушкина"»

НОВАТОРСТВО А.С. ПУШКИНА

Тезисы выступлений учеников:

1. В XIX веке Александр Сергеевич был рисковым модернизатором, там он жёг глаголом. Свобода как основополагающий принцип пушкинского метода. Пушкин верит, что читатель способен понять любую мысль самостоятельно, главное — задать вопрос и искать ответ. Он не ставит точку, а создает открытые финалы, дает возможность по-разному толковать события, свободно осмыслять поступки персонажей, повороты сюжета. 

2. Разговорный оборот здесь вклинился неспроста, демонстрируем авангардный приём Пушкина, который сильней всего вгонял в шок тогдашних литературных ретроградов - они называли отвратительными поэмы молодого автора, содержащие просторечия и фольклорные элементы.

3.Да, дерзкий Пушкин посмел расширить лексикон невероятно! И восхищённый Николай Гоголь констатировал, что новатор "более и далее всех раздвинул границы русскому языку и показал всё его пространство". Это пространство охватило книжный словарь, крестьянские говоры, церковнославянские термины, заимствования из иностранных языков, ремесленный жаргон - теперь всё поселилось на печатных страницах

4.Один из главных факторов - язык, которым писал Пушкин. Он настаивал на том, что русский язык должен быть богатым и выразительным, а не простым и неправильным, как было принято в те времена. Пушкин использовал различные языковые элементы - архаизмы, неологизмы, иностранные слова - для того, чтобы их красота и точность помогали передать идею

5. Сюжеты его стихотворений часто были необычными и нестандартными. Вместо традиционной любовной истории, Пушкин иногда выбирал для своих стихотворений неожиданные темы. Например, в "Цветок" он описывает растение, которое герой влюбляется. В "Евгении Онегине" он использовал форму романа в стихах, создавая широкую панораму жизни русской .

6.Пушкин также был известен своим использованием метафор и символов в своих стихотворениях. Он часто использовал образы природы, чтобы передать чувства и настроения - например, грозу как символ изменчивости жизни, или росу как символ чистоты и невинности. Он открыто выражал свою любовь, страх, радость и грусть. Это было в значительной степени новаторством для русской литературы, где до этого чаще всего доминировали формальные и официальные жанры.

7. Многообразие жанровых форм, сюжетов, мотивов, тем В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ. Переделывая сюжеты других, он делал это лучше. Полногласие, использование Ё, отказ от французских выражений. Новшества в стихосложении, мелодика языка, несомненный дар философа и др.)

8. Поэт как никто до него другой владел всем богатством синонимического ряда слов. Например, находим: Идти - двигаться, шагать, ступать, шествовать, брести, тащиться, волочиться, топать, шлепать... он создал в целом стилистическую систему современного русского литературного языка, которым мы до сих пор пользуемся. От языка предшествующих эпох она отличается тем, что в литературный язык включена разговорная речь

9. Внес ряд афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, вошедших в нашу речь. Например: "Не мудрствуя лукаво", "у разбитого корыта", "ох, тяжела ты, шапка Мономаха", "пир во время чумы", "гений и злодейство - две вещи несовместные", "народ безмолвствует" и так далее.

10.А если обратиться к "друзьям" Александра Сергеевича, жившим в его рабочем кабинете? Конечно же, это книги, так глубоко почитаемые, очень любимые, бережно хранимые. Как бы ни было ему тяжело материально, Пушкин не мог расстаться ни с одной из них. Наоборот, он всегда старался пополнить их ряды тем, что просила душа. "Русских книг, как и следовало ожидать, оказывается немногим более трети - 529 названий, остальные по большей части французские", - пишет Н. О. Лернер, давая характеристику пушкинской библиотеке, с которой умиравший поэт попрощался так трогательно в свой последний час. "Прощайте, друзья", - прошептал он, обращаясь к своим книгам.

11. С Пушкиным впервые появились на Руси стихи, которые бросились читать все владевшие грамотой, которые писались русским поэтом для всякого русского, понятны были всем сословиям. Стихи Пушкина переписывались, заучивались наизусть, перелагались на музыку, пелись как романсы и как народные песни. Вышли в свет поэмы "Руслан и Людмила", "Цыганы", "Кавказский пленник", наконец, "Евгений Онегин", "Полтава", чудесные пушкинские сказки. Впервые русский национальный характер, русская жизнь выразились с такой огромной художественной силой в поэзии

12. Пушкин – это абсолютная гармония мышления, личность, способная полноту бытия воплотить в жизни. Здоровое и оптимистическое миросозерцание. Он выстраивает диапазон мысли и доверительные отношения со своим героем.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!