СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о названии общей речеведческой дисциплины в нефилологическом вузе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и многие другие. Современная ситуация в образовании побуждает обратить особое внимание на названия речевых наук, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения.

Просмотр содержимого документа
«К вопросу о названии общей речеведческой дисциплины в нефилологическом вузе»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «МУЛТИ-УРОК»

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №Л035-01253-67/00192584 от 25.08.2017 г.



К ВОПРОСУ О НАЗВАНИИ ОБЩЕЙ РЕЧЕВЕДЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ


Журабоева Мохидил Махмадолиевна

Преподаватель кафедры Языков Чирчикского высшего танкового

командного инженерного училища


Аннотация: Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и многие другие. Современная ситуация в образовании побуждает обратить особое внимание на названия речевых наук, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения.

Ключевые слова: связи с общественностью, менеджмент и администрирование, бизнес-коммуникации, риторикa, культура речи, культуры языковой личности, американская теория коммуникации, японская теория языкового существования, коммуникативная, политическая риторика в Германии.


Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним относятся связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку “пиар” решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. По мнению В.И. Аннушкина, реальная речевая практика говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов, бизнес-общение за столом переговоров, презентационные речи и т.д. есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а сегодня в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. В частности, «риторические корни» имеет и столь популярное на нефилологических специальностях название дисциплины – культура речи.

Культура речи, по мнению В.И. Аннушкина, – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас в основном как учение о литературной норме. Когда в современные вузовские программы был введен предмет культура речи, авторы учебников естественно понимали предмет культуры речи в соответствии с традицией, в которой главным термином культуры речи считалась языковая норма. Большинство современных программ по преподаванию данной дисциплины, введенной ныне во все вузы России, ограничено нормативной тематикой. Между тем, для большинства педагогов и учащихся смысл предмета культура речи, конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного профессионала-речевика [1].

Анализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века благодаря развитию речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией: американская теория коммуникации, японская теория языкового существования, коммуникативная, политическая риторика в Германии и т.п.

Таким образом, по мнению В.И. Аннушкина, служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, риторика сегодня является «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Поэтому и в настоящее время много говорится о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми» и воспитание специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора, поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, священника, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности. Сегодня возникают различные курсы, а различные тренинги так или иначе затрагивают вопросы практического владения публичной речью и искусством диалога [1].

В Интернете, на сайте развития бизнеса представлена книга В.И. Андреева «Деловая риторика» (М., 1995(!)). Книга представляет собой попытку впервые создать целостный курс «Деловой риторики», который был бы ориентирован на творческое саморазвитие личности. Она насыщена тренинговыми упражнениями, творческими заданиями, тестами, деловыми играми. В.И. Андреев говорит о формировании устойчивого интереса к изучению современной риторики, которую в дальнейшем называет деловой риторикой, выделяя ее в относительно самостоятельную область науки и практики. По его мнению, курс должен быть ориентирован на творческое саморазвитие личности. Для современной деловой риторики главное – уметь и быть способным всякий раз творчески применить тот или иной риторический прием, метод с учетом реальной практической ситуации: «Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения» [2; c. 5]. Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового общения: деловые беседы, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловую переписку, разрешение конфликтов.

Несмотря на столь обоснованный подход к введению новой учебной дисциплины, в большинстве вузов России в последние десятилетия и на сегодняшний день в учебных планах остается дисциплина – «Русский язык и культура речи» как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей. Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества. Главной целью курса является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой. Одной из важнейших задач дисциплины является развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.).

В Тульском государственном университете с 2009 года преподается «Деловая риторика». Целью изучения дисциплины «Деловая риторика» является освоение студентами этических основ, форм и сфер делового общения с деловыми и официальными лицами и зарубежными (и общественными) партнерами в рамках делового протокола, этических норм, требований этикета, сложившихся на основе исторической практики и отчасти закрепленных в нормативных документах и международных конвенциях. Курс ориентирован на овладение навыками воздействия на партнера и клиентуру методами и тактическими приемами рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества.

Преподавателями кафедры русского языка Тульского государственного университета создано учебно-методическое пособие «Деловая риторика», целью которого является повышение общей речевой культуры будущего специалиста, совершенствование владением нормами устной и письменной речи, формирование навыков эффективной коммуникации в различных условиях общения. В пособии четко охарактеризован круг понятий, с которыми должны быть знакомы студенты, освоившие курс «Деловая риторика». Отбор теоретического материала направлен не просто на автоматическое запоминание правил употребления той или иной языковой единицы, но и на развитие языкового чутья, расширение лингвистического кругозора студентов. Такой подход обусловлен коммуникативными потребностями студентов нефилологических специальностей [3; с. 4].

Исходя из вышеизложенного анализа, можно предложить следующий вариант учебной дисциплины, который удачно, на наш взгляд, соотносится и с введением асинхронного обучения в Тульском государственном университете с 2013-2014 учебного года.

Общее название дисциплины «Культура речи». Делится на самостоятельные учебные модули, каждый из которых изучается в течение семестра.

Модуль 0. Варианты названия: «Совершенствование навыков грамотного письма» или «Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи» или «Нормы русского литературного языка» или «Курс практической грамотности» и т.п.

Базовый модуль, без которого неприемлемо освоение следующих модулей. Предполагает изучение норм литературного языка в устной речи письменной речи (орфоэпические, лексические, грамматические нормы и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков). Формы контроля – тесты, проверяющие уровень речевой, грамматической, орфографической и пунктуационной грамотности.

Модуль 1А. Варианты названия: «Основы научного общения», или «Основы научной коммуникации», или «Работа с научными текстами по специальности», или «Работа над научным исследованием (от замысла к оформлению)», или «Основы научного речетворчества» и т.п.

Предполагает изучение образцов академического красноречия, развивает умения, связанные с работой над разнообразными научными текстами (составление конспекта, планов, аннотации, написание рефератов, рецензий, отзывов, научных статей и др. научных сочинений). Формирует навыки работы над ККР, ВКР, курсовой и дипломной работой, особое внимание уделяет их оформлению: учит написанию введения (актуальность, цель, задачи, объект, предмет, положения, выносимые на защиту и т.п.) и заключения. Вершиной освоения модуля является подготовка научного доклада или защиты собственного научного исследования. Формы контроля – тесты по нормам научного общения, представление научных сочинений, созданных студентами самостоятельно.

Модуль 1Б. Варианты названия: «Деловая риторика», или «Бизнес-коммуникация», или «Основы делового общения», или «Основы профессионального общения», или «Профессиональная риторика».

Дисциплина преподается в настоящее время, однако в связи с потребностями современной профессиональной коммуникации необходимо усилить практическую составляющую, курс излишне теоретизирован. Формы контроля – тесты по нормам делового общения, обязательное представление студентом устных и письменных жанров деловой коммуникации в соответствии с темой занятия.

Модули 1а и 1б находятся на одной ступени, равноправны и взаимозаменяемы, т.е. могут быть выбраны только после освоения модуля 0. Предполагается, что модуль 1Б будет более востребован выпускающими кафедрами, тогда как модуль 1А может быть полезен как спецкурс ближе к написанию выпускных работ бакалавров и специалистов, для подготовки к написанию магистерской диссертации.

Библиография

1. Андреев В.И. Деловая риторика. – М., 1995.

2. www.centr-zlatoust.ru

3. Константинова Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие // Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова, С.А. Юрманова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 304 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!