НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАЗАЧЕСТВА
Грицепанов В.В. преподаватель
Суджанского техникума искусств
Вопрос о происхождении казаков актуален уже на протяжении веков. Интересует он и самих казаков и историков и многих неравнодушных к этой теме. И хотя в наше время достаточно заполнить поисковую строку в интернете и получить, казалось бы, исчерпывающую информацию, представители вышеперечисленных категорий людей продолжают поиски разумного ответа.
Хочется подчеркнуть именно разумного, адекватного, а не навязываемого нам на протяжении нескольких столетий историками-западниками извращённого понимания и этого вопроса и всей нашей истории в целом.
Очевидно, сама русская душа знает, чувствует правду и пытается подтолкнуть к ней разум. Наверное, именно поэтому не смолкают дискуссии историков и археологов о нашей Родине - Руси.
Итак, кто такие казаки? Для начала попытаемся разобраться с самим словом - казак. В источниках славянофильского направления находим следующую трактовку: слово – казак состоит из двух частей – каз-ак. Первая часть обозначает – князь, конязь (общеславянское), барин, бар, боярин (великорусское), росс, русс, росф, урус (немецко-французское), куниг, кёниг (славяно-литовское), гунн (славяно-скандинавско-литовское от кунь - конь), хасакирь(турецкое), парс (персидское), рейтар (немецкое), кавалер (французское). Всё это в этимологическом смысле значит – свободнородный, а в юридическом – всадник, конник, конязь или князь. Вторая часть – ак (-аг) значит – белый. [3 с. 4]
В итоге: казак значит - белый свободнородный воин. Этим словом назывались представители военной элиты предков славян и славянских племён, свободные конные воины, передававшие по наследству своё мастерство и свой статус.
Важный вопрос – время происхождения казаков. В наше время принято считать началом казачества XV – XVI века.
Но мы знаем, что в это время Ермак Тимофеевич (точно известно, что он был казачьим атаманом) покоряет Сибирь, значит, к этому моменту казачество уже полностью сформировано и имеет свои конкретные задачи.
На изображениях междоусобных сражений XII-XIII веков можно обнаружить типичных запорожских казаков. [4. с.13]
Если исходить из того, что казак - свободнородный воин, а славяне и предки славян на протяжении всей своей истории воевали (результат – наша нынешняя необъятная территория), напрашивается вывод: казачество гораздо древнее, нежели это пытаются преподнести нам историки празападного направления.
Существуют наскальные изображения, ассоциирующиеся с казаками на территории закавказья датируемые 800 лет до Рождества Христова (800 лет до нашей эры). [6. с.144]
Доказательством древности казачества можно считать дошедшие до наших дней керамические фигурки, изображающие казака, ставшие традиционной игрушкой в некоторых регионах России (например, в суджанской традиционной керамике).
В вопросе о времени происхождения казаков пока ещё нельзя ставить точку. Однако, кажется совершенно логичным и правильным смотреть на эту проблему более трезвым взглядом, чем нам предлагают уже порядком надоевшие штампы.
Ныне популярно говорить о том, что казаки это беглые, собирающиеся в ватаги на окраинах Руси.
Возникает вопрос – откуда бежали и зачем? До прихода к власти Петра I существовала крепостная зависимость, а не крепостное право. Разница в том, что крестьяне были прикреплены к земле в целях борьбы за национальную независимость, во всём остальном оставаясь свободными. После реформы Петра крестьяне прикрепляются к помещику и становятся его собственностью [2. с.218].
Но казачество появилось до прихода к власти Петра I. Следовательно, из беглых крепостных оно сформироваться не могло.
Беглых каторжан было не столь большое количество, чтобы составить основу хотя бы одного казачьего войска.
Версия о беглых отпадает, хотя они иногда и присоединялись к казакам с позволения последних.
В завершении необходимо сказать о самом главном – предназначении казаков. Ведь этот вопрос касается прошлого, настоящего и будущего казачества. В истории человечества не бывает случайностей, все явления имеют свой смысл. [7. с. 12]
Для казачества смыслом существования была борьба за веру и отечество. Как только казаки забыли, кто они такие, последовала жестокая расправа – братоубийственная война, в которой казачество было уничтожено своими собственными руками.
Нельзя допустить чтобы сегодня казачество снова пошло по пути поисков несуществующей казачьей нации, забывая, что все казаки считали себя русскими [1. с. 29], недопустимо отделять себя от православия, предавая память предков, отдавших жизнь за святую веру.
Нам предстоит нелёгкая задача возрождения Русского величия и это, прежде всего величие духа, духа победы над своими немощами, победы над противником на всех пространствах войны – духовном, ментальном, физическом. На том стояли наши славные предки и именно так побеждали смерть – духом православия. Тайна и сила России в Православии и современное казачество должно занять своё место на рубеже защиты от недругов.
«Могуча Русь… Её назначение столь высоко, и её внутреннее предчувствие этого назначения столь ясно, что тот, кто верует в это назначение, должен стоять выше всех сомнений и опасений». [5. с. 7]
Все вместе мы должны изучать историю нашей великой Родины, многие славные страницы которой вписаны казаками, и исследовать её мы должны с любовью и величайшей ответственностью перед предками и будущими поколениями.
Список литературы
1. Багалий Д.И. История Слободской Украины. – Харьков: Основа, 1990. – 258 с.
2. Башилов Б. История русского масонства (XVII – XX вв.). – М.: Лепта-Пресс, 2004. – 1284 с.
3. Богомолов Н. О значении слов: варяг, казак, росс и рет. – Тифлис, Типография канцелярии наместника Кавказа, 1849. – 70 с.
4. Гордеев А.А. История казачества. – М.: Вече, 2008. – 635 с.
5. Грачёва Т.В. Память русской души. – Рязань: Зёрна, 2011. – 384с.
6. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира. – М.: Локид-Пресс, 2007. – 416 с.
7. Семёнова М. Быт и верования древних славян. – СПб.: Азбука, 2000. – 558 с.
8. Сухинин Д.В. Казачество в борьбе за свободу Родины. – Харьков., 2005. – 304 с
9. Энциклопедия казачества / Сост. Г.В.Губарев, ред.-изд. А.И.Скрылов. – М.: Вече, 2008. – 544 с