СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о содержании историко-культурного стандарта

Нажмите, чтобы узнать подробности

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА.

 

Шурова Л.Н.

Учитель истории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«средней общеобразовательной школы №12»

кандидат исторических наук

Россия, г. Кемерово

 

В статье рассматриваются концептуальные основы нового школьного учебника по истории России, а также проведен анализ некоторых аспектов содержания историко-культурного стандарта.

 

Ключевые слова: историко-культурный стандарт, культурно-антропологический подход, этнокультурный компонент, социальная история.

 

Актуальность темы статьи определяется необходимостью создания нового учебника по истории России. Написание учебника продиктовано развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний и возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Историко-культурный стандарт разработан на основе следующих концептуальных положений:

  1. культурно-антропологический подход;
  2. этнокультурный компонент: история страны через историю регионов;
  3. выработка сознательного оценочного отношения у учащихся к историческим деятелям, процессам и явлениям;
  4. принцип, трактующий учебник не как набор истин в последней инстанции, а как навигатор, то есть инструмент, позволяющий искать свой путь в мире знаний о прошлом [1, с.1-2].

Исходя из указанных положений, авторы историко-культурного стандарта сформулировали девять идей, которые составили основу концепции нового школьного учебника «История России».

Во-первых, изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Во-вторых, лежащий в основе изложения исторического материала патриотизм не должен исключать обращения к анализу ошибок и неудач, без понимания которых невозможно формирование адекватной гражданской идентичности. В-третьих, с подобным подходом связана проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительство гражданского общества. В-четвертых, обращение к изучению военной истории России, к вопросу массового героизма при защите Родины способствует формированию патриотического сознания школьников. Однако, предметом патриотической гордости должны быть и трудовые подвиги нашего народа. В-пятых, ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. В-шестых, необходимо увеличить число параграфов по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. В-седьмых, важным требованием к учебнику является системное изложения истории всех религий, распространенных на территории России. В-восьмых, авторы проекта отметили важность формирования у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. В-девятых, преподавание истории должно основываться на действующем Федеральном законе «Об образовании» и Федеральном государственном стандарте, что предполагает концентрическую систему преподавания истории в школе [1, с.2-4].

Большую часть проекта стандарта составляют семь хронологических разделов истории России. Необходимо отметить, что периодизация, предложенная авторами проекта, на наш взгляд проводится на основе политической истории, а не на эволюции социальных структур. В связи с этим можно поставить вопрос об отходе авторов проекта от заявленных концептуальных основ.

В защиту предложенного варианта периодизации высказываются исследователи П.В. Акульшин, И.Н. Гребенкин: «Любой новый подход не должен приводить к разрыву с прежней исторической традицией и должен учитывать психологические особенности учащихся» [2, с.5]. Нельзя с этим не согласиться.

Необходимо отдать должное авторам проекта, проделавшим огромную работу по выделению основных терминов, персоналий, дат и событий отечественной истории. На наш взгляд, присутствует чрезмерная детализация исторического материала, относящегося к раннему периоду истории России. Даже для выпускников средней школы ряд предлагаемых сведений представляется избыточным.

В разделе, посвященному XIX – началу XX века предпринимается попытка подачи событий в соответствии с проблемным признаком. Такой способ рассмотрения учебного материала для школьников может оказаться малодоступным. Можно согласиться с рекомендацией авторов проекта учителям истории. При объяснении взаимоотношений власти и общества важно избегать концентрации на деятельности государственной власти или на противостоянии ее и «общества».

На наш взгляд обозначенные в тезисах замечания не являются принципиальными. Принципиальным является положение о необходимости учета психологических и интеллектуальных особенностей школьников.

 

Список литературы:

  1. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт (Проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovet-edu.ru/discussions/-/message_boards/message/95171
  2. Акульшин, П.В., Гребенкин, И.Н. «Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание» [Электронный ресурс] / П.В. Акульшин, И.Н. Гребенкин  – Режим доступа: http://tisikem.ru/mod

Просмотр содержимого документа
«К вопросу о содержании историко-культурного стандарта»

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА.


Шурова Л.Н.

Учитель истории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«средней общеобразовательной школы №12»

кандидат исторических наук

Россия, г. Кемерово


В статье рассматриваются концептуальные основы нового школьного учебника по истории России, а также проведен анализ некоторых аспектов содержания историко-культурного стандарта.


Ключевые слова: историко-культурный стандарт, культурно-антропологический подход, этнокультурный компонент, социальная история.


Актуальность темы статьи определяется необходимостью создания нового учебника по истории России. Написание учебника продиктовано развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний и возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Историко-культурный стандарт разработан на основе следующих концептуальных положений:

  1. культурно-антропологический подход;

  2. этнокультурный компонент: история страны через историю регионов;

  3. выработка сознательного оценочного отношения у учащихся к историческим деятелям, процессам и явлениям;

  4. принцип, трактующий учебник не как набор истин в последней инстанции, а как навигатор, то есть инструмент, позволяющий искать свой путь в мире знаний о прошлом [1, с.1-2].

Исходя из указанных положений, авторы историко-культурного стандарта сформулировали девять идей, которые составили основу концепции нового школьного учебника «История России».

Во-первых, изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Во-вторых, лежащий в основе изложения исторического материала патриотизм не должен исключать обращения к анализу ошибок и неудач, без понимания которых невозможно формирование адекватной гражданской идентичности. В-третьих, с подобным подходом связана проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительство гражданского общества. В-четвертых, обращение к изучению военной истории России, к вопросу массового героизма при защите Родины способствует формированию патриотического сознания школьников. Однако, предметом патриотической гордости должны быть и трудовые подвиги нашего народа. В-пятых, ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. В-шестых, необходимо увеличить число параграфов по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. В-седьмых, важным требованием к учебнику является системное изложения истории всех религий, распространенных на территории России. В-восьмых, авторы проекта отметили важность формирования у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. В-девятых, преподавание истории должно основываться на действующем Федеральном законе «Об образовании» и Федеральном государственном стандарте, что предполагает концентрическую систему преподавания истории в школе [1, с.2-4].

Большую часть проекта стандарта составляют семь хронологических разделов истории России. Необходимо отметить, что периодизация, предложенная авторами проекта, на наш взгляд проводится на основе политической истории, а не на эволюции социальных структур. В связи с этим можно поставить вопрос об отходе авторов проекта от заявленных концептуальных основ.

В защиту предложенного варианта периодизации высказываются исследователи П.В. Акульшин, И.Н. Гребенкин: «Любой новый подход не должен приводить к разрыву с прежней исторической традицией и должен учитывать психологические особенности учащихся» [2, с.5]. Нельзя с этим не согласиться.

Необходимо отдать должное авторам проекта, проделавшим огромную работу по выделению основных терминов, персоналий, дат и событий отечественной истории. На наш взгляд, присутствует чрезмерная детализация исторического материала, относящегося к раннему периоду истории России. Даже для выпускников средней школы ряд предлагаемых сведений представляется избыточным.

В разделе, посвященному XIX – началу XX века предпринимается попытка подачи событий в соответствии с проблемным признаком. Такой способ рассмотрения учебного материала для школьников может оказаться малодоступным. Можно согласиться с рекомендацией авторов проекта учителям истории. При объяснении взаимоотношений власти и общества важно избегать концентрации на деятельности государственной власти или на противостоянии ее и «общества».

На наш взгляд обозначенные в тезисах замечания не являются принципиальными. Принципиальным является положение о необходимости учета психологических и интеллектуальных особенностей школьников.



Список литературы:

  1. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт (Проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovet-edu.ru/discussions/-/message_boards/message/95171

  2. Акульшин, П.В., Гребенкин, И.Н. «Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание» [Электронный ресурс] / П.В. Акульшин, И.Н. Гребенкин – Режим доступа: http://tisikem.ru/mod




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!