СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы подготовки к педагогическому совету и решение.

Просмотр содержимого документа
«Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»



Педагогический совет



Тема: «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»



Важно не количество знаний,

а качество их.

Можно знать очень многое,

не зная самого нужного»

Л.Н. Толстой



Цель: Анализ понятий «качество образования» и «качество знаний», актуализация этих понятий в современных условиях образования.



Задачи:

1. Определить наиболее эффективные образовательные технологии в работе учителя по повышению качества знаний учащихся;

2. Изучить опыт педагогов в данном направлении;

3. Побудить педагогов к активной работе по повышению качества знаний учащихся.



Функции педсовета: обобщающе-аналитическая, развивающая, мотивационно-целевая.

Технология педсовета: локально-модульная

Форма проведения педсовета семинар – практикум



Подготовка к педсовету:

  • Обзор научно-методической литературы по заявленной проблеме.

  • Проведение анкетирования педагогов.

  • Теоретическое обоснование вопроса педсовета (заместитель директора по УВР Атнагулова Р.Р.).

  • Подготовка сообщений педагогов по обмену опытом.

  • Выявление существующих проблем и разработка рекомендаций.

Структура педагогического совета:

I. Этап разработки.

II. Этап подготовки.

III. Этап заседания.



План проведения педсовета:

1. Вступительное слово. Обоснование темы.

2. Теоретические сведения по теме.

3. Работа в творческих группах.

4. Подведение итогов работы творческих групп.

5. Обобщение полученных результатов, выявление проблем, рекомендации.



Ход педагогического совета



  1. Этап разработки.

На административном совещании определяются назначение, цель и задачи педсовета и основные направления по подготовке.

Тема ориентирует педагогический коллектив на выбор приоритетных направлений в стратегическом, организационном, прикладном развитии школы. Назначение педагогического совета связано с обсуждением качества образования.

  1. Этап подготовки.

    • Изучение научно-методической литературы по заявленной проблеме;

    • Анализ мониторинга качества знаний за несколько лет.

  2. Этап заседания.

Заседание педагогического совета носит характер педагогической рефлексии. Заседание становится центром коллективной профессиональной мысли и одновременно методическим практикумом.



Выступления:

  1. Атнагулова Р.Р., заместитель директора по УВР. «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования».

  2. Юдина Н.Е., заместитель директора по УВР.

  3. Выступления педагогов по обмену опытом.

  4. Работа в группах.

  5. Выступления представителей групп.

  6. Подведение итогов заседания педагогического совета.

  7. Принятие проекта решения педагогического совета.



Исходя из работы педсовета, можно сделать вывод, что

Намеченные для модернизации системы образования меры нам вполне понятны и реально осуществимы. Внедрение в процесс обучения современных методик и инновационных технологий набирает темп. С развитием интернета у учителей появились возможности знакомиться с передовыми системами образования за рубежом, узнать новые образовательные технологии, используя дистанционное обучение, обмениваться мнениями, практикой преподавания на различных педагогических сайтах.

Проект решения педсовета:



  1. Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.

  2. Учителям-предметникам усилить в своей работе индивидуализацию обучения, личностную направленность образования.

  3. Продолжить изучение компонентов современных педагогических технологий и применять их в работе по повышению качества знаний.

  4. Продолжить мониторинговые исследования качества знаний учащихся по основным предметам.

  5. Совершенствовать систему внутришкольного контроля и управления качеством образования в школе.

  6. Продолжить изучение и обобщение педагогического опыта по использованию эффективных форм контроля знаний и умений учащихся.

  7. В целях повышения качества знаний учителям-предметникам провести индивидуальную работу с учащимися, имеющими одну «3» за 1-2 четверть.

































В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.

- Что же понимается под термином «качество образования»?

Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели эффективности деятельности школы это:

 уровень обученности учащихся;

 готовность их к продолжению образования;

 уровень воспитанности учащихся;

 состояние здоровья детей;

 уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

 уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

Проведем сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы.

В течение учебного года осуществляется педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по уровням образования.

Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости понижается.



Наблюдаются снижение качественной успеваемости в сравнении с результатами прошедшего учебного года на всех уровнях общего образования. Особенно заметно это снижение на уровне среднего общего образования.

Ведущим показателем качества образования, несомненно, является государственная итоговая аттестация выпускников IX, XI классов.







Динамика результатов ЕГЭ

Предмет

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

2016-2017 уч.год

Русский язык

51 (макс. 72)

62,8 (макс.84)

60,4 (макс.73)

60 (макс.67)

Математика

31,5 (макс.52)

10,8 (макс.13)

3,2 (макс.5)

3 (макс.5)



Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Знание качества достигаемых результатов обучения - непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Обратите внимание на отсутствие у нас отличников в основной школе. А ведь это важный показатель работы образовательного учреждения. Наличие учащихся, имеющих одну «3», указывает на то, что мы недостаточно внимания уделяем реализации принципа личностно- ориентированного подхода и работе по предупреждению низких показателей качества образования. Несмотря на то, что в последнее время в школе значительное внимание уделяется организации творческой, исследовательской работе со способными детьми и у нас есть победители различных конкурсов, число их недостаточно высокое даже для нашей школы, а это значит, что нам необходимо подумать, что мы должны изменить в системе работы с такими детьми. Исходя из анализа таблиц можно сделать вывод, что тема сегодняшнего педсовета особенно актуальна.

Совместными усилиями попытаемся сегодня наметить пути повышения качества образования.

Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования. Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: образовательных результатов; организации образовательного пространства; квалификации педагогических работников.


Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Современный ученый-педагог Марк Поташник определяет: «Качество образования - это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты».

Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития ученика, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах В идеале - каждый ученик движется по своему образовательному маршруту. Качество образования - совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Качество образования, особенно качество школьного образования, - это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник или старшеклассник.

От чего зависит качество образования: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.); качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Представления наших педагогов о качестве образования:

Что вы понимаете под качеством образования?

Показатели качества знаний, успеваемости, поступаемости выпускников. Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся.

Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость.

Показатели качества процесса образования

Показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников

В целом учителя раскрыли показатели качества результата образования ученика, того социального продукта, который школа выпускает в жизнь, в общество.

Представления наших педагогов о задачах, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования:

Задачи, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования: Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям

Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся.

Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий.

Упорядочить сроки проведения контрольных работ в одном классе

Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии

Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ

Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку. Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя

Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний (устные зачеты и регулярное тестирование)




Перейдем к конкретным проблемам, с которыми сталкиваются учителя нашей школы и разберем возможные пути решения данных проблем.

1.Проблема. Равные шансы на обучение.

Хороший учитель позволяет каждому ребенку на уроке раскрыть свои возможности, а не только работает с сильными. В больших классах часто бывает сложно предоставить возможность для ответа каждому ученику. Складывается такая ситуация, что одни ученики отвечают часто (обычно сильные), а некоторых вызывают довольно редко (обычно слабые). Ученик предоставлен самому себе и теряет мотивацию. Так, школьник начинает думать, что можно один раз ответить, а потом спокойно отсиживаться в течение нескольких следующих уроков. Учитель же в итоге не знает, какие пробелы в знаниях есть у каждого ученика. Он ведь работает только с сильными. В итоге разница между слабыми и сильными нарастает настолько, что становится непреодолимой. 

Возможные решения. Ответы учеников на вопросы необязательно должны быть длительными (помните, как часто бывает в школе, когда ученик долго и мучительно рассказывает половину параграфа, а весь остальной класс спит?). Важно участие — пускай короткое — разных учеников. Короткие вопросы разного уровня сложности — это один из вариантов решения.

Есть несколько технологий опроса учеников, которые позволяют задействовать всех и повысить их вовлеченность в урок.

Холодный обзвон — стратегия заключается в том, чтобы вызывать на уроке не только тех, кто поднимает руку, но скорее тех, кому достается мало времени. Так эти ученики будут постоянно готовы к тому, что им нужно активно участвовать в уроке.

Ответ хором — на вопрос учителя должен отвечать весь класс (именно весь, без исключения!). Эта техника хороша для несложных вопросов, для проверки домашнего задания, для закрытых вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Учитель может дать сигнал (словами или жестом), чтобы дети не отвечали сразу, а через несколько секунд размышления.

Опрос по цепочке. Учитель может попросить отвечающего ученика прерваться в любой момент и предложить другому ученику закончить мысль.

Опрос шепотом. Если учителю нужно довольно продолжительное время на опрос одного ученика, другим в то же время предлагается письменное задание. С вызванным учеником педагог говорит полушепотом, чтобы не мешать остальным.

2 Проблема. Активность учеников на уроке 

Проблема: Чтобы научиться чему-то, нужно постоянно практиковаться в этом. Распространенная проблема школьных уроков в том, что часто большая часть класса оказывается в пассивном состоянии (слушает — или делает вид, что слушает, — объяснения учителя или ответы одноклассников).

Возможные решения: Помните, для каждого этапа урока есть виды деятельности, которые позволяют вовлекать в работу всех учеников в классе. Например, опрос домашнего задания необязательно предполагает участие 2–3 человек, которые рассказывают часть параграфа. Один из приемов — щадящий опрос. Ученики разбиваются на две группы (1-й и 2-й вариант). Учитель задает один вопрос, и ученики из первой группы выслушивают ответы своих товарищей из второй группы и просто ставят + или –. Затем группы меняются ролями: представители второй группы выслушивают ответы учащихся из первой группы. Учитель может задать 5 или 10 вопросов в каждой группе, из которых путем простого сложения и получится итоговая оценка Объяснение нового материала — это тоже необязательно монополия учителя. Например, при работе по принципу перевернутого урока ученики сами проходят новую тему и на уроке уже обсуждают материал в парах или группах. Если вы не готовы к таким существенным переворотам, то у А. Гина можно найти несколько способов повысить интерес учеников к объясняемому материалу.

Поставить привлекательную для учеников цель (например, выучить конструкцию «я бы хотел(а)» на английском языке, чтобы в конце урока разыграть сценки поведения в магазине).

Загадать загадку (объяснение нового материала позволит найти отгадку).

Намеренно допускать ошибки (учитель перед объяснением новой темы говорит, что будет допускать ошибки. И те, кто найдут несоответствия, будут вознаграждены).

Неполное объяснение темы (учитель намеренно не полностью объясняет новый материал. Задача учеников — найти и сформулировать вопросы, которые раскроют тему целиком).

Техника «Подумай — Обсуди в паре — Поделись». Учитель задает вопрос всему классу. Сначала дается не менее 30 секунд, чтобы подумать самостоятельно. Затем несколько минут, чтобы обсудить ответ в паре. После этого пара рассказывает о своем решении в группе или всему классу.

Вопрокуссия. Это составное слово, которое соединяет в себе «вопрос» и «дискуссия». Учитель записывает на доске какой-то вопрос или утверждение по теме урока. Ученики ставят вопросы к высказыванию педагога. При этом есть несколько обязательных правил: нельзя употреблять утвердительных выражений, только вопросы; нельзя использовать утверждения, замаскированные под вопрос (например, жизнь в малом городе лучше, чем в большом, не так ли?); нельзя осуждающе относиться к вопросам других; высказываться одному можно лишь через какое-то количество ответов других (например, не чаще чем один раз за пять высказываний).

Самое «мутное». Учитель просит всех детей на листочке бумаги за одну-две минуты ответить на вопрос: «Что на уроке (в новой теме, в фильме, тексте, параграфе) было самым мутным (непонятным, неясным)?» Затем эти затруднения можно обсудить в группах: например, одноклассники могут объяснить непонятные аспекты тому, кто спрашивал. Если группа не находит ответы на вопросы, то они обсуждаются с учителем. Какой бы метод ни использовался, важны два основных принципа:

• активность максимального количества детей на уроке;

• вовлеченность учеников в деятельность.

3 Проблема. Система вопросов. 

Начинающим учителям можно предложить деление вопросов на репродуктивные и продуктивные. Для ответа на репродуктивный вопрос ученику нужно лишь вспомнить какие-то факты. Продуктивные вопросы предполагают размышление, конструирование нового знания. Опытным учителям можно предложить реализовать довольно известную теоретическую модель — таксономию вопросов Блума. Он выделяет пять типов вопросов.

• Знание. (Назови столицу Мадагаскара. К какому семейству относятся леопарды?) Вопросы такого типа апеллируют к памяти ребенка. Их можно распознать по таким словам: назови, вспомни, перечисли, кто, когда, где, сколько и подобные.

• Понимание. (Какова основная идея этого рассказа? Как бы ты проиллюстрировал процесс фотосинтеза?) В таких заданиях ученику нужно использовать известные ему факты, сгруппировать их, объяснить иначе. Индикаторами вопросов на понимание являются слова: опиши, перескажи своими словами, объясни, сравни.

• Применение. (Как использовать широту и долготу, чтобы определить расположение Гренландии?) Здесь учитель просит ученика применить имеющиеся знания в новой ситуации, используя слова-индикаторы: примени, используй, покажи на практике, что бы ты сделал, и подобные.

• Анализ. (Каковы причины гражданской войны 1917 года?) Аналитические вопросы ставят перед учеником задачу разбить целое на отдельные части. Анализ предполагает поиск причин, мотивов, построение аргументации. Примеры слов в вопросах: почему, проанализируй, разграничь, назови факторы, причины, сделай выводы…

• Синтез. (Как бы изменилась жизнь, если бы мы могли дышать под водой? Как можно создать ветряную мельницу, используя предложенные детали?) Вопросы на синтез относятся к сфере творчества ребенка, они побуждают мыслить нестандартно. При этом ученикам нужно решать проблемы и предлагать решения. Индикаторами в этом случае являются слова: создай, сформулируй, построй, сконструируй, спланируй.

• Оценка. (Какая история тебе понравилась больше всего? Как бы ты оценил свою работу на данном этапе?) Оценка задействует навык ученика рассуждать о чем-либо. При этом важно учитывать, что для адекватной оценки важны навыки аргументации, решения проблем.

4. Проблема. Война против монотонности 

Проблема: Для детей нет ничего страшнее скуки. Вы так не считаете? Исследователи мозга доказывают, что человек не может постоянно удерживать внимание на одном типе деятельности. Если задания монотонны, дети быстро устают и теряют интерес. Отсюда и нарушения дисциплины, и частые ошибки, и невнимательность—одним словом, букет негативных последствий.

Возможные решения проблемы: Задача учителя — менять типы занятости на уроке. Но важно не только содержание заданий, важен их темп и ритм. Например, ответ у доски — это медленное занятие (класс погружается в легкий гипноз и почти засыпает). А вот тотальный блиц-опрос — это скорость, адреналин. Учителю важно следить за тем, чтобы быстрые и медленные способы работы сменяли друг друга. Не помешают и короткие смены обстановки, смена ритма. Если учителям начальных классов рекомендовано проводить физкультминутки, то немногие учителя в старшей школе решатся на такой же шаг (хотя это правильно и полезно). Заменой могут быть точечные всплески активности. Учитель может продумать новые (более динамичные) формы работы для проведения привычных процедур. Но периодически мы вставали и перебрасывались мячиком, чтобы проверить знание иностранных слов. И хотя все были уже достаточно взрослыми и серьезными, такие разминки воспринимались положительно.

Что может разнообразить урок:

• короткие игры;

• юмор, веселая история из жизни, анекдот;

• загадка, интрига, сюрприз;

• творческие задания;

• музыка (например, песня по какой-то теме).

5. Проблема. Индивидуальный подход. Диагностика текущего уровня 

Проблема: На уроке бывает сложно определить, кто из учеников понял новую тему, а кто нет. Насколько глубоко ученики поняли материал? На основании этого учитель решает, что можно двигаться дальше.

Приведем несколько методик, как это можно сделать.

• Сигналы рукой. Многие учителя заранее договариваются с учениками о сигналах понимания или непонимания. Например, поднять большой палец вверх, если все понятно, или опустить вниз, если почти ничего не понятно (как римские гладиаторы). Так учитель может оценить, как много людей имеют затруднения. А. Гин предлагает технику «Светофор», когда заранее перед уроком учитель раздает ученикам листики, одна сторона которых зеленая, а другая — красная. Показывая один из цветов, ученик демонстрирует понимание или непонимание темы.

• Блиц-опрос с закрытыми глазами. Можно использовать серию несложных вопросов и соответствующих знаков к ним. Например, учитель формулирует задание: «Я назову ряд прилагательных и причастий. Некоторые из них пишутся с одним «н», некоторые — с двумя. Если вы считаете, что нужно писать одну букву, поднимите вверх один палец, если две, то два пальца». При этом учеников нужно попросить закрыть глаза, чтобы никто не копировал реакции одноклассников.

• Голосование. Это чуть более усложненный вариант прошлой техники. Учитель задает вопрос, и класс дает ответ сигналами рукой. Если большая часть класса ответила правильно, то учитель дает правильный ответ и короткие разъяснения. Если большинство учеников ответили неверно, тогда учитель либо дополнительно объясняет тему, либо происходит обсуждение в группах. Потом голосование повторяется.

• Трехминутное эссе. Детей можно попросить коротко описать своими словами, что они поняли из объясненного, лучше задать открытый вопрос (например, «Чем отличаются хордовые от других животных?»). Затем попросить нескольких учеников (с разными учебными успехами) прочитать свои эссе. Если в каких-то эссе будут неточности, то учитель может попросить других учеников объяснить эту же тему.

• Тридцатисекундная пауза. После объяснения новой темы учитель задает вопрос классу и обязательно ждет 30 секунд, чтобы все ученики имели возможность продумать свой ответ. Потом учитель спрашивает слабых, средних и сильных учеников. Заранее нужно продумать дополнительные вопросы и тонкие подсказки. Например, сильному ученику желательно задавать дополнительно более сложные по таксономии Блума вопросы.

• Короткие тесты без оценки. Учитель может использовать быстрое тестирование без оценок в журнал. Хорошая идея: если тема проходится в течение нескольких уроков, на одном из них можно попросить детей в группах самим составить тесты, а потом использовать их. Это сэкономит время на подготовку к уроку.

6. ПроблемаИспользование групповой работы

Итак, типичный пример того, что принято называть групповой работой. Учитель говорит: «Дети, вот вам задание… Образуйте с соседями группу по четыре человека. Сделайте задание. Каждый в своей тетради, не подсматривать! Итак, проверим…» В то же время групповая работа может быть очень эффективным инструментом обучения: так у каждого есть время для участия в работе и при умелом распределении ролей в группе и сильные и слабые находят себя.

Возможные решения: Чтобы организовать групповую работу правильно, важно знать несколько важных аспектов из сферы совместной работы. Как распределить детей по группам?

Разнородные — учитель намеренно подбирает разных по уровню учеников, чтобы обеспечить баланс. Такой тип считается предпочтительным, так как разные группы могут быть примерно равны между собой, в группы включаются мальчики и девочки, представители

По интересам — в таком случае ученики сами распределяются по группам, но есть риск возникновения иерархии, противоборства «свои-чужие» и обиды, когда кого-то не хотят включать ни в одну из групп. Но это может быть оправданно при выполнении разных проектов, участники которых определяются по интересам.

Однородные группы — учитель разбивает класс по какому-то определенному признаку. Например, сильные, средние, слабые ученики. Хотя это может быть оправданно, чтобы дать каждому посильную задачу, такой подход может еще больше способствовать нарастанию неравенства.

Мы рассмотрели несколько проблем, которые мешают педагогам нашей школы повысить качество образования, вам были предложены пути решения этих проблем.

В качестве рефлексии предлагаю вам снова вернуться к составленным схемам и внести в них изменения, по необходимости.





Проект решения педсовета:

  1. Совершенствовать уровень административного управления, направленный на повышение уровня обученности, качества знаний, использование эффективных форм методической работы в рамках инспектирования учебно-воспитательной деятельности. Срок – 2 полугодие 2017-2018 учебного года. Ответственные – Атнагулова Р.Р., Юдина Н.Е.

  2. Развивать творческие инициативы учителей и учащихся, активнее внедрять их в проектно-исследовательскую и инновационную деятельность, в классно – урочную систему. Организовать проведение предметных недель во 2 полугодии 2017-2018 уч.года по графикам ШМО. Ответственные – руководители ШМО.

  3. Повысить качество проведения уроков, использовать современные образовательные технологии для развития коммуникативной компетенции учащихся, их личностного потенциала. Сформировать «Портфолио методических открытий». Срок – май 2018 года. Ответственные – Атнагулова Р.Р., Юдина Н.Е.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!