Итоги ВПР
Анализ итогов диагностической работы
в 4-х классах в 2016/2017 учебном году
В соответствии с частями 1, 2 статьи 93 и частями 1, 12 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2015 года № 1381 «О проведении мониторинга качества образования», приказом Министерства образования и молодёжной политики Ставропольского края « О проведении региональных проверочных работ во втором полугодии 2016-2017 учебного года», письмом минобразования края от 19.09.2016 г. № 02-20/9300 "О проведении ВПР в 2016/17 учебном году", письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01 марта 2016 года № 02-82 « О проведении российских проверочных работ в 2016 году», были проведены диагностические работы.
Цель Всероссийских проверочных работ (далее ВПР) - обеспечить единство образовательного пространства, поддержать введение ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Особенность Всероссийских проверочных работ – единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Качественные результаты диагностической работы, которые показали учащиеся 4-х классов.
Итоги ВПР по русскому языку
Предмет | Всего учащихся | Выполняли | «5» | «4» | «3» | «2» | % качества |
Русский язык | 73 | 70 | 29 | 35 | 6 | - | 91% |
Результаты проверочной работы показали хороший уровень владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями: распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении, распознавать и графически обозначать главные члены предложения и изученные части речи в предложении.
Некоторые учащиеся испытывают трудности при работе с текстом:
Из 1 части наибольшее затруднение вызвало у учащихся задание 3 (2) (Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи).
Из 2 части затруднения были с заданиями:
№ 5 (Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие). Справились 53% учащихся.
№ 7 (Делить тексты на смысловые части, составлять план текста). Справились 68 % учащихся.
№ 8 (Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста). Справились с заданием 56%.
№ 6 (Определять тему и главную мысль текста). Справились 56%.
Затруднения вызвало у некоторых учащихся задание:
№13 (2) (Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора). Допустили много ошибок 29 % учащихся.
Общие выводы:
1. В целом проведенное мониторинговое исследование по русскому языку в 4-х классах показало, что уровень подготовки четвероклассников нашей школы в основном соответствует требованиям ФГОС НОО. Результаты, запланированные программой по русскому языку на I полугодие, достигнуты.
2. Качественные результаты ВПР достаточно высоки: средний балл – 4,3, качество – 91%, успеваемость – 99%. Использование и эффективное применение учителями 4-х классов в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик приводит к положительным результатам освоения обучающимися образовательной программы.
3. Определена достаточно большая группа обучающихся, которые могут работать по программам повышенного уровня.
Рекомендации:
Учителям 4-х классов нужно обратить внимание на повторение и отработку следующих заданий во II полугодии: характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие, проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; определять тему и главную мысль текста.
Итоги ВПР по математике
Предмет | Всего учащихся | Выполняли | «5» | «4» | «3» | «2» | % качества |
Математика | 73 | 70 | 29 | 23 | 18 | 1 | 73% |
Проведенный анализ предполагает следующие выводы:
Результаты проверочной работы показали хороший уровень умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умения вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, умения выполнять письменно действия с многозначными числами, умения решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Дети умеют читать, записывать и сравнивать величины (массу, длину, площадь, скорость), а также выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.
Некоторые учащиеся при решении текстовых задачи (№ 8, 9) в три-четыре действия испытывали затруднения. Особую сложность для учащихся составило задание № 8, связанное с расчетом времени.
Большинство детей умеют исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата.
Многие учащиеся умеют работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Многие владеют основами пространственного воображения.
Итоги ВПР по окружающему миру
Предмет | Всего учащихся | Выполняли | «5» | «4» | «3» | «2» | % качества |
Окружающий мир | 73 | 73 | 11 | 45 | 17 | - | 77% |
Наибольшее затруднение вызвали у учащихся задания:
№ 6 Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. вычленять содержащиеся в тексте основные события; Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач).
№8 Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Не все четвероклассники могут оценивать людей в различных социальных группах. Из этого следует, что работа с учениками в развитии данных умений должна проводиться и далее.
№ 9 Сформированность понимания важности и роли семьи (семейных ценностей) в жизни человека, или сложность задания для выпускников начальной школы состояла в понимании самого вопроса.
Проведенный анализ предполагает следующие выводы:
Участники апробации ВПР по окружающему миру демонстрируют хороший уровень освоения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов; процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); умеют анализировать изображения, понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения, узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
Сложности в выполнении вызвало задание на умение сравнивать и обобщать результаты исследования, планировать несложные исследования, делать выводы и прогнозы. Не все обучающиеся четвертых классов знакомы с теми или иными профессиями и их пользой для общества. Недостаточно развито умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; не у всех есть понимание значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры;
Вызвало затруднение задание о родном крае: главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
С учетом полученных результатов могут быть даны следующие рекомендации:
Необходимо на уроках уделять внимание заданиям, требующим логических рассуждений; проводить практические и лабораторные работы (несложные исследования, эксперименты); научить учеников умению работать (анализировать, классифицировать по признакам, обобщать) по готовой модели; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; продолжить расширять представление о значении и содержании различных профессий.
Уделить особое внимание теме, посвященной роли семьи в жизни человека;
Усилить работу по формированию знаний обучающихся о крае и родном городе, столице края, достопримечательностях города, родного края.
Заключение
Результаты исследования показывают наличие существенной доли хорошо подготовленных четвероклассников. Работы, выполненные ниже условной границы отметки «2», составляют 0 % по русскому языку, 0,1 % по математике, 0 % по окружающему миру соответственно. Можно говорить о том, что выпускники начальной школы в целом успешно справляются с программой начального общего образования.
Для достижения хорошего результата выполнения ВПР в течение учебного года проделано следующее:
администрация школы взяла под контроль подготовку обучающихся к ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру.
учителя начальной школы организовали дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) для детей, имеющих низкий уровень подготовки.
педагогами осуществлялся дифференцированный подход к обучению различных групп учащихся на основе определения уровня их подготовки, постоянно выявлялись проблемы и проводилась работа над повышением уровня знаний каждого учащегося.
включались в текущий и промежуточный контроль задания различного типа и вида, формы предъявления и уровня трудности; проводилась коррекционно-развивающая работа с учениками, для достижения положительной динамики или стабильности проводилась работа по повторению изученных во2-3 классах тем..
Предложения:
Продолжить работу по повышению качества образования за счет внедрения новых форм и методов проведения уроков, освоения ИКТ, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий у учащихся.
Заместитель директора по УВР Е.В Мазий