СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кадетское движение и его особенности в духовно - нравственном развитии и воспитании гражданина России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История кадетского движения  в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене, она интересна и поучительна для молодого поколения.

Просмотр содержимого документа
«Кадетское движение и его особенности в духовно - нравственном развитии и воспитании гражданина России.»

Кадетское движение и его особенности в духовно - нравственном развитии и воспитании гражданина России.


История кадетского движения в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене. Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу, малолетние знатных фамилий

Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров.

Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа.

В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса.

Указ о создании первого сухопутного кадетского корпуса издала императрица Анна Иоанновна в 1731 году. В нем говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет». Детей дворян, заслуженных офицеров и чиновников собрали в Меншиковский дворец на Васильевском острове 

Дворянские дети попадали в кадетский корпус в пятилетнем возрасте и учились здесь пятнадцать лет — военному делу и светскому обхождению. Кроме этого, по указу Анны Иоанновны здесь изучали «науки разные: чтение и письмо, закон Божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее». Также кадеты занимались и в столярных мастерских. Считалось, что будущий офицер обязан иметь самые разные навыки.

При поступлении в корпус преимущество отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, либо обедневшим дворянам. Обязательным условием было умение читать и писать. Кадеты обучались математике, истории и географии, артиллерии, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам», а также немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике. Обучение начиналось с 5-6-летнего возраста и продолжалось 15 лет; при этом на протяжении всего периода учёбы родители не могли требовать возвращения своих детей домой.

Особое внимание обращалось на то, чтобы кадет получал доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше был на свежем воздухе и всегда содержался в строгой опрятности.

Главная цель: сделать кадет «добродетельными и благочестивыми».

Целью физического воспитания было: «сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников, дабы сделать их способными к перенесению трудов военной службы».

Общее направление воспитания основывалось «на любви к Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга».

Поощрялось создание музеев, посещение мест сражений, чествование героев.

Степень нравственного достоинства кадет было принято определять баллами (12 - поведение отличное, 11 и 10 - очень хорошее, 9, 8 и 7 - хорошее, 6, 5 и 4 - посредственное, 3, 2, 1 - дурное). За проступки кадет наказывали снятием погон, переодеванием в серую куртку и розгами. За примерное поведение и успехи в учебе поощряли похвальными грамотами и помещением на Красную доску, производством в унтер-офицеры. «Для возбуждения в воспитанниках соревнования и стремления к воинской доблести» было повелено иметь: в рекреационных залах всех корпусов - мраморные доски из светлого мрамора с именами отличнейших из каждого выпуска, а в церквах - черные мраморные доски, для помещения имен всех бывших воспитанников, «павших на поле чести...».

Преподавать кадетам вместо гражданских педагогов стали офицеры. Но воспитанников ожидала не только муштра. Прилежных учеников премировали походами в театр и даже в офицерские семьи — «на пироги

Коренные изменения в учебном распорядке произошли, когда корпус возглавил Михаил Кутузов. Он привнес в занятия военную дисциплину, а в расписании появились уроки по тактике и военной истории. К воспитанникам Кутузов относился как к солдатам. Русский писатель Сергей Глинка — также воспитанник корпуса — вспоминал слова директора на выпускном: «Я получил и чины, и ленты, и раны; но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят — он настоящий русский солдат. Господа! Где бы вы ни были, вы всегда найдете во мне человека, искренно желающего вам счастья и который совершенно награжден за любовь к вам вашею славою, вашею честью, вашею любовью к Отечеству».

Кадетский Корпус был основан в 17 февраля 1732 году в Санкт-Петербурге на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет.

При императрице Елизавете Петровне в 1743 году после открытия Морского корпуса кадетский Миниховский корпус был переименован в «Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус» (к 1913 году он стал назваться Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус). Этот корпус славился на всю Россию, и из него вышли замечательные деятели как военных, так и гражданских ведомств (дипломаты, судьи и пр.).

При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный кадетский корпус.

К концу царствования Александра I в России было 3 кадетских корпуса (1-й Спб, Морской артиллерийский и инженерный).

Как известно, в царской России, кроме простых кадетских корпусов, еще существовал Пажеский корпус, а также и Царскосельский лицей. Это были элитные учебные заведения. Пажеский корпус поставлял офицеров для гвардии, а Царскосельский лицей поставлял элиту для руководящих постов как в гражданской, так и в военной области.

За почти двухсотлетнюю историю кадетства в дореволюционной России было открыто сорок кадетских корпусов. Императрица Екатерина Великая утверждала, что «кадетские корпуса являются надежными поставщиками великих людей России». В разные годы постигали военные премудрости фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, писатель и составитель толкового словаря Владимир Даль, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Скрябин.

Россия, как одна из ведущих стран в мире, никак не может обойтись без надлежащей педагогической подготовки своей будущей элиты. Без своей собственной элиты, воспитанной в русском традиционном духе, но во всеоружии всех современных наук и технологий, Россия не сможет быть суверенной страной, а вследствие этого со временем потеряет свою историческую самобытность.

Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.

Кадетские заведения делятся на 3 группы:

- учреждения федерального уровня: суворовские ( нахимовские) училища, кадетские корпуса министерства обороны, президентские корпуса.

- учреждения регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы - интернаты правительств субъектов Российской Федерации.

- учреждения муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Программа развития имеет значительную социальную направленность.

Кадетское образование было призвано поддержать престиж воинской службы, с расчетом на то, что значительная часть выпускников этих учебных заведений, если хотя бы не поступит для дальнейшей учебы в военные ВУЗы, то хотя бы не будет "бегать" от прохождения срочной службы по призыву, с другой - социальные "преобразования" в стране породили огромное количество "запущенных" с педагогической точки зрения подростков, которых, по мнению идеологов возрождения кадетских корпусов, сможет скорректировать похожая на настоящую армейскую дисциплину, и в конечном итоге "игра в армию" будет играть для них роль воспитательного компонента, прививая таким образом чувство ответственности.
История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству, которые, в дальнейшем, смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении своему Отечеству.



литературы:


1. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=578

2. https://www.prlib.ru/history/619445

3. http://obrmos.ru/go/go_kad/Articles/go_kad_art_kad_obr.html

4. http://www.eco-fregat.narod.ru/kodex.htm

5.Антонов А.Н. Первый кадетский корпус. - СПб., 1906.

6.Висковатов А.В. Краткая история 1-го кадетского корпуса. - СПб.,1832.

7.Лалаев, М.С. Кадетские корпуса России // Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению. - М.,1980.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!