Урок № 6

Тема: Каин и Авель
| Ключевой стих: | | |
| Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. (Евр.11:4) | | |
Источник: Быт. гл. 4.
Цель: 1. Познакомить учащихся с историей самой древней в мире цивилизации и образованием первых городов.
2. Показать как вследствие непослушания - зло на земле увеличивается с геометрической прогрессией.
Научиться у Бога любить согрешающего, порицая зло.
План урока:
Оргмомент 5 мин.
Молитва
Тема и цели урока 2 мин.
Раскрытие содержания темы с
параллельным показом на
мониторе 20 мин.
Вопросы. Обобщение 10 мин.
Каким трудом занимался
старший сын Адама и Евы,
Каин?
Кем был второй сын Адама
и Евы, Авель?
Почему Бог принял жертву
Авеля и не принял жертву
Каина?
Кто основал первый город и
в чью честь его назвал?
Что случилось с Каином в его
дальнейшей жизни после
убийства брата?
Как звали третьего сына
Адама и Евы?
Домашнее задание 3 мин.
Дайте характеристику Каина. По какой причине он убил своего брата Авеля и почему не раскаялся в содеянном
Ева назвала родившегося первенца Каин, что значит “приобрела я человека от Господа”. Он был земледелец.
Второй сын, Авель был пастухом. Но первое в мире убийство и братоубийство произошло не оттого, что у них были разные занятия. Авель угодил Богу своим даром, принесенным с верой. И это обстоятельство вызвало зависть его старшего брата, дар которого не был принят по причине его неверия и нежелания выполнять все, что требовал Бог.
Два сына Адама и Евы послужили прототипом всего последующего человечества, ибо два эти типа людей сосуществуют и по сегодняшний день.
Во всей человеческой истории “семя” жены постоянно сталкивается с “семенем” змея. Происходит великая борьба между добром и злом. И лежит это зло у двери каждого человеческого сердца и мы каждый день выбираем - подчиниться ему или господствовать над ним.
Бог пытался пробудить в Каине чувство раскаяния, но вместо раскаяния мы обнаруживаем страх, что с ним поступят также. Жестокие люди, по наблюдениям психологов, всегда трусливы.
Каин обречен на вечные скитания, но милостивый Бог отмечает его “знамением” - особым знаком защиты.
Первым его пристанищем была земля Нод на восток от Эдема. Это географическое название значит
“не знающий отдыха скиталец”.
Здесь родился у Каина сын Енох (не праведный Енох, которого Господь взял на небо), в честь которого он и назвал построенный им город.
Седьмым от Адама по линии Каина был Ламех, нарушивший заповедь Божию тем, что взял себе 2 жены.
Его сыновья изготавливали музыкальные инструменты (гусли и свирели), а также орудия труда и войны из меди и железа.
Но, несмотря на их технические достижения, зло множилось со страшной силой и, подобно ржавчине разъедало их души.
Ст.22-23 - известные под названием “Песни Ламеха” - древнейший памятник семитской поэзии, с характерными для нее параллелизмами, т.е. повторами одной и той же мысли, выраженной разными словами.
Надменно и зловеще хвастает перед женами Ламех, владея железным оружием, изобретенным его сыном Тувалкаином, что безнаказанно убил некоего юношу: “Если за Каина отмстится всемеро: то за Ламеха семьдесят раз всемеро.
Ламех в сущности насмехался над Божьим проклятием.
Безбожному обществу резко противопоставлены праведные. Неверию родословной линии Каина, противопоставлена вера родословной линии Сифа - третьего сына Адама. Во дни Еноса, сына Сифа, люди начали призывать имя Господа.
Во всем повествовании прослеживается следующие принципы:
Жертвы должны предлагаться Богу от сердца и с верою; лучшее от стада или от первых плодов следует приносить Ему
Кровная месть отвергается Богом. О чем свидетельствуют построенные позже города - убежища.
Старший брат должен нести ответственность за младшего, быть ему сторожем.
Кровь, пролитая на землю, оскверняет ее и вопиет об отмщении.
Преступление не должно оставаться безнаказанным. И это легло в основу теократического управления Израилем.
Жизнь без Бога - это жизнь вне действенной защиты, лишенная покоя.

Словарь
Урок 4. Каин Авель
Прототип - [гр. prtotypon] - первообраз; действительное лицо, послужившее автору прообразом литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора.
/Словарь иностранных слов. Изд-во “Советская энциклопедия”, М., 1964, с.529/
Благочестие - соблюдение предписания религии, церкви.
/Словарь русского языка. Ожегов С.И. М,: Рус. яз., 1991 с. 56/
Знамение - (слав.) знак; в Библии это, как правило, чудо - знак, проявление Божьей силы.
/Библия. Российское библейское общество. М., 1999/
Параллелизм - повтор одной и той же мысли, выраженной разными словами.
/Словарь русского языка. Ожегов С.И. М., Рус. яз., 1991 с. 490/
Авель или Хавель “дуновение,суета” - второй сын Адама и Евы, был пастырем овец.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.2./
Каин “приобретение” - первородный сын Адама и Евы, который, несмотря на предупреждение Бога, поддался греху.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.195./
Енох или Ханох “посвященный” - сын Иареда, отец Мафусала.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.130./
Енос (Энош) - внук Адама, сын Сифа.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.130./
Ламех - сын Мафусала, имел двух жен: Аду и Циллу, от него произошли Иавал, Иувал, Тувалкаин и Ноема.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.226./
Сиф “вознаграждения, замена” - сын, родившийся у Адама после смерти Авеля, праотец целого поколения праведников.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.417./
Тувалкаин, сын Ламеха (потомка Каина) от Цаллы; он был “ковачем всех орудий из меди и железа”(Быт.4:22).
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.453./
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.КАИН. (Из Виктора Гюго)

КАИН (Из Виктора Гюго)
Когда, спасаяся от гнева Иеговы
И скрыться под землей в отчаянье готовый
В безумном ужасе себя и мир кляня,
С семьею он бежал, - то на закате дня,
Измученный, успел достигнуть он долины,
Где высились кругом высоких гор вершины.
Из силы выбившись, тут дети и жена
Решились отдохнуть. Но было не до сна
Убийце первому, и, совестью жестоко
Терзаем, он присел на камень. Глубина
Таинственных небес казалася мрачна,
И посреди нее всевидящее око
Узрел он, на него глядевшее во мгле.
* * *
Он разбудил детей, заснувших на земле,
Усталую жену, и вновь без замедленья
Пустился в путь. Он шел в теченье долгих дней
И стольких же ночей, не знав отдохновенья
И сна, трепещущий при шорохе ветвей,
В испуге торопя жену и сыновей
И позади себя не смея кинуть взгляда.
Тут путникам в лицо повеяла прохлада,
И вскоре всех они морских достигли вод.
И Каин вымолвил: отсюда мы вперед
Не двинемся, но, сев у берега морского,
Он в глубине небес узрел с тоскою снова
То око самое, что видел и тогда!
* * *
Куда укрыться мне, о Господи, куда? -
Воскликнул он, и тут раскинули поспешно
Над нм сана его из полотна шатер,
Но Каин отвечал с тоскою безутешной:
Оно со мною здесь, как совести укор. -
Один из сыновей преступника, в замену
Шатра, воздвигнул там громаднейшую стену,
Но и в тени ее увидел Каин вновь
То око самое, и в нем застыла кровь ...
* * *
Тогда сказал Енох: - здесь город укрепленный
Построим с башнею, из камня возведенной, -
И вскоре, заменив шатер из полотна,
Воздвиглась города зловещая стена,
Чудовищную тень среди равнин бросая.
Она была мрачней, чем туча грозовая,
И гору превзойти могла бы толщиной.
У входа, дерзкою начертаны рукой,
Виднелися слова: “Мы воспрещаем Богу
Входить сюда”. В душе тая тревогу,
Они по вечерам пускали целый рой
Своих ужасных стрел в небесные светила.
Когда же, наконец, окончено все было
В их городе, - они ввели туда отца,
И башню темную он занял. Но сердца
Забилися у них, когда опять с тоскою
Воскликнул он: - и здесь оно передо мною! -
* * *
И он сказал сынам: - я в глубине земли
Хочу отныне жить, чтоб видеть не могли
Меня, и чтобы сам я никого не видел. -
Он плакал, и грех свой ненавидел.
Тут яму вырыли глубокую ему,
И он сошел туда, - в безмолвие и тьму, -
Но и в могильной тьме, холодной и глубокой,
На Каина опять глядело то же око ...
Виктор Гюго