Кайсын Кулиев (1917 – 1985)
Работа с учебником
- Прочитаем статью о поэте в учебнике.
- Что известно о детстве поэта?
- Где учился Кайсын Кулиев?
- Как сложилась судьба поэта во время Великой Отечественной Войны?
- Каковы основные темы, образы, герои его лирики?
Фотография 1948 г.
Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»
История создания
- Стихотворение написано в 1967 году. В это время Кайсын Кулев был уже очень известным поэтом, но мысленно он все равно возвращается к истокам своего таланта – Родной земле.
Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»
Сюжет. Композиция
- Перескажите сюжет стихотворения. На сюжет какого жанра он похож? Почему?
- Стихотворение напоминает небольшую сказку о том, как природные явления помогают герою справится с трудностями .
- На сколько частей вы бы разделили это стихотворения, исходя из его сравнения со сказкой (эпическим произведением)?
- Стихотворение можно разделить на 3 части :
1) зачин, 2) основная часть, 3) концовка.
Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»
Композиция. Образы.
ЗАЧИН ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦОВКА
Образы:
4 стро ф а
Лир.герой осознал свое место в мире:
вода
«стало всё просто».
высь
дорога
гора
луга
1-2 стро к а
У лир.героя проблемы:
«навалилась беда»
«отдай свою боль»
«обернись к небеса»
«я тебя не предам»
«взглянина снега»
Некие духовные трудности.
Что обычно дается в зачине сказки ?
Какого плана эти проблемы?
Что дано здесь?
О чем тревожится герой?
«приляг на траву»
Он чувствует себя частью родного края :
«иного не надо мне рая»
Какую помощь предлагают эти герои (образы)?
Как чувствует себя лирический герой после этих «встреч»?
Кто/что встречается на пути лирическому герою? Какие образы возникают?
А каково его место в мире? Чем* осознает себя лирический герой?
Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»
Тема и идея
- О чем это стихотворение? Какова его тема?
Тема:
- Что своим стихотворение утверждает автор? Какова его идея (основная мысль)?
Идея:
малая родина / родная сторона
Родной край , её природа , её особенности всегда останутся с человеком . Они (или воспоминания о них) подарят сил и веру в лучшее, особенно в тогда, когда жизнь, казалось бы, полна трудностей.
Стихотворение «Каким бы ни был малым мой народ…»
балкарцы
Образ Народа
«малый народ меня переживет»
«мужество»
Мужество и сила народа передаются его людям в трудные минуты .
Личность – явление временное, народ – постоянное .
«пахари»
«уставшие люди»
Трудолюбие, забота о быте – лучшие черты любого народа.
«я не был одинок»
Народ
Человек – часть народа и его « должник вечный»
«люди, прошлое ценя, будут петь»
«язык родной»
Характер народа – в его языке . Пока жив язык – жив народ .
Почитание и сохранение традиций необходимо.
Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»
Тема и идея
- О чем это стихотворение? Какова его тема?
Тема:
- Что своим стихотворение утверждает автор? Какова его идея (основная мысль)?
Идея:
Народа / малого народа
Каждый человек – часть Народа (большого или малого). Каждый человек несет ответственность за свой Народ, поэтому он должен преумножать его богатства (духовные и материальные), сохранять традиции , беречь родную речь , национальные особенности и, конечно, гордиться им.
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 9 класс ФГОС
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 5 класс ФГОС
Русская литература 8 класс ФГОС
Великие русские писатели и поэты
Русская литература 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
© 2022, Золотарь Елена Алексеевна 5597 174
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей