СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кайтагская вышивка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кайтагская вышивка»

12



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.


    1. История возникновения декоративно прикладного

искусства Дагестана 4

    1. Зарождение кайтагской вышивки в Дагестане 5


ГЛАВА II. КАЙТАГСКАЯ ВЫШИВКА


2.1. Кайтагская вышивка – уникальное искусство Дагестана. 5


2.2. Особенности и техника работы 7


2.3 Значение кайтагской вышивки в декоративно – прикладном

искусстве Дагестана. 8


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10











ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы исследования.

Какое множество различных видов и жанров искусства кроется за словами «народное творчество». Песни танцы, зодчество и фольклор, декоративно прикладное искусство, и живопись. Каждая из этих видов имеет свою историю, свои специфические особенности, которые изучаются многими специалистами и составляют предмет исследования самостоятельных наук. Особое место среди всех видов народного творчества занимает декоративно -прикладное искусство, потому что социальная природа этого искусства выражается здесь в наиболее материализованной форме, нежели в других видах, в образе конкретных бытовых предметов, по которым можно судить об эпохе людей, их материальной и художественной культуре, о вкусах, обычаях, укладе жизни.

С давних пор народные мастера в своём творчестве используют то, что даёт им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служит главным источником вдохновения дагестанских умельцев. Они никогда не копировали ее буквально, а в реальности их произведения приобретали порой волшебные, сказочные черты, в ней всё сочеталось, а быль и вымысел представлялись как одно целое. Это очень ярко и красочно отражается в таком виде прикладного искусства – как вышивка.

Актуальность и значимость работы определяет тот факт, что в настоящее время в стране уделяется важное значение возрождению народных промыслов: во всех районных центрах созданы Центры народного творчества и прикладного искусства. Учитывая, что декоративно – прикладное искусство в Дагестане – это увлекательное и увлекающее за собой явление, включающее в себя самые различные народные промысли, сочетающие практическую направленность и естественную красоту изделий. Дагестан можно смело назвать кузницей народных промыслов. Среди них повышенным интересом со стороны ценителей искусства, этнографов, исследователей и учёных в последнее время пользуется техника вышивания, разнообразие орнамента именно в вышивке, привлёкшее и моё пристальное внимание.

Объект исследования – кайтагская вышивка, процесс работы над вышивкой и важность её практической направленности, художественные черты, изменения происшедшие в ней с течением времени, начиная с древности до наших дней.

Предмет исследования – этническая составляющая кайтагской вышивки, техника вышивания и изобилие орнамента в кайтагской вышивке.

Цель исследования - теоретически обосновать и рассмотреть формы и методы организационной работы по выбранной теме в прикладном искусстве Дагестана.

В соответствии с поставленной целью при изучении темы мною поставлены задачи:

  1. Теоретически провести обоснование процесса работы над вышивкой;

  2. Выявление особенностей и разнообразие орнаментов кайтагской вышивки;

  3. Выявление показателей качества техники выполнения работы, а также критерий оценки использования вышивки в наши дни.

Методы использованные при исследовании: сбор и систематизация литературы, систематизация и обобщение теоретического обоснования техники вышивания в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования и научная новизна исследования состоит в том, что тема «Кайтагская вышивка» не становилась ещё предметом специального исследования. Работа рассчитана на выявление и систематизацию изучаемого материала, а также является обобщением и систематизацией ранее изученных материалов по тематике. Особое внимание в работе отводится изучению роли культурных и исторических ценностей народов Дагестана, сочетание культуры Дагестана с ценностями народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. Научная новизна работы состоит также в том, что в работе дан анализ, происшедших изменений с кайтагской вышивкой в зависимости экономического и культурного влияния на Дагестан в разные времена (XIX, XX, XXI века). Важно, что при этом использован комплексный подход изучения.

Методологическая основа и методика исследования. Комплексный подход изучения собранных материалов по традиционной вышивке и стал основой в работе: исследованы, обработаны и систематизированы имеющие материалы: научные, исследования этнографов, любителей фольклора, ценителей прекрасного. Важное место при исследовании имело изучение теории по теме, где при постановке основных задач и проблем, опиралась на литературу учёных – этнографов: Е.М. Шиллинга, А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, А.Г. Булатовой, краеведа Х.Исмаилова, искусствоведов В.И. Воронова, С.О. Хан – Магомедова, М.М. Мамаева, а также на труды Р.Ченсинера, английского учёного и многих других учёных.

Апробация данной работы проводилась на уроках технологии при изучении раздела «Декоративно – прикладное искусство» для учащихся 6, 7 классов и имела практическую направленность.

Структура и научно – исследовательской работы. Работа объёмом 10 печатных страниц состоит из плана научных исследований; введения, основной части в виде двух глав, выводы, списка использованной литературы (библиографии) и приложений.

I. ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

1.1.История возникновения прикладного искусства народов Дагестана.

Прикладное искусство народов Дагестана – это искусство, которое, являясь художественным промыслом, развивалось издревле под влиянием и социальных, и экономических, и географических условий. Основным занятием дагестанцев было земледелие, ведение скотоводства и крестьянского хозяйства. Горцы всё своё свободное время занимались прикладными видами народных ремёсел, уникальных видов искусства. Будучи мастерами – прикладниками они творили чудеса. Одним из уникальных видов дагестанского прикладного искусства XVII -XIX . является вышитое шёлком панно, площадью в пределах 5 квадратных метров с оригинальным, неповторимым узором, сочетающим в себе разнообразные орнаменты – кайтагская вышивка.

Уникальный вид дагестанского искусства «кайтагская вышивка» получил своё «кайтагской» по названию народности, которая и начала вышивать первым, как утверждают источники. Ритуальные вышивки кайтагских мастериц, будучи кустарным производством, представляют собой небольшие прямоугольные куски домотканой материи из льна, хлопка и даже из конопли, крашенные в тёмные цвета, где орнамент состоящий из солярных и спиральных мотивов, завитков, свастик иногда перекликается с древней дагестанской петроградкой. Отметим, что петроградка в основном встречалась в народных промыслах горных аулов. В основном места первоначальной фиксации кайтагской вышивки – это селения Кайтагского района: Баршамай, Карацан, Джибахни и Абше. Вышивкой украшали занавесы на окна, покрывала на тахту, накидки и т.д. Основу рисунка вышивки составляли различные символические знаки: «солярные розетки», узоры, представляющие собой знаки огня и крестообразные знаки и другие фигуры. Ритуальные вышивки использовали при очень важных событиях в семье: рождение, свадьба или смерть близких людей.1 искусство вышивания как следует из источников зародилось в древности Востоке. Экономическое и хорошее территориальное положение повлияли зарождение кайтагской вышивки и в Дагестане. Ведь именно через Дагестан проходил Шелковый путь. рубеже ХХ века искусство вышивания начало утрачиваться, на   обратил внимание известный кавказовед Евгений Михайлович Шиллинг. В своих трудах он отмечал, что именно «кайтагская» вышивка отличается своей загадочностью и уникальностью, хотя вышивку как ремесло использовали не только кайтаги, но и другие даргинцы, кубачинцы, а также и табасаранцы. Времена идут, а «Кайтагская» вышивка и в настоящее время остаётся самой захватывающей своей загадочностью видом традиционного прикладного искусства Дагестана, главное предназначение которой сегодня - это дизайн.

1.2 Зарождение кайтагской вышивки в Дагестане.

Зарождению в Дагестане именно кайтагской вышивки можно сказать обязаны английскому исследователю Роберту Ченсинер, который побывав в 80 – е годы XX века проездом в Дагестане, был практически поражён этим видом искусства древнего рукоделия. Р.Ченсинер выкупил практически все полотна что , не задумываясь, практически все и увёз их в . англичане, великие ценители прекрасного сразу обратили внимание на шедевры дагестанских мастериц и выставка в Лондоне говорят большой успех.

В своей книге «Кайтагское текстильное искусство из Дагестана» (1993год) Роберт Ченсинер детально расписал технику изготовления, назначения и применения вышивки в Дагестане. Он, конечно, с неточностями, но привёл данные о красителях ниток и полотен для основы вышивки, а также занялся расшифровкой орнаментов вышивки, ведь каждый узор в вышивке – это огромная возможность кайтагских женщин рассказать о своих проблемах и радостях, ритуальных обрядах и мечтах, которые Чесинер собрал в единый каталог с иллюстрациями. Более 180 полотен кайтагской вышивки, собранные в каталог - это огромное поле для фантазии и загадок, покорившие такие города как Лондон, Париж, Рим, Нью – Йорк и Стамбул. Выставка имела ошеломляющий успех и многие работы были выкуплены в частные коллекции, а это значит, что красотой народного творчества нашего многонационального и богатого культурным наследием Дагестана любуемся не только мы, но и ценители искусства по всему миру. В своих трудах Ченсинер датирует вышивки XVII-XIXвв.

Я любовалась этими образцами через виртуальную экскурсию по Эрмитажу. Также работы представлены и в российских собраниях  Государственного исторического музея и музея народов Востока и во всех дагестанских музеях.

ГЛАВА . КАЙТАГСКАЯ ВЫШИВКА.

    1. Кайтагская вышивка - уникальное искусство Дагестана.

Французы узнают в ней Матисса, немцы - Пауля Клее, австралийцы - - орнамент аборигенов, американцы - абстрактный экспрессионизм Джексона Парадоксы кайтагской вышивки.2 [приложение 1].

Кайтагская вышивка, как вид декоративно – прикладного искусства, долгое время считалась утерянной. Евгений Шиллинг, известный кавказовед, изучая декоративно – прикладное искусство Кавказа, и, побывав в гостях в Кайтагском районе, обратил внимание на полотна ткани, висевшие на стенах. Его поразило то, что странные узоры, вышитые крупной гладью, украшая занавесы, подушки, составляли целостную картину быта, как сейчас принято говорит – «дизайн». Первые экземпляры вышивки были обнаружены им в Кайтагском районе и отсюда и пошло название «Кайтагская» вышивка. полки ставили вертикально, рисунок во красе.

Исследуя разные виды декоративно – прикладного искусства, можно смело сделать вывод, что принцип построения узора в кайтагской вышивке схож и местами перекликается с узорами на изделиях других народных промыслов: унцукульской насечкой по дереву; гацатлинской гравировкой по меди, балхарской ангобной роспиью, кубачинской насечкой по металлу, видна схожесть с узорами на табасаранских коврах и лакских войлоках, и т.д. что говорит о единстве декоративно – прикладного искусства Дагестана, а также о многообразии его направлений и промыслов.

Но в отличии от всех перечисленных видов прикладного искусства Дагестана. В кайтагской вышивке нет симметрии, узор кайтагской вышивки - сплошные символы. Анализируя научные труды, просматривая работы на выставках, я сделала вывод, что почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную; кресты – символы четырёх стихий или четырёх времён года. В своих работах я также включаю эти символы, Для меня вышивка – это бесконечный лабиринт, который радует меня и моих близких. Каждый, кто смотрит на мои работы, видит в них своё мировоззрение. Раньше я не понимала, что означают на вышивке фигурки с опущенными или поднятыми руками, а оказывается это - отражение мужского и женского начала. из жизни .

Как я уже отмечала выше, кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью.

После рождения ребёнка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. Считалось, что вышивка выступает как оберег. Завёрнутые в вышивку украшения и подарки также считалось, защищёнными от сглаза. С этой же целью вышивкой покрывались сундуки с приданым. Важность, которая придавалась вышивке в старину, да и сейчас в горных селениях, хорошо отражается в том, что именно вышивкой закрывали лицо умершего в свой последний путь. Если мы внимательно рассмотрим этот загадочный архаичный рисунок вышивки, то увидим не только солярные и лунные знаки, но и стилизованные изображения животных: туров, оленей, птиц, змей и т.д.

Заметим, что одинаковых вышивок нет, и не будет, так как мастерицы в основном ткали по памяти и каждая женщина, вышивая, отражает в ней состояние своей души, любовь и надежду, а иногда даже разочарование и боль.

В селении Гапшима Акушинского района, где и было обнаружено наибольшее количество вышивки кайтагская вышивка в основном была предназначена как подушка для детской люльки, отсюда и название «ччаралла гянила».

Для вышивок селения Танты Акушинского района характерен геометрический орнамент. Наличие крупных деталей. Чаще всего это стилизованные женские фигуры.

В селении Цугни Акушинского района вышивка являлась свадебным и поэтому её особо и ценили. Являясь оберегом, ею прикрывали сундук невесты и в неё заворачивались её украшения (лицевой стороной вовнутрь), что и говорит название вышивки в Цугни «белкун гянила», то есть «расписная подушка».

Но всех их объединяло одно – орнамент. Будучи музыкой для глаз, перенося из поколения в поколения, он передал нам красоту мыслей и желаний наших предков.

2.2 Техника выполнения кайтагской вышивки.

Говоря о технике выполнения кайтагской вышивки нельзя не упомянуть, что это один из самых древних и самых сложных видов вышивки. Она очень сложна, прежде всего тем, что в ней используются «перемычки». В народе говорят, что гладью может вышить любая женщина, крестиком тоже, но вышивать кайтагскую вышивку осмелятся не многие.

«Перемычки» должны быть расположены в строгой последовательности, при этом каждая из них находится на определённом расстоянии друг от друга, и это расстояние нельзя менять.

Разгадка техники выполнения кайтагской вышивки лежит на поверхности, как и сама вышивка. Описывая технику вышивания, Э.В. Кильчевская отмечала, что в кайтагских вышивках шёлковые нити, плотно застилающие узор, простёгиваются с лицевой стороной крупными стёжками, прикреплёнными, как и в золотом шитье. С обратной стороны дополнительной нитью» [4,c.17 прим.2]. Отмечено, что приём укрепления глади дополнительной накладной нитью. А также гладь с закреплением шёлковой нити у краёв рисунка мелким стежком, не пропуская её на всю изнаночную сторону, способствовали экономии шёлковых нитей. В европейских странах (Франция конца XIX в.) такие швы получили название восточных. В «Энциклопедии женских рукоделий»3, встречались «большей частью в восточных образцах вышивки» и. «вероятнее всего, происхождения они азиатского» они азиатского» [5, c. 119-120]. Технические приёмы «кайтагских» вышивок похожи на приёмы вышивки XVI – XVIII вв. Трейса и Эпирусе в Турции [3,c.10].

Техника :

Первый этап – методом односторонней глади: застилается длинными параллельными стёжками область вышивки, в основном предназначенная для одного цвета. От края до края – один стежок, так называемый «владимирский» (он известен всем, кто знаком с руководством по практической вышивке), но при этом стежки параллельны и намного длинее, поэтому и нужны «прикрепы». От края до края – один стежок

Второй этап – это прокладка поперечных стежков, которые также могут быть длинными, предназначенные для для прижатия нити к ткани.

Третий этап – это «прикрепы», которые делаются вдоль каждой поперечной нити.
Хотя в общем случае в этой технике можно прикрепочные стежочки делать и по реже [Корешковой «Вышивание» (РосГизМестПром, Москва, 1952, стр.86), сначала стр.86] [приложение 2], также для объяснения обсуждаемой техники рассматривается рисунок – схема [приложение 3].

2.3. Значение кайтагской вышивки в декоративно – прикладном искусстве Дагестана. Выполнив свою исследовательскую работу, отмечу, что традиционная кайтагская вышивка - это историко – культурное и художественное наследие всего дагестанского народа. Сегодня полотно, вышитое руками горянки украшают дома высоких ценителей искусства; кайтагская вышивка используется в моделировании современной одежды (в работах известных дагестанских модельеров Веры Агошкиной и Шамхала Алиханова). Важно использовать её в современном трудовом, патриотическом и культурном воспитании подрастающего поколения, а также в дизайне. Сейчас кайтагская вышивка – это такой же бренд, как и кубачинские украшения, болхарские кувшины, табасаранские ковры и т.д.


Заключение:

Традиционная кайтагская вышивка второй половины XIX – XX века – это самобытное явление прикладного искусства Дагестана, а в настоящее время – один атрибутов дизайна. Результаты исследовательской работы показали, что это неспешная и тонкая работа, игра пальцев (может длится 3 – 5 месяцев), признанных мастериц и сегодня уже успела зарекомендовать себя как авангард современного дагестанского искусства и удачно вписалась в моду и быт ценителей дагестанского искусства [приложение 3].

В исследовании проведён анализ литературы и основных терминов работы; дана характеристика кайтагской вышивки, как одного из видов народных промыслов и раскрыты методы работы и техника выполнения кайтагской вышивки.

Отмечено, что кайтагская вышивка, как процесс вышивания – это коллективные посделки, то есть форма вербальной коммуникации и универсальное средство сближения людей, что является немаловажным для многонационального Дагестана.

Уникальность и значимость кайтагской вышивки в прикладном искусстве и дизайне показывает её практическую значимость, что может использовать как межпредметную связь изучаемых дисциплин в образовательных учреждениях республики.

Считаю важным, что в ходе исследования мною разработаны некоторые рекомендации, которые стали опорным конспектом для моих подруг, пожелавщих также заняться кайтагским вышиванием:

1.Техника вышивания – это процесс деятельности женщин Дагестана и уже давно не только женщин Кайтагского района, где через фантазию и знание значений символов раскрывают художественные образы,этнические особенности и материальный быт Дагестана. .

2.В процессе деятельности осуществляется работа:

Теоретическая – объяснения, показ иллюстраций, композиция;

Практическая – наглядно – зрительный пример, отработка достижений;

Выставка – презентация работ.

Надеюсь, что эти рекомендации и раскрытая мною в полном объёме кайтагского техника вышивания увлечёт в мир многообразия культурного наследия Дагестана. Например, мы с подругами восстанавливаем узоры, изучаем музейные экспонаты, принимали участие на III республиканском форуме молодых ремесленников. Не это ли возвращение к истокам прикладного искусства!


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Владимир Севриновский. Лабиринт из шёлка и золота.

  2. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивов. М., 2001.

  3. Кильчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959.

  4. Корешкова "Вышивание" (РосГизМестПром, Москва, 1952, стр.86). Сначала - вся стр.86

  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

  6. Сайт Донское землячество народов Дагестана «Кайтагская вышивка – возрождение древнего искусства».

  7. Чирков Д.А. Декоративно-прикладное искусство Кавказа и Закавказья. Обзор коллекций Государственного музея искусства народов Востока. M., 1981. с.19.

  8. Ченсинер Р. Кайтаг. Искусство текстиля из Дагестана. Лондон, 1993.

  9. Шиллинг Е. М. Кайтаки // Шиллинг Е. М., Панек Л. Б. Сборник очерков по этнографии Дагестана. 1947 г. Махачкала, 1996.

  10. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН;

  11. http://www.liveinternet.ru/

  12. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/ © МАЭ РАН








1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Кайтагская вышивка полная тайн.

2 Это Кавказ: Лабиринт из шёлка и золота. https://etokavkaz.ru/hand-made/labirint-iz-shelka-i-zolota

3 Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/

© МАЭ РАН








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!