Мероприятие по профилактике вредных привычек во 2 классе. (работа со сказкой, конкурс рисунков, обсуждение пословиц и поговорок)
Тема: «КАК ЧЕРНЫЕ БРАТЬЯ РЕШИЛИ МИР ЗАВОЕВАТЬ»
Учителю: приготовить иллюстрации к сказке о черных братьях (см. текст ниже).
Подготовка к занятию. Учитель вместе с детьми сажает в два горшочка проращенные зерна фасоли. Один горшочек ставится на окно. Другой — на шкаф или тумбочку и сверху накрывается темной бумагой. В течение недели оба горшочка с ростками фасоли поливаются одинаково.
Ученикам: тетрадь, цветные карандаши.
Что нужно знать учителю Как показывать исследования, представления детей 7-8 лет об алкоголе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди — родители, знакомые взрослые, подростки и т. д. Для многих детей алкоголь и никотин становятся символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом. Не случайно первый опыт применения алкогольных напитков и курения приходится именно на младший школьный возраст.
Раннее приобщение к алкоголю и курению чрезвычайно опасно по многим причинам. Во-первых, даже единичные пробы этих веществ наносят существенный вред здоровью ребенка. Во-вторых, установлено, что чем раньше ребенок познакомился с ними, тем с большей вероятностью он и дальше будет продолжать использовать их. В-третьих, в дальнейшем такой опыт может в значительной степени облегчить приобщение ребенка к наркотическим и токсикоманическим веществам. Так, 80% несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов начинали свою наркогенную карьеру в младшем школьном возрасте с использования алкоголя и курения.
В связи с этим чрезвычайно важно сформировать у детей представление об абсолютной опасности алкоголя и курения. Дети должны четко знать, что применение таких веществ для них недопустимо, и уметь отказываться от возможного предложения попробовать одурманивающее вещество.
ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ
С давних пор злые чародеи Алкоголь и Никотин пытаются завоевать людей, чтобы сделать их своими рабами. А началось это давным-давно. Как-то раз в стране Нездоровье, в главном его городе, собрались все злые волшебники и феи. Уселись они в огромном тронном зале, который пажи украсили паутиной, сплетенной специально для этого случая самыми жирными науками королевства, и гирляндами из когтей летучих мышей. Играл оркестр из трех слепых сов и пяти раздувающихся от натуги жаб.
На трон уселась фея Болезнь. Она взмахнула рукой и заговорила. Звуки ее пронзительного голоса гулко отдавались в коридорах дворца:
Мы собрались здесь, дорогие коллеги, чтобы решить один очень важный вопрос. Мне кажется, нам давно настала пора завоевать не только отвратительное царство Здоровье, но и весь мир!
Как верно, как правильно! Давно надо было это сделать! — зашушукались колдуны и колдуньи.
Но сделать это нелегко. Ведь у Здоровья сильная армия, да и людишки просто так, без боя, не сдадутся. Нужно что-то придумать, — продолжала Болезнь. И тогда вперед выступили два колдуна, закутанные с головы до пят в черные плащи.
Уважаемые дамы и господа, — начал один из них вкрадчивым голосом. — Позвольте нам, двум братьям Алкоголю и Никотину, предложить свой план. Он очень прост. Мы первыми отправляемся на завоевание человечества, чтобы сделать самое сложное — поработить людей. Затем мы пригласим и всех остальных, в первую очередь, конечно, наших прекрасных дам, — он сделал поклон в сторону Болезни, Старости и Дряхлости.
А почему вы первыми отправитесь? — загалдели со всех сторон. — Вас, страшил в черных плащах, люди сразу же разоблачат.
Не разоблачат, — также вкрадчиво продолжал колдун. — Посмотрите!
И два брата одновременно распахнули свои плащи. По залу пронесся возглас изумления. Было чему удивляться: внутренняя сторона одежды колдунов была вышита изумительными шелками. Они сверкали на солнце волшебными красками, и казалось, что рисунок постоянно меняется.
—Такими одеяниями мы обманем любого. Ведь являемся мы в образе прекрасного друга, утешающего в печали, веселящего в радости. Пройдет слишком много времени, прежде чем человек догадается, что радужная сторона плаща скрывает черную подкладку. А за ней будете стоять вы, наши верные спутники — Болезнь, Нище та, Горе, — и колдун злобно захихикал.
В тронном зале царило молчание.
—План мне нравится, — в раздумье произнесла Болезнь. — Возможно, у него есть свои недочеты, но они могут быть исправлены в процессе работы. Итак, господа, не будем терять времени. В путь! Желаю вам удачи.
В тот же час черным братьям оседлали коней и они выехали из царства. Так началась их борьба со здоровьем и счастьем людей. Однако каждый, кто хочет быть счастливым и здоровым, не должен поддаваться им.
Обсуждение: «Почему так говорят»
Учитель предлагает детям объяснить смысл пословиц и поговорок:
Много вина пить — беде быть. Курить да пить — здоровью вредить. Вино ремеслу не товарищ. Вино сперва веселит, а потом беду творит.
Конкурс: «Осторожно, опасность!»
Детям предлагается нарисовать плакат-предупреждение об опасности знакомства с одурманивающими веществами.
Демонстрация-обсуждение: «Чем опасны черные братья».
Учитель показывает детям горшочки с ростками фасоли, посаженной на предыдущем занятии, и предлагает сравнить внешний вид и длину проростков.
Вопросы к обсуждению:
В чем причина наблюдаемых различий?
Как вы думаете, повлияет ли дружба с Алкоголем и Никотином на рост человека?
Какими станут мальчик или девочка, подружившиеся с черными братьями?
Из перечня характеристик выберите те, которые вы считаете верными: «высокий», «стройный», «неуклюжий», «низенький», «ловкий», «сутулый», «сильный», «слабый», «статный». А какими хотите стать вы?
Объясните смысл пословиц и поговорок о здоровье:
В крепком теле и ум крепок.
Здоровье даром не дается, за него бороться надо.
Вино с силой не дружит. Закурил — себя погубил.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: начать заполнять «Дневник роста моей воли». На странице тетради в специальной таблице нужно в течение двух недель отмечать выполнение утренней зарядки (если зарядка выполнена — в графе ставится красный кружок).
Совет учителю. Не забывайте регулярно проверять заполнение таблицы у детей. Через две недели подведите итоги: определите, у кого из класса воля оказалась самой «большой».
Подготовка к занятию. Учитель вместе с детьми сажает в два горшочка проращенные зерна фасоли. Один горшочек ставится на окно. Другой — на шкаф или тумбочку и сверху накрывается темной бумагой. В течение недели оба горшочка с ростками фасоли поливаются одинаково.
Мероприятие разработал педагог-психолог Крючкова Марина Владимировна