СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как изменяются личные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как изменяются личные местоимения»

№ урока: 47

Учитель:

Класс: 3

Дата: 14.11.2023

Предмет Русский язык

Тема: Как изменяются личные местоимения

Планируемые результаты:

Личностные: стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные: распознавать личные местоимения среди других частей речи; называть личные местоимения; обосновывать выделение изученных признаков местоимений.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила; планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью; контролировать процесс и результаты деятельности

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, рабочая тетрадь, карточки.

Ход урока

  1. Мотивационный этап

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Представьте, что у вас в руках чаша добра и счастья, осторожно перелейте часть доброты другу. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.

Откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

2. Актуализация знаний

На доске слова: Я, ГРУША, КРАСИВЫЙ, ТЫ, МЫ, ВХОДИТЬ, РАБОТА, ОНА, ЕХАЛ, ОН, ЕЛКА, ШКОЛА, ТЕТРАДЬ, ОНИ, УЧЕНИК.

- Прочитайте слова и в парах разделите их на группы по какому-либо признаку. Подберите название для каждой группы.

- 1гр.-прилагательные, 2гр.-существительные, 3гр.-глаголы. Какое название вы дали последней группе слов? Почему не смогли?

3. Самоопределение деятельности

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

 Сегодня на уроке мы узнаем, какие местоимения относятся к 1-му, ко 2-му, к 3-му лицу, а также узнаем, как изменяются местоимения 3 лица.

1. Знакомство с категорией лица местоимений.

- Среди записанных вами местоимений назовите те, которые указывают на говорящего или говорящих ( я, мы).

- Какие местоимения указывают на собеседника или собеседников? (ты, вы)

- Назвать местоимения, указывающие на тех, кто отсутствует в момент речи (он, она, оно,они).

Местоимения я, мы указывает на того, кто говорит о себе.

Местоимения ты,вы указывает на того, с кем говорят.

Местоимения он, она, оно, они указывает на лицо или предмет, о ком или о чем говорят.

4.Открытие новых знаний

Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.- Что мы узнали о местоимениях?

Переходим ко второму этапу. Сформулируем гипотезу. - Что такое местоимение? - Какие признаки у местоимений? -Для того, чтобы проверить себя, обратимся к учебнику.

- Это определение или правило? Почему решили, что информацию получим из определения? (Содержит основные признаки)

Наблюдение над изменением местоимений 3 лица по родам и числам.

Месяц

луна

солнце


он

она

оно

- Прочитать слова. Какое местоимение соответствует каждому из этих слов? (он, она, оно)

- Почему нельзя сказать: солнце-она? От чего это зависит?

(Это зависит от рода им. существительного; мужской род - он, женский род - она, средний род - оно).

- Какой вывод можно сделать о местоимении 3 лица ед.ч.?

(Изменяется по родам, как существительные).

- Это касается местоимения они? (Нет). - Почему?

(Это местоимение не имеет рода, т.к. соответствует существительному во множественном числе).

- Как ещё изменяются местоимения? (По числам).

- Рассмотрим таблицу "Личные местоимения". Что можем ещё узнать о личных местоимениях. Изучите таблицу. Что увидели? Почему три лица?

- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек? Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу.

- С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех, к кому обращаемся?

-С помощью каких местоимений указываем на того или тех, о ком говорят? Определим их в 3 группу.

Работа у доски.(1ученик) Вставьте местоимения.

Наступила весна. __________ принесла тепло и радость. По земле побежали ручьи. ___________ переливались серебристыми дорожками. Проснулся муравей. __________ спешит построить свой дом.

5. Физминутка

6. Закрепление знаний. Работа в парах Карточки


КАРТОЧКА 1.Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа – геолог. Папа работает в Сибири.

КАРТОЧКА 2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

КАРТОЧКА 3.Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные  местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

Работа с классом

Теперь немного потренируемся в выполнении заданий с местоимениями.

1.Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа – геолог. Папа работает в Сибири.

2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

3.Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные  местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

4. Прочитайте. Выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

Упражнение « Хитрые вопросы».

№1. Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?».

 

   №2. Маша ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

 Одно из слов в каждой группе лишнее. Найдите его и объясните своё решение.

  1. он      она      оно        я

  2.  я        ты       они       он

  3. мы      он         но       вы

  4. ты        к          от        за

  5. мне    мну       мни    мнём

№3.Какие местоимения нужно добавить по обе стороны от буквы –к-, чтобы получились самые крупные овощи?


-Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

- Что узнали, выполняя упражнение?- Чему учились?

Попробуем сами вставить в предложение личные местоимения. (На слайде записаны предложения с пропущенными личными местоимениями)… нарисую ёлочку.

А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

-Проверьте самостоятельно со слайда, правильно ли вы выполнили упражнение.

7. Рефлексия

- Над какой темой работали на уроке?- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Что узнали о личных местоимениях?- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового для себя узнали?- Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).- Что было трудным?

8.Запишем домашнее задание.

Страница упр. Вам нужно прочитать эти предложения. Списать любые три предложения. Подчеркнуть в них местоимения. Найти загадку об одуванчике. Ответить на вопрос, почему цветок получил такое название.

- Что нужно сделать на последнем этапе урока?- Оцените свою работу на уроке, для этого продолжите предложения.

- Кто доволен своей работой? Кто не доволен?

- У кого возникли затруднения во время выполнения работы? В чем причина трудностей? Как себе помочь?

-Урок окончен. Можете отдохнуть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!