СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как изучить сложный материал по анатомии и морфологии растений в 6 классе за 1 час в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке предлагается вариант планирования учебного материала по курсу биологии 6 класса для программы Н.И.Сонина. Главную сложность представляет изучение морфологии и анатомии всех органов цветкового растения за пару часов часов. Автор предлагает не разделять материал о строении организма и функциях организма, а перенести  материал о строение органов цветкового растения в соответсвующие темы, рассматривающие процессы жизнедеятельности . Только после изучения фотосинтеза есть смысл говорить с учениками о внешнем и внутреннем строение листа, а изучая транспорт веществ в растительном организме рассмотривать внутреннее строение стебля. 

Просмотр содержимого документа
«Как изучить сложный материал по анатомии и морфологии растений в 6 классе за 1 час в неделю»

Как изучить курс биологии 6 класса при 1 часе в неделю

Макшакова Наталия Алексеевна
учитель, МОУ "СОШ № 56", Свердловская обл., г. Новоуральск, 624130, Свердловская обл., г. Новоуральск

Несколько лет назад количество часов на изучение биологии в 6 классе было сокращено в 2 раза (1 час в неделю). В то время как содержание программ и учебников практически не изменилось. Решить проблему можно, перераспределив учебный материал курса таким образом, чтобы не вызвать перегрузки учащихся и при этом максимально реализовать возможности курса. Предлагаемое тематическое планирование разработано для программы Сонина Н.И.


В данной программе раздел «Строение организмов» предшествует разделу «Жизнедеятельность», что означает изучение сложного анатомо-морфологического материала в отрыве от процессов функционирования живых систем. Решить эту проблему можно следующим образом: перенести материал о строении тканей и органов растений в соответствующие темы раздела “Жизнедеятельность”. Кстати, именно так поступил автор учебника в отношении систем органов животных. Например, в тему “Почвенное питание растений” целесообразно ввести сведения о строении корня, а строение листа рассмотреть в связи с воздушным питанием и фотосинтезом; стебель изучить в темах: “Транспорт веществ у растений” и “Опора растений”, почки и семена - в теме “Рост и развитие растений”, а цветок – теме «Размножение».


Такое перераспределение учебного материала позволит не только отработать взаимосвязь строения и функций, но и рассмотреть процессы жизнедеятельности на разных уровнях организации живого. Например, увеличение поверхности всасывания минеральных веществ из почвы достигается на клеточном и тканевом уровне за счет образования корневых волосков в зоне всасывания и на органном уровне – в результате развития корневых систем стержневого и мочковатого типа. А приспособление к фотосинтезу можно проследить, начиная с молекулярного уровня: хлорофилл → хлоропласты → ассимиляционная ткань → лист → листовая мозаика. В результате такого расположения учебного материала учащиеся успешно справляются с заданиями на установление связи строения органа с его функциями.


В разделе “Строение организмов” остается материал, иллюстрирующий главную тему курса - отличительные признаки живого организма. Это сведения о химическом составе живого, клеточном строении организмов. Понятия о тканях, органах и системах вводятся на нескольких примерах и не изучаются детально, а рассматриваются как результат разделения функций (специализации) в сложных многоклеточных организмах, как доказательство многоуровневой организации живой материи в отличие от неживой.


Перенос раздела «Организм и среда» с весны на начало года позволяет провести экскурсию по изучению природных сообществ, не опасаясь клещевого энцефалита и актуализировать полученные знания в дальнейшем при изучении способов питания, роли фотосинтеза, обмена веществ с окружающей средой.


Предложенные изменения позволяют максимально реализовать возможности курса с сохранением принципов научности и доступности учебного материала за 34 учебных часа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Организм и среда
  1. Чем живое отличается от неживого? Умение перечислять признаки живого, введение понятий «раздражимость» и «обмен веществ», сравнение растений и животныхумение перечислять0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

  2. Среда обитания. Экологические факторы. Повторение материала 5 класса о средах обитания, формирование понятия «экологические факторы», классификация факторов по происхождению и воздействию на организм

  3. Сообщества и экосистемы. Цепи питания. Формирование понятий «сообщество» и «экосистема», знание функциональных групп в экосистеме, составление цепей питания

  4. Экскурсия: Экосистема хвойного леса. Закрепление понятий темы, проверка их усвоения

Строение живых организмов
  1. Химический состав клетки. Знание веществ клетки, умение их классифицировать, знакомство с их ролью

  2. Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Повторение основных частей клетки, формирование понятий «цитоплазматическая (наружная) мембрана», «клеточная стенка», знакомство с органоидами клетки. Лабораторные работы «Клеточное строение растений и животных», «Хлоропласты в клетках растений» целесообразно провести в 5 классе

  3. Практическая работа: Сравнение строения растительной и животной клеток. Отработка знаний по строению клетки, умения сравнивать, объяснять причины сходств и различий

  4. Деление клетки. Формирование представлений о митозе и мейозе, их значении без объяснения механизма

  5. Ткани растений и животных. Формирование понятия «ткань», знакомство с тканями растений и животных, умение различать их на таблицах, объяснять их роль

  6. Органы растений. Лабораторная работа: Органы цветкового растения. Формирование понятия «орган», классификация органов растений по функции (репродуктивные и вегетативные)

  7. Системы органов животных. Формирование понятия «система органов», знание систем органов животных, их роли в организме

  8. Организм как единое целое. Обобщение знаний учащихся по разделу, формирование представлений об организме как едином целом

  9. Контроль и коррекция знаний по теме: Строение живых организмов.

Жизнедеятельность организмов
  1. Почвенное питание растений. Корень. Формирование понятия «почвенное питание», изучение типов корневых систем и зон корня

  2. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Формирование основных понятий темы, изучение строения листа с точки зрения фотосинтеза

  3. Питание животных, грибов. Пищеварение. Изучение способов питания гетеротрофов, понятие о пищеварении

  4. Дыхание, его значение. Формирование понятий «дыхание» и «газообмен», сравнение дыхания и фотосинтеза

  5. Выделение. Формирование понятия, знакомство с органами выделения у животных, приспособлениями у растений и животных

  6. Обмен веществ и энергии. Закрепление понятия «обмен веществ», обобщение знаний по питанию, дыханию, выделению

  7. Транспорт веществ в организме. Изучение проводящих тканей растений, кровеносных систем, знакомство с механизмами передвижения веществ в организме

  8. Скелет – опора организма. Опорные системы растений. Понятие о наружном и внутреннем скелете, изучение строения стебля, видов стеблей в этой связи

  9. Движение. Изучение способов передвижения у животных, движения растений

  10. Нервная регуляция функций животных. Понятия «регуляция», «раздражимость», «нервная регуляция», «рефлекс», знакомство с типами нервной системы

  11. Химическая регуляция у растений и животных. Понятие «химическая регуляция», «гормоны», «железы внутренней секреции»

  12. Бесполое размножение. Лабораторная работа: Подземные побеги. Формирование понятия «бесполое размножение», изучение способов бесполого размножения

  13. Половое размножение животных. Формирование понятий «половое размножение», «гаметы», «яйцеклетка» и «сперматозоид», «оплодотворение», «зигота», виды оплодотворения

  14. Половое размножение растений. Строение цветка. Изучение строения цветка, как органа полового размножения растений, формирование понятия «опыление», способы опыления растений

  15. Развитие растений. Лабораторная работа: Строение плодов и семян. Знакомство со, способами распространения плодов и семян, изучение строения семян однодольных и двудольных растений, условий их прорастания

  16. Рост растений в толщину и ширину. Изучение строения почек и годичных колец на спиле, актуализация знаний по митозу

  17. Рост и развитие животных. Знакомство с зародышевым развитием животных, изучение прямого и непрямого развития

  18. Обобщение: Жизнедеятельность организмов. Повторение и обобщение знаний по разделу

  19. Контроль и коррекция знаний по теме: Жизнедеятельность организма


2 часа – резервное время


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!