Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Приветственное слово учителя: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | УУД Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция.. |
Проверка домашнего задания 5 мин. | Тест. Задание 1. Дополни схему. Животное – живое существо питается Задание 2. Отметь верные высказывания: - животные растительноядные питаются растениями и их частями; - хищники – животные, которые питаются растениями и другими животными; - всеядные животные питаются растениями, грибами, животными. Задание 3. Допиши предложения: Органами дыхания у млекопитающих являются _________________, у рыб – ___________, насекомые дышат с помощью ____________. Задание 4. Напиши, какое значение имеет кровеносная система для животных. ___________________________________. | Работают самостоятельно. Самооценка. Взаимооценка. | Личностные: умение слушать учителя Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: организация работы на уроке |
Актуализация знаний учащихся 2 мин. | - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек в разные исторические времена». Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите. – Первая тема, с которой мы познакомимся, называется «Наша Родина: от Руси к России». - Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? _ Какие цели мы определим сегодня на уроке? - Откройте учебники, рассмотрите материал учебника, сформулируйте цели урока. | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели. | Личностные: умение слушать учителя. Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. |
Усвоение новых знаний и способов действий (14 мин) | 1. Презентация «Наше далёкое прошлое» 2.Беседа. С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древних крепостей, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятники, поставленные в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, надо знать, почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше. – Вопрос о том, как произошли названия «Русь» и «Россия», очень давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно. По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или русов. Отсюда недалеко и до «Руси», и до «России». Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия «русский», «русские». Название «Россия» (как обозначение страны) впервые появляется в документах конца XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века обозначало название народности. – Являются ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему? – Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства – от Древней Руси до Российской Федерации. 3. Беседа «Древняя Русь». – Началом Русского государства считают конец IX века. – Как называлось наше государство с IX по XIII века? – Назовите предков русских людей. – Каких первых русских князей вы знаете? – Прочитайте высказывание в учебнике. Согласны ли вы с ним? | Работают по учебнику и презентации. Слушают учителя, участвуют в беседе. | Регулятивные: организация работы на уроке, Познавательные: Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. Предметные: Научатся понимать динамику, изменчивость, «протекаемость» исторического события, факта. |