СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как можно, а как нельзя мотивировать детей.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация один из самых главных инструментов взаимодействия с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Как можно, а как нельзя мотивировать детей.»

Как можно, а как нельзя мотивировать детей?

Человек думает о хлебе только тогда, когда хлеба нет. Но что будет с его стремлениями, если человек сыт? Появятся другие потребности. По мере удовлетворения одних потребностей нас начинают заботить другие. И у всех наших потребностей есть четкая иерархия: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребность любви, потребность в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самореализации. И пирамида этих потребностей образовывает модель нашего поведения, и главный двигатель его – мотивация.

Формирование мотивации начинается еще в детстве. Поэтому от того, как мы будем мотивировать детей, зависит их будущее. Фундаментом этой пирамиды, естественно, является голод. Вернее будет сказать, его утоление. И это всю жизнь сопровождает нас, и нас не нужно уговаривать принимать пищу.

Безопасность. «Как маленький ребенок, который даже не понимает значения этого слова, должен требовать безопасности?» - спросите вы. Наш мозг отсутствие физической боли воспринимает как наличие безопасности после какого-либо прецедента, связанного с болью.

Потребность любить и быть любимым. В раннем возрасте у детей появляется понимание того, как к ним относятся, и мотивационные инструменты играют в этом важную роль. Похвала, критика, тактильная составляющая выражения любви и признания - таким образом можно воспитывать ребенка и давать понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Но, к великому сожалению, некоторые родители используют мотиваторы поведения, угрожая физическим воздействием. Это в корне неправильно. Ребёнок начинает воспринимать родителей как карательную инстанцию и испытывает недостаток любви. Такая модель воспитания делает наших детишек склонными к агрессии, воинственными и пытающимися доказать всему миру, что их есть за что любить. Да и само понятие, что любить их будут за что-либо, впоследствии будет мешать, усложнит мотивы действий и достижения цели. У любой мотивационной ступени есть возрастной ценз. И если в определенном возрасте ребенок не убедится в том, что он любим, то не сможет испытать потребность в уважении.

Компетентность, успешность, одобрение - более высокие эмоциональные потребности, которые ребенок начинает приобретать уже в школе. И от действий учителей, образовательного процесса зависит очень многое. В школе каждое действие учителя, одноклассников, инструменты поощрения, наказания, взаимовыручка образуют форму поведения. Итак, давайте разберемся. Мы оцениваем детей посредством выставления оценок. Является ли это мотивационным фактором? Да. И то, какие они оценки получают, образует их успешность или неудачливость. Но как стать успешным и сохранить образ успешного ученика? Примеры. Именно примеры, а не сравнения следует использовать нам. Примеры исторических личностей, научных деятелей, которые совершили открытия и являются всемирно известными, звезд эстрады, спорта и культуры, которые служат образцами для подражания, исторические события , в основе которых были именно действия конкретных людей, а не в целом какой- либо системы. При этом дети могут не знать об этом, нужно посвящать их. Я, например, призывая детей к занятиям спортом, часто привожу в пример героев фильма «Движение вверх», который вызывает восхищение даже у далеких от спорта людей. Ведь он не только о победе наших баскетболистов на Олимпиаде, но и о добре, человечности, любви, патриотизме, сплоченности, целеустремленности и преимуществе этих качеств. Главное, не приводить неудачных примеров и не делать «медвежьей услуги». Наша учительница физики говорила нам, что Эйнштейн в школе был троечником, но при этом стал великим ученым. И я, естественно, будучи подростком-максималистом, думал, что если ученый в школе по физике не очень отличался, то и мне не обязательно. А сегодня я и физику не знаю, и известным ученым, открывшим закон, не стал...

Вернемся к компетентности. Кроме всего того ,что мотивирует детей к хорошей успеваемости и поведению, мы должны воспитать в детях желание быть компетентными, интересными собеседниками .Секрет успеха кроется в нашей заинтересованности в них , в диалоге с ними. Так как ребенок иногда заводит разговоры на отвлеченные от предмета темы, ему важно показать свою эрудицию и вырасти в ваших глазах. В таких случаях, на мой взгляд, нужно дать ему возможность проявить себя в вопросе, к которому он подготовился и в котором хочет отличиться. В этом и проявится признание его компетентности.

Наша профессия часто откладывает на нас самих отпечаток заданной модели поведения. Но мы не должны забывать о том, какими глазами на нас смотрят ученики. Очень часто любимый учитель становится примером для подражания. И тут начинается мотивирование невербальное, когда наши действия независимо от нас кого-либо начинают мотивировать. Поэтому мы должны помнить, что постоянно находимся в поле зрения детей: в общественном транспорте, в людных местах, на каком- либо мероприятии и даже в социальных сетях. Мы должны идти в ногу со временем, следить за социумом, знать современные тенденции, чтоб оставаться беспрекословным авторитетом для детей. И это выводит на следующую ступень иерархии потребностей - желание познавать.

Знать, уметь, понимать, исследовать. Это желание информации напрямую соприкасается с развитием человека. В том случае, если мотивирование ребенка правильно построено, то ему хочется постоянно развиваться, узнавать что-то новое, приобретать полезные навыки, заводить хобби и быть самостоятельным в предпочтениях познаний или досуга.

Самое время упомянуть о прекрасном. Эстетика окружающего нас мира и желание гармонии дает нам стимул развиваться. Быть красивым, окружать себя красивыми вещами, слушать красивую музыку, любоваться природой , позитивно мыслить - это и есть потребность в эстетике. И все мы к этому стремимся. И социум диктует нам тенденции красоты. Но удовлетворение одних потребностей вызывает другие. И тут важна самоактуализация. Важно делать что-то нужное, полезное, помогать обществу и быть значимым в нем.

Разобравшись во всех тонкостях этой пирамиды, мы сможем понять, как правильно мотивировать наших учеников. Утолить голод, но не забывать, что это не единственная наша цель, чтобы не чревоугодничать. Создать безопасные условия, но без чрезмерной опеки . Приводить примеры, но не сравнивать, иначе воспитание целеустремленности может породить завистливость. Пытаться научить многому, но не забывать о глубине знаний во избежание их поверхностности. Призывать к индивидуальности, но не подчеркивать ее, избегая самовлюбленности.

Мотивация формирует будущее человека.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!