Просмотр содержимого документа
«Как на уроках РКИ изучаются предлоги? Параллельно с какими темами идёт изучение предлогов?»
Как на уроках РКИ изучаются предлоги?
Параллельно с какими темами идёт изучение предлогов?
Трудности, возникающие у иностранцев при изучении русского языка связаны с правильным употреблением предлогов.
В лингвистической литературе предлоги определяются как «разряд служебных слов, которые выражают различные отношения склоняемых слов в формах косвенных падежей к другим словам в предложении» (Голанов И.Г. «Морфология современного русского языка»).
Более развернутое определение можно найти у А.Н. Гвоздева: «Предлоги – служебные слова, выражающие совместное с формами косвенных падежей зависимое положение существительного (местоимения, числительного) от тех или иных слов предложения; они осуществляют синтаксическую связь между членами предложения и служат для выражения разнообразных отношений к предметам в широком понимании со стороны действий, других предметов, признаков» (Гвоздев А.Н. «Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика и морфология»).
Функции предлогов русского языка весьма значительны: они организуют текст, связывают воедино части, выражают различные отношения между словами.
С падежными формами имен русского языка предлоги образуют синтаксическое целое, которое именуют предложно-падежными формами. Поэтому они предъявляются в связи с изучением значений отдельных падежей, словосочетаний с приставочными глаголами, сильного управления и средств выражения определенных смыслов высказывания при функционально-семантическом представлении материала.
Каждый предлог закреплен за тем или иным падежом и, следовательно, за окончаниями. Однако опыт работы в иностранной аудитории показывает, что кроме изучения значения падежей есть необходимость изучать семантику предлогов.
Основные значения предлогов представлены в следующей классификации:
пространственные: в столе, на работу, к станции, из-за двери, по-над берегом, до города, перед домом, вокруг здания, через улицу, поверх дерева, кругом дома и др.;
временные: до вечера, через день, накануне праздника, перед рассветом, около месяца, за час, после обеда, от восьмого августа, год спустя, на заре и др.;
причинные (каузальные): от радости, со зла, из-за дождя, ввиду необходимости, по болезни, из любопытства и др.;
целевые: в шутку, к экзаменам, ради прогулки, за книгой, для детей и др.;
объектные (указывают на содержание, объект мысли и т.д.): о детях, про эту книгу, по сыну, за больным и др.;
облативные – отношения лишения, удаления, противопоставления: сквозь слезы, без труда, кроме него, против течения, вопреки желанию, вместо письма, с трудом и др.;
сопоставительные (сравнения): наподобие дворца, с арбуз, в пять метров, вроде метеора и др.;
сопроводительные (комитативные): с друзьями, при президенте. (Современный русский язык: словарь-справочник / под ред. Л.Л. Касаткина, Е. В. Клобукова, П. А. Леканта).
Таким образом, предлоги имеют собственную семантику, которая, однако, выражается в сочетании с другими частями речи. В. В. Виноградов о значениях предлогов писал следующее: «В русском языке предлоги в большей своей части еще не вполне утратили лексическую отдельность» (Виноградов В.В. «Русский язык. Грамматическое учение о слове»).
К. С. Аксаков говорил о том, что «значение лежит в самих предлогах требуемый падеж является здесь не совсем прирожденной собственностью предлога, но есть следствие его значения».
Из этого следует, что предлог имеет свое собственное лексическое значение, которым можно объяснить различия в значении словосочетаний.
На практических занятиях по РКИ значения предлогов даются в комплексе специально разработанных упражнений, которые могли бы обеспечить конечный уровень владения структурой, необходимой для реализации речевого общения.
В курсе РКИ значения падежей и предлогов изучаются постепенно, сначала в каком-то одном из значений, в рамках контекста, учитывая определенную ситуацию общения.
При объяснении темы кроме речевых образцов могут использоваться различные средства наглядности. Для закрепления материала целесообразно использовать различные виды языковых упражнений: имитативные, на аналогию, подстановку, трансформацию, ответы / вопросы и др. Цель таких упражнений – формирование языковой компетенции. После этапа закрепления материала обучающиеся должны уметь использовать изученный материал в реальных ситуациях общения. Уровень сформированности языковой компетенции, в частности, умение различать значения предлогов и правильно употреблять их в речи, можно проверить не только в реальной речевой ситуации, но и с помощью лексико-грамматического теста. Если иностранец испытывает затруднения при выборе нужного предлога, если есть необходимость в специальных упражнениях на значение предлогов, то представляется необходимой и проверка понимания лексического значения предлога, которая может быть осуществлена посредством теста.