СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как научить ребенка дружить?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

советы психолога для родителей.

Просмотр содержимого документа
«"Как научить ребенка дружить?"»

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ?

«Как научить ребёнка дружить?» Ответ на этот вопрос всё чаще ждут от психологов родители современных детей. Мамам и папам важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноко, имел возможность устанавливать связи, обмениваться информацией и развиваться в социуме. Ребёнок, умеющий дружить и взаимодействовать, быстрее и легче адаптируется в условиях любого коллектива. Ему гораздо легче учиться и развивать свои способности.

Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?Prostock-studio/Shutterstock.com

Для начала давайте попробуем разобраться, в чём заключается смысл понятия «дружба»?! Существует огромное количество определений. Если применять это понятие к детям, то дружба — это, скорее, близкие и доверительные отношения, включающие взаимную привязанность, поддержку, сопереживание.

Проблемы детей часто кажутся взрослым несерьёзными, несущественными и не требующими особого внимания. В реальности же ребёнок может страдать из-за трудностей в общении со сверстниками и не только. Большую часть этих переживаний ребёнок не осознаёт. Но психика детей ранима и восприимчива, и ребёнку сложно справиться с этой проблемой самостоятельно.

Попробуем выделить основные причины коммуникативных проблем у ребёнка.

Ребёнок-интроверт

Люди-интроверты, в том числе и дети, тщательно избегают общения. В силу личностных особенностей им комфортнее в одиночестве или с ограниченным кругом людей. Они ощущают себя уверенно только дома, в общении с мамой и папой и другими близкими людьми. Такие дети не станут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не будут стремиться «выйти в свет».

«Мнительный» ребёнок Застенчивого малыша или подростка часто называют «мнительным». Такие дети испытывают сильный страх в новых условиях, им страшно что-то сказать или сделать. Им сложно ответить у доски, даже если они отлично знают тему, сложно играть в коллективные игры. Им кажется, что это вызовет насмешки окружающих. Такое поведение может свидетельствовать о закомплексованности ребёнка и о проблемах с самооценкой.

Семья и её влияниеProstock-studio/Shutterstock.com

Первое место, где ребёнок может «показать» себя, проявить свои личностные особенности – это семья. Если в семье его готовы воспринимать как личность – «любым, каким бы он ни был», то есть учитывать его мнение, которое часто противоположно мнению родителей, поддерживать в проявлениях самостоятельности в различных сферах, – то такому ребёнку будет не сложно проявлять себя и в других местах, «вне семьи». Подсознательно он будет ожидать такого же отношения со стороны любых других людей.

Если же в семье ребёнок и его мнение не интересны, его не пытаются слушать и слышать, то в таком случае и в отношении со сверстниками общение предсказуемо: трудностей определённо следует ожидать.

Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками? Pros tК сожалению, в этом вопросе нет пошаговой инструкции.

Главное, что стоит помнить родителям: огромное значение имеет личный пример. Если в семье принято приглашать в гости друзей, ходить на совместные прогулки, то детям в таких семьях гораздо легче заводить друзей.

Не стоит в присутствии детей оценивать других людей, в том числе своих друзей, и высказываться о них в «негативном ключе». Контролируйте свои эмоции. Ваше уважительное и доброе отношение к другим – это самый лучший ориентир для ребёнка.

Согласно одной крылатой фразе: «Дети – как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».

В связи с этим:

  • говорите с ребёнком о самом понятии «дружба», постарайтесь вместе дать определение этому понятию;

  • рассуждайте о том, какую роль играет дружба в жизни человека, сколько она привносит добра и позитива;

  • обсуждайте героев книг, мультфильмов, фильмов в которых речь идёт о дружбе, их поступки, выстраивайте причинно-следственную связь в ситуациях, когда герои «становятся друзьями» или, наоборот, теряют дружбу.

Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка:

Книги:

  1. Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы».

  2. Михаил Александрович Самарский «Радуга для друга».

  3. Людмила Александровна Дунаева «Дождь».

  4. Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».

  5. Николай Николаевич Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

  6. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

  7. Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».

  8. Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда».

  9. Лев Николаевич Толстой «Два товарища».

  10. Чингиз Торекулович Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».

Мультфильмы:

  1. «Крошка Енот».

  2. «По дороге с облаками».

  3. «Кот Леопольд».

  4. «Чебурашка и Крокодил Гена».

  5. «Жил-был пес…».

  6. «Король Лев».

  7. «А что ты умеешь?».

  8. «Золотая антилопа».

А также:

  • по возможности расширяйте круг общения детей. Варианты могут быть разными: знакомство на детской площадке или в кружках по интересам. Важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с разновозрастными категориями людей: как со сверстниками, так и со старшими по возрасту детьми/людьми;

  • учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём, предлагайте варианты развития событий, пусть даже уже случившейся ситуации. Если ребёнок сумел проявить дипломатичность – обязательно похвалите. Важно обсуждать эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей;

  • создавайте условия для развития детей, реализации их способностей. Это придаст ребёнку уверенности в себе, поможет понять и оценить свои «сильные» стороны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!