КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ?
«Как научить ребёнка дружить?» Ответ на этот вопрос всё чаще ждут от психологов родители современных детей. Мамам и папам важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноко, имел возможность устанавливать связи, обмениваться информацией и развиваться в социуме. Ребёнок, умеющий дружить и взаимодействовать, быстрее и легче адаптируется в условиях любого коллектива. Ему гораздо легче учиться и развивать свои способности.
Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?Prostock-studio/Shutterstock.com
Для начала давайте попробуем разобраться, в чём заключается смысл понятия «дружба»?! Существует огромное количество определений. Если применять это понятие к детям, то дружба — это, скорее, близкие и доверительные отношения, включающие взаимную привязанность, поддержку, сопереживание.
Проблемы детей часто кажутся взрослым несерьёзными, несущественными и не требующими особого внимания. В реальности же ребёнок может страдать из-за трудностей в общении со сверстниками и не только. Большую часть этих переживаний ребёнок не осознаёт. Но психика детей ранима и восприимчива, и ребёнку сложно справиться с этой проблемой самостоятельно.
Попробуем выделить основные причины коммуникативных проблем у ребёнка.
Ребёнок-интроверт
Люди-интроверты, в том числе и дети, тщательно избегают общения. В силу личностных особенностей им комфортнее в одиночестве или с ограниченным кругом людей. Они ощущают себя уверенно только дома, в общении с мамой и папой и другими близкими людьми. Такие дети не станут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не будут стремиться «выйти в свет».
«Мнительный» ребёнок Застенчивого малыша или подростка часто называют «мнительным». Такие дети испытывают сильный страх в новых условиях, им страшно что-то сказать или сделать. Им сложно ответить у доски, даже если они отлично знают тему, сложно играть в коллективные игры. Им кажется, что это вызовет насмешки окружающих. Такое поведение может свидетельствовать о закомплексованности ребёнка и о проблемах с самооценкой.
Семья и её влияниеProstock-studio/Shutterstock.com
Первое место, где ребёнок может «показать» себя, проявить свои личностные особенности – это семья. Если в семье его готовы воспринимать как личность – «любым, каким бы он ни был», то есть учитывать его мнение, которое часто противоположно мнению родителей, поддерживать в проявлениях самостоятельности в различных сферах, – то такому ребёнку будет не сложно проявлять себя и в других местах, «вне семьи». Подсознательно он будет ожидать такого же отношения со стороны любых других людей.
Если же в семье ребёнок и его мнение не интересны, его не пытаются слушать и слышать, то в таком случае и в отношении со сверстниками общение предсказуемо: трудностей определённо следует ожидать.
Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками? Pros tК сожалению, в этом вопросе нет пошаговой инструкции.
Главное, что стоит помнить родителям: огромное значение имеет личный пример. Если в семье принято приглашать в гости друзей, ходить на совместные прогулки, то детям в таких семьях гораздо легче заводить друзей.
Не стоит в присутствии детей оценивать других людей, в том числе своих друзей, и высказываться о них в «негативном ключе». Контролируйте свои эмоции. Ваше уважительное и доброе отношение к другим – это самый лучший ориентир для ребёнка.
Согласно одной крылатой фразе: «Дети – как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».
В связи с этим:
говорите с ребёнком о самом понятии «дружба», постарайтесь вместе дать определение этому понятию;
рассуждайте о том, какую роль играет дружба в жизни человека, сколько она привносит добра и позитива;
обсуждайте героев книг, мультфильмов, фильмов в которых речь идёт о дружбе, их поступки, выстраивайте причинно-следственную связь в ситуациях, когда герои «становятся друзьями» или, наоборот, теряют дружбу.
Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка:
Книги:
Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы».
Михаил Александрович Самарский «Радуга для друга».
Людмила Александровна Дунаева «Дождь».
Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
Николай Николаевич Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».
Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда».
Лев Николаевич Толстой «Два товарища».
Чингиз Торекулович Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».
Мультфильмы:
«Крошка Енот».
«По дороге с облаками».
«Кот Леопольд».
«Чебурашка и Крокодил Гена».
«Жил-был пес…».
«Король Лев».
«А что ты умеешь?».
«Золотая антилопа».
А также:
по возможности расширяйте круг общения детей. Варианты могут быть разными: знакомство на детской площадке или в кружках по интересам. Важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с разновозрастными категориями людей: как со сверстниками, так и со старшими по возрасту детьми/людьми;
учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём, предлагайте варианты развития событий, пусть даже уже случившейся ситуации. Если ребёнок сумел проявить дипломатичность – обязательно похвалите. Важно обсуждать эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей;
создавайте условия для развития детей, реализации их способностей. Это придаст ребёнку уверенности в себе, поможет понять и оценить свои «сильные» стороны.