СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как научить ребёнка любить литературу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить ребёнка любить литературу. Для начала давайте разберемся, с чего начинается литературное воспитание ребенка? Главная задача - это ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой (воспитание интереса и любви книге, общение с ней, умение слушать и понимать художественный текст). Чем больше мы читаем ребенку, тем литературно образованный становится он. ... Дошкольник постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, а в дальнейшем уже формируется как читатель. 

Просмотр содержимого документа
«"Как научить ребёнка любить литературу"»

Как научить ребенка любить литературу?

Что такое литературный вкус? Целесообразно ди говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, ”напитывается” разными

впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношёйий. Частое чтение Яйтературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижениюгребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Дошкольники уже в 3-4 Жда отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), лесни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотрорщыуи текстами целесообразно проводить на занятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. урч этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихугворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детям описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки; поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературногя укурд с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными кни#яками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмчионально-окрашенџую, образную речь.

Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способспуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.

  • Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.

  • Его принадлежность к подлинному искусству.

  • Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Приведем конкретные примеры.

Обратимся к финальной,части русской народной сказки ”Теремок“

Первый вариант. ”Пришел медведь и стучится:

  • Кто в тереме живет? - Я, муха-горюха.

  • Я, мышка-погрьвуха.

  • Я , лягушка-квакушка.

  • Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

  • Я, лиса - при беседе краса.

  • Я, волк-волчище - из-за куста хватыш. А ты кто?

  • Я вам всем пригнетыш.

Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал“

Второй вариант. ”Идет мимо медведь косолапый, ревет:

  • Терем-теремок! Кто в тереме живет?

  • Я, мышка-норушка.

  • Я, лягушка-квакушка.

  • Я, зайчик-побегайчик.

  • Я, лисичка-сестричка.

  • Я, волчок - серый бочок. А ты кто?

  • А я медведь косолапый.

  • Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

  • Я лучше у вас на крыше буду жить...”.

Внимательно с этими вариантами, педагог скорей всего отдаст предпочтение второму как болу понятному дошкольнику. Некоторые слова и выражения из первого варианта (”пригнетыш”, ”хватыш" и др.) непонятны ему, а их запоминание и пересказ не способствуют формированию литературного вкуса.

В последнее время появились и разные обработки русской народной сказки “Колобок".

Первый вариант. ”Вдруг навстречу ему идет заяц:

  • Колобок, колобок, А Тебя съем!

  • Не ешь меня, я тебе песенку спою, - сказал колобок.

Спел песенку и покатился дальше“.

Второй вариант. ”Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:

  • Колобок, колобок, я тебя•съем!

  • Не ешь меня, заяц, я тебе пееенку спою:

Я , колобок, колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!.. ”

В первом варианте опущена песенка колобкщ что, казалось бы, облстчаст восприятие сказки, но без песенки колобка сказка теряет свое очарование. Художественный текст фактически превращается в сухое перечисление фактов, исчезает возможность наслаждаться народным слогом сказки, что не способствует формированию литературного вкуса ребенка.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.

В связи с обсуждаемой нами проблемой целесообразно познакомиться с высказываниями студентов филологического факультета педагогического университета, будущих учителей литературы средних и старших классов.

”Литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению“ (студентка 3-го курса Марина Бутакова).

”Литературный вкус дошкольнику меобходимо развивать с 3-4 лет, читая сказки А. Пушкина, басни И. Крылова, рассказы Л. Толстого и др. Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду

Ребенок постарше уже чамостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, его выбор вряд ли падег на настоящую литературу“ (студентка 3-го курса Катя Комарова).

”Чем раньше знакомится ребенок с настоящей литературой, тем успешнее происходят его интеллектуальное развитие, а также ”напитывание” грамотной литературной речью“ (студентка 3-го курса Алла Абрамова).

”Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается «речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественйый•четекст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся .с ними на долгие годы“ (студентка 3-го курса Ирина Мережникова).

”Важно как можно раньше лознакомитыдошкольника с различными произведениями как русской, так и зарубежной литературы. Эго позволит ему выбрать то, что действительно понравится. В раннем детстве ребенок художественный текст воспринимает на слух, не поэтому было бы важно, убогимподобдем.ягр чтобы литера.тхр,нове ' (ятудеутка прорвеаение 3-i6 Курса прунадлеркало Ёлена Коломиец).1$ настоящему искусству, а

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

  1. Выразительное чТ.ецие •лвслух способствует созданию у ребенка обртзных представлений, воздействучг; уоцид и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Врбигая лу фору работы с книгой, важно соблюдать определенные четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. тение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с

д инамичным сюжетом, повторами, что способствусг болсс внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: ”Рспка”, ”Колобок", ”Тсремок” (щш младших дошкольников), ”Василиса Премудрая”, ”Иван-царсвич и серый волк“ (для старших дошкольников).

  1. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух МЛадшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барго, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель читаег вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Например, взрослый читает стихотворение А. Барто ”Слон”

Спать пора! Уснул бычок, Лег в кроватку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Младшие 419$а.зьщают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей; предметного мира максимально реалистично.

З. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений диской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Тая, слушая ”Федорино горе“ К. И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литердврного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

4. Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.

Примерные вопросы для литературной викторины:

Из какой русской народной сказки эти отрывки?

Курочка кудахчет:

”Не плачь, дед, не плачь, баба,

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое“. {'-Къф0Чка' РябД”.)

  • Я мышка-норушка! А ты кто? - А я лягушка-квакушка„

  • Иди ко мне жить!

И стали они жить вдвоем. (Теремок”.)

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку внучка за бабку, бабка за

К каким художественныу,уреизведениям относятся эти иллюстрации?

Волк, опустивший хвост в прорубь (русская народная сказка ”Лисичка-сестричка и волк”).

СЛОН, оживленно разговаривающий по телефону (К. Чуковский ”Телефон”).

Бычок, качающийся на доске (А. Барто ”Бычок”).

Б ольшоЙ ящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка (Э. Успенский ”Крокодил Гена и Чебурашка”).

Вставьте недостающие слова в стихотворения А; Барто.

Идет... качается, Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (Бычок.)

Я люблю свою... (лошадку),

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Нет, напрасно мы решцли Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык

Опрокинул... (грузовик).

(Самолет)... построим сами, Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме:

Назовите авторов следуощих литературных произведений.

”Муха-цокотуха” (К, Чуковский).

”Сказка о рыбаке и рыбке“ (А. Пушкин). ”Сказка о глупом мышонке“ (С. Маршак).

”Мойдодыр” (К. Чуковский).

5. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания

кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей•или родителей заниМаться изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и подцрценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса,

взрослый должен владеть приемами, џозволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Сионской ”Где мой пальчик?“. После дневного пробуждения прочитать стихотвфение Е. Благининой ”Наша Маша рано встала...”.

Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники спосрбны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Тому способствует эмоциональная включеннойъ в• процесс чтений самого воспитателя, который занимает позицию зрителя или ФЬбытий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: ”О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?” и эффективно такое рассматривание книги с небольшой

группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.

Список художественных произведений, способствующих формированию литературного вкуса

М алые жанры фольклора; Детские песенки, потешки: ”Идст коза рогатая...”, ”Кошкин дом”, ”Жили у бабуси...”, ”Пальчик-мальчик„.”, ”Сорока, сорока «Водичка, водичка ”Сидит белка на ты, радуга-дуга...”, ”Гуля, гуля ”Петушок, петушок

”Вот и люди спят...”, ”Поехали, поехали...”, ”Наша Маша маленька.,.”, ”Дождик, дождик... , ”Скок-поскок ”Солнышко катилось ”Ночь прошла ” ”Ты рябинушка ”Ножки, ножки...”, ”Катился месяц... ”Зайчишка-трусищка ”Огурсчик, огурсчик ”Иголка, иголка”, ”Уж ты, котинька-коток”, ”Ходит конь по берсжку...”, ”В печи калачи...“ и др.

Русские народные сказки: ”Коза-дереза", ”Пстух да собака“ (обр. К. Ушинкого), ”Лисица и тетерев“ (обр. Л.Н. Толстого), ”Колобок”, Теремок“, ”Рспка” (обр. К. Ушинского), ”Курочка Ряба“ (обр. К. Ушииского), ”Соломенный бычок”, ”Лисичка-сестричка и волк“ и др.

Литературные сказки:

А. Пушкин ”Сказка о рыбаке и рыбке“.

К. Чуковский ”Муха-цокотуха”, ”Федорино rope”, ”Мойдодыр”.

Э. Успенский ”Крокодил Гена и Чебурашка”.

Стихотворные произведения•

А. Майков

В. Берестов ”О чем поют воробушки“ ”Веселое лето”, ”Песочница”, ”Карусель”, ”Юла".

С. Маршак ”Сказка о глупом мышонке”, ”Мяч”

Э. Мошковская ”Мчитсяпоеа”, ”Гав! Гав! ”

И. Токмакова ”Как на

Н. Сионская ”Где мой пальчик?”.

Э. Успенский ”Тигр вышел погулять“

Рассказы:

Л. Толстой ”Нашли ”Спала кошка...”, ”У Вари был чиж...”, ”Пришла весна.,.”, ”Птица свила гнездо...", ”Тетя дала Варе меду... ”, ”Была у Насти кукла... ”.

К. Ушинский ”Петушок с сеуьеђ”, ”Уточки”, ”Коровка”.

Н. Калинина ”Про жука“, ”Как Саша и Алеша пришли в детский сад". В. Сутеев ”Под грибом”,' ”Три котенка", ”Ктр сказал ”мяу” и др.

Список литературы

Для подготовки дацнрђ работы были использованы материалы с сайта htip://www.portal-slovo.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!