СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ребенка правильно разрешать конфликты

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важный жизненный навык - конструктивное разрешение конфликтов.

Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка правильно разрешать конфликты»

Как научить детей правильно разрешать конфликты   Педагог – психолог МБОУ гимназии № 2 Кимличенко Н.Е.

Как научить детей правильно разрешать конфликты

Педагог – психолог МБОУ гимназии № 2 Кимличенко Н.Е.

Конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни. Конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни. Конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни.
  • Конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни.
  • Конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни.
  • Конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни.

Конфликт – это не всегда плохо. Благодаря конфликту мы можем осознать свои истинные намерения и интересы, а также лучше понять устремления и намерения других людей. Конфликт может привести к объединению людей со схожими взглядами. Благодаря конфликту мы узнаем, можем ли мы изменить себя.
  • Конфликт – это не всегда плохо. Благодаря конфликту мы можем осознать свои истинные намерения и интересы, а также лучше понять устремления и намерения других людей. Конфликт может привести к объединению людей со схожими взглядами. Благодаря конфликту мы узнаем, можем ли мы изменить себя.

Задача состоит не в том, чтобы научить ребенка не ссориться, а в том, чтобы научить его решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон.
  • Задача состоит не в том, чтобы научить ребенка не ссориться, а в том, чтобы научить его решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон.

Не каждый из наших детей станет математиком или физиком, но каждый будет жить среди людей.
  • Не каждый из наших детей станет математиком или физиком, но каждый будет жить среди людей.

Причины возникновения детских конфликтов   Работа в группах. Вопросы для обсуждения: Скажите из практики, какие качества детей служат причиной возникновения конфликтов?

Причины возникновения детских конфликтов

  • Работа в группах. Вопросы для обсуждения:
  • Скажите из практики, какие качества детей служат причиной возникновения конфликтов?

В начальной школе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные дети: Агрессивные – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются. Всезнайки – считают себя выше, умнее других. Нерешительные – медлят с принятием решения, боятся ошибиться. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас. Скрытные – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

В начальной школе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные дети:

  • Агрессивные – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают.
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются.
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно.
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются.
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других.
  • Нерешительные – медлят с принятием решения, боятся ошибиться.
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас.
  • Скрытные – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика.
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Какие основные подходы в разрешении детских конфликтов вы используете? (обмен опытом).
  • Какие основные подходы в разрешении детских конфликтов вы используете? (обмен опытом).

Разрешение конфликта – это:   Минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия Устранение полностью или частично причин, породивших конфликт Изменение целей участников конфликта Достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Разрешение конфликта – это:

  • Минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
  • Устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  • Изменение целей участников конфликта
  • Достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
 В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Детские ссоры обычно разрешаются сами собой и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
  • В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Детские ссоры обычно разрешаются сами собой и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Два способа разрешения конфликта:   Деструктивный   - «Уйду, и не буду с ним общаться»  - «Сам буду играть»  - «Позову учителя и она заставит всех помириться»  - «Всех побью и заставлю играть»

Два способа разрешения конфликта:

  • Деструктивный
  • - «Уйду, и не буду с ним общаться» - «Сам буду играть» - «Позову учителя и она заставит всех помириться» - «Всех побью и заставлю играть»

Конструктивный   «Предложу другую игру»   «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»  «Попробую договориться»

Конструктивный

  • «Предложу другую игру»

  • «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»

  • «Попробую договориться»

При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение конфликта. Различное понимание конфликта и его причины участниками: конфликт глазами педагогов и детей видится по-разному.   Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить
  • При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение конфликта.
  • Различное понимание конфликта и его причины участниками: конфликт глазами педагогов и детей видится по-разному.

 

  • Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить

Чему мы должны научить наших детей, чтобы они не терялись в конфликтных ситуациях?  Для начала объясните им следующее:    •  Компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех , даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели дети.

Чему мы должны научить наших детей, чтобы они не терялись в конфликтных ситуациях?

Для начала объясните им следующее:

  •  Компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех , даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели дети.

Для решения конфликта важно формировать следующие жизненные навыки: стремление к сотрудничеству позитивное общение терпимость (толерантность) самоконтроль эмоций ответственность за свои действия

Для решения конфликта важно формировать следующие жизненные навыки:

  • стремление к сотрудничеству
  • позитивное общение
  • терпимость (толерантность)
  • самоконтроль эмоций
  • ответственность за свои действия

Необходимо использовать я-сообщение,  говоря о своих чувствах и желаниях (например, «Я чувствую себя обиженным, когда ты говоришь такие слова»). Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.
  • Необходимо использовать я-сообщение, говоря о своих чувствах и желаниях (например, «Я чувствую себя обиженным, когда ты говоришь такие слова»). Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.

В решении конфликтных ситуаций необходимо использовать технику активного слушания . Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он сообщил, при этом обозначив его чувство.
  • В решении конфликтных ситуаций необходимо использовать технику активного слушания . Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он сообщил, при этом обозначив его чувство.

Важно в беседе держать паузу  – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверять свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Педагог не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
  • Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверять свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Педагог не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.  Педагогу иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.
  • Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа. Педагогу иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан.
  • Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан.

Очень полезно использовать тайм-аут. Если необходимо успокоиться, можно сделать перерыв в споре (глубоко подышать, выйти пройтись, послушать музыку, сделать физические упражнения).  • Необходимо научить детей управлять своим гневом : упражнения «Шарик гнева», «Стакан гнева», «Полотенце гнева» («Выжимаем гнев»).     • Очень важно учить вовремя извиниться – признать свою вину за участие в конфликте.
  • Очень полезно использовать тайм-аут. Если необходимо успокоиться, можно сделать перерыв в споре (глубоко подышать, выйти пройтись, послушать музыку, сделать физические упражнения). • Необходимо научить детей управлять своим гневом : упражнения «Шарик гнева», «Стакан гнева», «Полотенце гнева» («Выжимаем гнев»).   • Очень важно учить вовремя извиниться – признать свою вину за участие в конфликте.

Как сказать о своём чувстве Я чувствую ( обиду, злость, страх …) или я злюсь ( мне обидно, страшно, грустно ), когда ты …(описать то, что происходит). Давай подумаем , как нам быть в этой ситуации – или – что бы ты предложил? – или – я предлагаю тебе …, а сам готов…

Как сказать о своём чувстве

  • Я чувствую ( обиду, злость, страх …) или я злюсь ( мне обидно, страшно, грустно ), когда ты …(описать то, что происходит).
  • Давай подумаем , как нам быть в этой ситуации – или – что бы ты предложил? – или – я предлагаю тебе …, а сам готов…
 Какими бы нудными или мелкими ни казались нам детские ссоры, по возможности каждый конфликт ребенка должен быть проработан!
  • Какими бы нудными или мелкими ни казались нам детские ссоры, по возможности каждый конфликт ребенка должен быть проработан!

Основные этапы разрешения конфликта   1. Правила общения в конфликте (повесить в классе):  Говорить спокойно по – одному, не перебивать и выслушивать собеседника.  Прикасаться друг к другу ЗАПРЕЩЕНО!  Не обзываемся. Никогда!

Основные этапы разрешения конфликта

1. Правила общения в конфликте (повесить в классе):

  • Говорить спокойно по – одному, не перебивать и выслушивать собеседника.
  • Прикасаться друг к другу ЗАПРЕЩЕНО!
  • Не обзываемся. Никогда!

2. Дети по – очереди сообщают, что привело к конфликту (взять небольшую мягкую игрушку: «Говорит тот, у кого игрушка»). Что произошло? В чем твоя проблема сейчас в данный момент? Учим использовать Я – сообщения, говорить о своих чувствах: (я сильно разозлился, мне стало очень обидно, когда…)

2. Дети по – очереди сообщают, что привело к конфликту (взять небольшую мягкую игрушку: «Говорит тот, у кого игрушка»).

Что произошло? В чем твоя проблема сейчас в данный момент?

Учим использовать Я – сообщения, говорить о своих чувствах:

(я сильно разозлился, мне стало очень обидно, когда…)

  Останавливайте ребенка, если он начинает обобщать или использовать унижающие характеристики. Никакого «снежного кома» – он решает конкретную проблему , при этом не вспоминает прошлого и не прогнозирует будущее, не занимается никакими сравнениями.
  •   Останавливайте ребенка, если он начинает обобщать или использовать унижающие характеристики. Никакого «снежного кома» – он решает конкретную проблему , при этом не вспоминает прошлого и не прогнозирует будущее, не занимается никакими сравнениями.

3. Придумать все возможные решения конфликта (написать на доске, бумаге). Использовать метод мозгового штурма.

3. Придумать все возможные решения конфликта (написать на доске, бумаге).

  • Использовать метод мозгового штурма.

4. Выбор лучшего компромиссного решения. «Теперь посмотрим, какое решение самое лучшее. Нам надо выбрать то, которое подходит и тебе, и твоему другу».     «Ты думаешь, этот путь решит вашу проблему? Это сработает?»

4. Выбор лучшего компромиссного решения.

  • «Теперь посмотрим, какое решение самое лучшее. Нам надо выбрать то, которое подходит и тебе, и твоему другу».
  •     «Ты думаешь, этот путь решит вашу проблему? Это сработает?»

5. Разработка конкретных шагов по внедрению решения.   Четко определите, кто, когда и что делает, чтобы решение работало, установите сроки и конечный результат.

5. Разработка конкретных шагов по внедрению решения.

  • Четко определите, кто, когда и что делает, чтобы решение работало, установите сроки и конечный результат.

6. Оценка результата . В ходе выполнения решения необходимо проверять, все ли довольны принятым решением, как выполняется договор.  

6. Оценка результата .

  • В ходе выполнения решения необходимо проверять, все ли довольны принятым решением, как выполняется договор.

 

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения.
  • Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.
  • Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения.

 Признаки зарождения конфликтов - стычки между детьми - нарушение дисциплины - обзывание, приставание - нарушение правил в играх - отчуждение ребенка от класса - затянувшееся выяснение отношений

Признаки зарождения конфликтов

  • - стычки между детьми
  • - нарушение дисциплины
  • - обзывание, приставание
  • - нарушение правил в играх
  • - отчуждение ребенка от класса
  • - затянувшееся выяснение отношений

Дружный класс нужно сформировать , обеспечивать и поддерживать в нем здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, высокий авторитет учителя.
  • Дружный класс нужно сформировать , обеспечивать и поддерживать в нем здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, высокий авторитет учителя.

Вопросы для обсуждения:    Какие виды деятельности, формы работы можно использовать для профилактики конфликтов и формирования навыков общения?

Вопросы для обсуждения:

  • Какие виды деятельности, формы работы можно использовать для профилактики конфликтов и формирования навыков общения?
 Формы работы для профилактики конфликтов и формирования навыков общения   - сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);  - интерактивные игры (игры на взаимодействие);  - социально-поведенческие тренинги ( направленные на обучение конструктивному поведению в разрешении конфликтной ситуации)  - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;  - чтение и обсуждение художественных произведений;  - просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с  последующим моделированием новых версий;  - дискуссии;  - мозговой штурм.

Формы работы для профилактики конфликтов и формирования навыков общения

  • - сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации); - интерактивные игры (игры на взаимодействие); - социально-поведенческие тренинги ( направленные на обучение конструктивному поведению в разрешении конфликтной ситуации) - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; - чтение и обсуждение художественных произведений; - просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; - дискуссии;

- мозговой штурм.

Для доверительных бесед с детьми в классе можно оборудовать уголки и зоны:   «Уголок доверия» « Островок чувств» «Секретная комната» «Уютный уголок « Стол переговоров» «Уголок тишины» «Коврик мира» «Мирные стулья» «Уголок для друзей»

Для доверительных бесед с детьми в классе можно оборудовать уголки и зоны:

«Уголок доверия»

« Островок чувств»

«Секретная комната»

«Уютный уголок

« Стол переговоров»

«Уголок тишины»

«Коврик мира»

«Мирные стулья»

«Уголок для друзей»

Синквейн по теме «Конфликт»:   Синкве́йн  (от  фр.   cinquains ) — пятистрочная  стихотворная  форма, возникшая в  США  в начале  XX века  под влиянием  японской   поэзии . В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года, и в  России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. 1 строка: определение понятия - существительное 2 строка: 2 прилагательных к нему 3 строка: 3 глагола, характеризующие понятие 4 строка: фраза, поговорка, крылатое выражение, отражающее смысл понятия, личное отношение автора к понятию 5 строка: вывод (одно слово, характеризующее суть понятия, синоним – существительное)

Синквейн по теме «Конфликт»:

  • Синкве́йн  (от  фр.   cinquains ) — пятистрочная  стихотворная  форма, возникшая в  США  в начале  XX века  под влиянием  японской   поэзии . В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года, и в  России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи.
  • 1 строка: определение понятия - существительное
  • 2 строка: 2 прилагательных к нему
  • 3 строка: 3 глагола, характеризующие понятие
  • 4 строка: фраза, поговорка, крылатое выражение, отражающее смысл понятия, личное отношение автора к понятию
  • 5 строка: вывод (одно слово, характеризующее суть понятия, синоним – существительное)
Эмоциональная рефлексия «Градусник настроения» «Кулачки – ладошки» «Состояние моей души»

Эмоциональная рефлексия

  • «Градусник настроения»
  • «Кулачки – ладошки»
  • «Состояние моей души»
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!