СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как обучать английскому языку ребёнка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют огромное желание развиваться именно в интеллектуальной сфере как наиболее доступной им области деятельности. Часто такие учащиеся имеют хорошие и отличные показатели учебной успешности. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что учащимся с ОВЗ объективно труднее учиться, чем их здоровым сверстникам.

Просмотр содержимого документа
«Как обучать английскому языку ребёнка с ОВЗ»

Журлова Ирина Викторовна
учитель английского языка
МБОУ «СШ № 42»
г. Нижневартовск, Тюменская область



Как обучать английскому языку ребёнка с ОВЗ

В общеобразовательных школах обучаются дети и подростки, не имеющие нарушений и задержек в развитии интеллекта. Более того, нередко учащиеся с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют огромное желание развиваться именно в интеллектуальной сфере как наиболее доступной им области деятельности. Часто такие учащиеся имеют хорошие и отличные показатели учебной успешности. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что учащимся с ОВЗ объективно труднее учиться, чем их здоровым сверстникам. В большинстве случаев такие учащиеся выполняют задания гораздо медленнее – и не потому, что они менее развиты интеллектуально или меньше знают, но в силу состояния своего здоровья. В частности, нарушения и задержки развития в эмоционально-волевой сфере заметно снижают скорость реакции, что сказывается на скорости подбора необходимой лексики (при том, что лексический запас ученика достаточен для его возраста). Например, некоторые заболевания психики провоцируют развитие так называемой «грузности мышления» - построению длинных фраз с неоправданно сложными грамматическими конструкциями, резонёрству. Такая особенность затрудняет непосредственное общение на иностранном языке. В случае если у ученика имеют место нарушения опорно-двигательного аппарата, ему сложно писать с той же скоростью, с какой пишет любой другой ученик. Так, например, ученица 11 класса, имеющая хорошую успеваемость по многим предметам и по английскому языку, в частности, успевает выполнить полтора упражнения за то время, за которое её одноклассники выполняют четыре. В таких случаях хорошим решением вопроса и неоценимой помощью для ребёнка с ОВЗ стал бы лэптоп или планшет, выдаваемый образовательным учреждением так же, как остальным детям выдаются учебники. При помощи электронного устройства можно было бы не только быстро набирать тексты, выполняя задания, но и пользоваться электронной версией учебников, которые, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, должны быть в каждой школьной библиотеке начиная с 2015 года.

Иностранный язык – это весьма действенное средство развития интеллекта и социализации учащихся с ОВЗ, и для решения этих задач необходимо использовать все имеющиеся для этого возможности. Однако преподавателю, в группе которого есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, следует учитывать указанные выше особенности своих учеников. Для этого необходимо соблюдать некоторые принципы подачи учебного материала. Такими принципами, в частности, являются:

  • Индивидуализация. При массовом обучении применение этого принципа ограничено, но возможно организовать часть учебного материала таким образом, чтобы он соответствовал особенностям конкретного учащегося. Здесь удачными будут индивидуальные задания, несколько сокращённые в объёме; задания, рассчитанные на домашнее выполнение. Что касается устной работы, то учащимся с ОВЗ логично работать в паре с учеником, темп речи которого также невысок. Помимо совпадения в скорости речи, более успешный ученик (чаще всего это именно ребёнок с ОВЗ) будет иметь возможность помочь менее обученному однокласснику. Работа в таких парах будет полезна обоим её участникам.

  • Стандартизация. Этот принцип выражается в однотипных (не однообразных) заданиях – ученики с ОВЗ чувствуют себя увереннее, когда выполняют знакомые задания, понимают цель того или иного упражнения, знают, что они должны уметь и знают, какие нормы оценивания применяются в работе.

  • Многократное повторение материала. Соблюдение этого принципа способствует более прочному запоминанию учебного материала, а в дальнейшем – формированию автоматизма в его применении.

  • Дозированность. Необходимо внимательно отбирать количество материала, предлагаемого для заучивания, а также убедиться, что учащийся знаком с принципами разумного подхода к заучиванию материала.

  • Применение алгоритмов деятельности. Знание пошаговой стратегии, например, перевода, выполнения грамматических упражнений или написания сочинения значительно облегчает работу над такими заданиями. Такая стратегия помогает учащимся ориентироваться в материале, даже выполняя достаточно сложные задания, а это, в свою очередь, придаёт уверенности в своих возможностях. Кроме того, алгоритмы способствуют структурированию мышления, что немаловажно для общего интеллектуального развития.

  • Периодичность повторения материала. Важно, чтобы изученный материал периодически находил своё применение в последующей учебной работе. Для этого полезно организовывать, например, повторение лексических единиц (здесь снова удачным решением для учащихся с ОВЗ будут индивидуальные задания самых разных типов).

  • Вербализация. Несомненно полезным для учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет воспроизводить изучаемый материал в собственной речи – как можно чаще и подробнее. При нехватке учебного времени на уроке можно предложить таким учащимся устные задания для домашней работы.

Необходимо также учитывать особенности состояния здоровья учащихся с ОВЗ в подборе видов деятельности на иностранном языке. Так, учащимся с нарушением зрения будут полезны (и – что немаловажно - будут способствовать успешности) такие виды деятельности, как аудирование и говорение, а ученикам с нарушением речи лучше предложить чтение и письмо.

Практика показывает, что следование этим принципам положительно влияет на результаты обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья - повышает учебную успешность таких учащихся, способствует развитию их интеллектуальных возможностей, повышает самооценку.

Одной из основных задач инклюзивного образования является социализация детей с ОВЗ. Рассматривая социализацию как процесс и – по завершении обучения в школе – результат освоения учащимся знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения и ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях межличностного и общественного взаимодействия, следует отметить, что уроки как родного, так и иностранного языка как нельзя более способствуют социализации таких учащихся. Учащиеся с ОВЗ, как правило, часто ограничены в общении, а знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает им социализироваться, становиться более самостоятельными.

Развитие навыков общения на уроках английского языка осуществляется в работе в группах. Такая работа активизирует инициативу и самостоятельность учащихся, формирует у них умение оценивать свою работу, сопоставляя её с работой одноклассников, но главное – поощряет взаимодействие школьников, причём не только речевое, но и невербальное, своего рода кооперацию. Особенно хорошо развивает коммуникацию и, как следствие, способствует социализации учащихся с ОВЗ работа над совместным проектом. Совместное решение учащимися той или иной проблемы способствует формированию самостоятельности, развивает познавательные навыки учащихся, умение реструктурировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.

При организации групповой работы важно основываться на принципах социального взаимодействия, позитивной взаимозависимости, личной отчётности и посильной доли участия каждого. Последний принцип особенно важен при работе с группой, в которую входит школьник с ОВЗ. Однако при этом учитель не должен допускать неоправданного и явного снижения объёма той части работы, которую выполняет такой учащийся. При решении этой задачи учителю следует быть особо внимательным к учебным и, главное, к физическим возможностям своего ученика.

Стоит, однако, отметить, что нередко успешной социализации препятствует то обстоятельство, что процесс формирования личности ребёнка с ОВЗ отягощён различными неблагоприятными факторами. Чаще всего это комплекс факторов биологического, социального, психологического и педагогического происхождения. Очевидно, что факторы биологического и психологического происхождения объективно не могут быть устранены, можно только попытаться нивелировать их воздействие на личность. Относительно педагогического и социального фактора можно заметить, что часто именно семья является источником личностной деформации учащегося. Так, чересчур избалованным вследствие своей болезни детям, ожидающим, что в школе со стороны одноклассников им будет оказано повышенное - такое же, как дома - внимание, сложно адекватно взаимодействовать с другими учащимися. И наоборот, школьники с ОВЗ, стремящиеся, несмотря на болезнь, стать равноценными в коллективе, неизменно строят хорошие, дружеские отношения с одноклассниками. Таким образом, в вопросе социализации учащихся с ОВЗ большую роль играет также семья, которая может как способствовать, так и - возможно, не осознавая того – препятствовать вхождению ребёнка в коллектив. Это также следует учитывать преподавателю на своих уроках и, если того требует ситуация, брать на себя направляющую (не руководящую!) роль при групповом взаимодействии учащихся.

Таким образом, преподаватель на уроках английского языка должен стремиться как можно более полно реализовать потенциальные возможности учащихся с ОВЗ, выбирая доступные формы обучения и виды деятельности, а также способствовать социализации таких учащихся, грамотно организовывая взаимодействие учащихся при решении учебных задач и учитывая особенности их личностного развития. По данным статистики, в настоящее время в средних общеобразовательных школах России обучается около 620 тысяч детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий. Это менее 4% от общего числа учащихся, и тем не менее, перед учителями и другими педагогическими работниками в связи с этим появляется задача не только обучить таких учащихся в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта, но и способствовать их социализации как одному из ключевых факторов развития личности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!