Как подготовить учащихся к успешному выполнению заданий ВПР по биологии в 6 классе

Категория: Биология

Просмотр содержимого документа
«Как подготовить учащихся к успешному выполнению заданий ВПР по биологии в 6 классе»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления Технология подготовки к ВПР по биологии учащихся 6 классов

Сегодня мы поведем речь о том, как подготовить 6-классников к ВПР по биологии. Несмотря на то, что спец подготовка к впр не требуется, но как показывает практика, без дополнительной подготовки наши учащиеся вряд ли смогут успешно справиться с заданиями впр. Учителя биологии часто оказываются в затруднительном положении.

В отличии от учителей математики и русского языка у учителя биологии при 1 часе в неделю в арсенале всего 34 урока в году, при этом предусмотрено достаточно большое количество лабораторных работ, не выполнить которые учитель не имеет право, отсюда возникает вопрос: сколько часов мы можем пожертвовать для подготовки к впр?

Важно помнить и говорить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение учебного года.

Задачи впр

Определение предметных и метапредметных результатов;


Оценка уровня сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями

Значение результатов впр

оценка личностных результатов обучения

совершенствование методики преподавания биологии

анализ текущего состояния муниципальных и региональных систем образования; формирования программ их развития


Результаты ВПР не используются для оценки деятельности педагога и образовательного учреждения.

В заданиях ВПР по биологии мало тех, которые проверяют знания фактического материала учащимися

Задания 1, 2, 4-7,10 – задания на изображения, таблицы, характеристика по плану, классификация

Наиболее сложными для учащихся являются задания 3, 8, 9 – работа с текстом, формулирование гипотезы, применение знаний на практике, которые проверяют по сути исследовательские умения и навыки

Разберем задания на примере нескольких комплексных работ

Задание 1

направлено на выявление умения выделять существенные признаки биологических объектов.

Первая часть задания проверяет умение учащихся различать на рисунке представителей основных групп организмов.

Вторая часть − находить важнейшие различия у этих групп.

Задание 2 контролирует знание устройства оптических приборов и умение ими пользоваться, а также оценивать изображения, получившиеся в результате наблюдения.

Оценивание задания 2

2.1 зеркало 1 балл

2.2 регулирование освещённости 1 балл

2.3 устьице / замыкающие клетки 1 балл

2.4 400 1 балл

Возможны иные формулировки, не искажающие смысла ответа.

Задание 3 проверяет умение читать и понимать текст биологического содержания, где от учащегося требуется, воспользовавшись перечнем терминов, записать в текст недостающую информацию.

Оценивание: полный правильный ответ на задание 3 – 2 баллами, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.

В изображенном на рисунке опыте экспериментатор поместил элодею в стакан, заполненный водой, накрыл растение стеклянной воронкой. Воронку накрыл пробиркой, которая заполнена водой. Стакан с растением он поместил на подоконник под яркие солнечные лучи. Через определённое время экспериментатор снял пробирку и опустил в неё тлеющую лучину.

Задание 5 направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части, умение определять их роль в жизни организма.

Оценивание: полный правильный ответ на задание 5 – 4 баллами:

5.1 – 2 балла (в соответствии с критериями),

5.2 – 1 балл (в соответствии с критериями),

5.3 – 1 балл.


Задание 6 позволяет проверить первоначальные таксономические знания, используемые при описании широко распространенных растений и животных.

Оценивание: правильный ответ на задание 6 – 2 балла,

1 балл ставится, если в ответе верно указаны только два названия.

Задание 7 проверяет умение извлекать информацию из графически представленного процесса; во второй части задания от учащегося требуется дать объяснение представленной на графике закономерности.

Оценивание: правильный ответ на задание 7 оценивается 2 баллами:

часть 7.1 – 1 балл,

часть 7.2 – 1 балл (в соответствии с критериями).


Задание 8 проверяет умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов.

Оценивание: полный правильный ответ на задание 8 – 4 балла:

часть 8.1 – 1балл (в соответствии с критериями),

часть 8.2 – 1балл (в соответствии с критериями),

часть 8.3 – 2 балла (в соответствии с критериями).


Задание 9 имеет практическую направленность, оно контролирует общеучебные умения проводить сравнение, в частности сравнивать условия содержания и ухода за растениями.

Оценивание: полный правильный ответ на задание 9 – 4 балла:

часть 9.1 – 2 балла (в соответствии с критериями),

часть 9.2 – 2 балла (в соответствии с критериями).

В первой части задания 10 проверяется узнавание объектов по их изображениям и месту в схеме развития животного мира, а также определение возможных сред их обитания в природе.

Во второй части задания 10 осуществляется контроль умения работать со схемой, отражающей развитие животного и растительного мира.


Оценивание: полный правильный ответ на задание 10 – 5 баллов:

часть 10.1 – 2 балла (в соответствии с критериями);

часть 10.2 – 2 балла, если правильно указаны группы, к которым относятся три организма, и 1 балл, если правильно указаны группы, к которым относятся только два организма;

часть 10.3 – 2 балла (в соответствии с критериями).


  • Посоветуйте детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:

  • 1. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

  • 2. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

  • 3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.

  • 4. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.


  • 1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся.

  • Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

  • 2.  Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

  • Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике под¬готовки к ВПР.

  • 3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

  • Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.

  • 4.  Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

  • Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

  • 5.  «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

  • Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

  • 6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

  • Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

  • 7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

  • ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

  • 8. Хвалите своих учеников.

  • Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

  • 9. Общайтесь с коллегами!

  • Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

  • 10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

  • Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

  • 11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

  • Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

  • 12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

  • Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.


  • Плюсы:

  • Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ

  • Определения уровня знаний, полученных в течении учебного года

  • Стимул систематических занятий по предмету

  • Своевременное определение и дополнительная подготовка к ОГЭ по предмету

  • Минусы:

  • Нервное перенапряжение и стресс



Благодарю всех за внимание, всем удачи, спасибо!

Подготовка предполагает знакомство шестиклассников с типами заданий, критериями оценивания.

В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения, включающие фронтальное решение отдельных заданий с экрана. Использую работы, составленные учениками. Провожу тесты в форме ВПР. Предлагаю домашние задания на выполнение заданий из демоверсий ВПР.

Я распечатываю один из вариантов демоверсии на весь класс и на одном из занятий вместе с ребятами разбираем задания впр.

Рекомендую детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:

  1. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу.

  2. Затем внимательно просмотреть весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

  3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей