СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь детям в подготовке домашнего задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как помочь детям в подготовке домашнего задания»

«Как помочь детям в подготовке домашнего задания»


Цель:

Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.


Задачи:

дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.

дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.


Ход беседы.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые чрезмерно их опекают. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполнения заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

В начале, хотелось бы сказать, что главный объект труда ваших детей - книга, тетрадь, а главный труд в школе учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.


Домашнее задание выполняет различные функции.


Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Каждый из вас задумывается над тем, как правильно помогать ребенку при выполнении домашнего задания, вмешиваться или нет.

Позиция невмешательства неприемлема, если ребенок не справляется, испытывает трудности. При этом:

– возьмите на себя только, то, что он не может выполнить;

– по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.

Часто возникает проблема, когда ребенок не хочет что-то делать. Заставлять его или нет? Все зависит от причины отказа, чаще всего она кроется в отношениях между вами и ребенком. Если ваш тон теплый, дружественный, ладится и совместная работа, как только появляются руководящие указания, исчезает желание работать на равных. Излишне заботливые родители зачастую хотят для детей больше, чем сами дети, отнимая тем самым у ребенка энергию его собственных желаний. Надо понимать, что личность и самостоятельность ребенка развивается только в той деятельности, какой вы занимаетесь по собственному желанию и с интересом.

Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам.

Обратите внимание на следующее правило: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Мелочная забота, затянувшаяся опека мешают вашему ребенку взрослеть, передача ответственности за свои дела и поступки сделают вашего ребенка сильным и уверенным в себе, ваши отношения более радостными и спокойными.

Процесс передачи ответственности начинайте с мелочей, понимая, что ваш ребенок нуждается и в отрицательном опыте.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия), и он будет взрослеть и становиться сознательным.

Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое.

С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое было задание в упражнениях.

Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

до 1 часа – в первом классе;

до 1,5 часов – во втором;

до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Как приучить к самостоятельности?

Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите. Опережайте школу. Учите таблицу умножения. По русскому языку выполнить вслух, но не писать в учебнике. При письменном выполнении ребёнок ещё раз все вспоминает.


ВЫВОД: Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.



Памятка


ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ


Проверь, правильно ли организовано рабочее место


Всё должно быть на своих местах


Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.


Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.


Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.


Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.


На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.


Вслух читает задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность


Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.


Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.


Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.


Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.


Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!