СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как помочь добиться успеха в подготовке к ЕГЭ по русскому языку, используя креативное мышление и нейросеть. »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации, которые смогут пригодиться молодым учителям, осваивающим приемы при подготовке к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
««Как помочь добиться успеха в подготовке к ЕГЭ по русскому языку, используя креативное мышление и нейросеть. »»

Код УДК -1751

Гурьянова Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7», г. Сосновый Бор, Ленинградская область

gurion69@yandex.ru


«Как помочь добиться успеха в подготовке к ЕГЭ по русскому языку, используя креативное мышление.»


Рекомендации, которые смогут пригодиться молодым учителям, осваивающим приемы при подготовке к итоговой аттестации.

Часто учителя попадают в ситуацию, когда главным принципом в методике оказывается принцип «прохождения программы», – это значит, что программа должна быть усвоена во что бы то ни стало, не заботясь о том, что содержание программы может не отвечать возможностям обучающихся при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.

С освоением нового ФГОС, концепции развития образовательных программ по русскому языку приобретают новый смысл – ученик должен участвовать в посильной интеллектуальной и творческой деятельности, дающей плоды освоения знаний по русскому языку.

Ну и следует еще руководствоваться формулой успеха хорошо сдать экзамен ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку: высокая степень восприимчивости + мотивация + компетентный педагог.

Чтобы сдать экзамены в 9 и 11 классе на приличный балл, нужно готовиться уже с 5 класса. Некоторые темы из учебников «Русский язык» можно изучать поверхностно, так как они, я думаю, предлагаются создателями информационно. В начале каждого года нужно поставить перед собой цель, какие параграфы нужно отработать глубже так, чтобы они не исчезли из коры головного мозга до сдачи ОГЭ или ЕГЭ. К сожалению, в этом году резко изменился КИМ ОГЭ, поэтому я ориентируюсь сейчас на 10-11 классы, в которых преподаю.

Теперь по порядку. Актуальной проблемой учителей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ. Уже в сентябре, когда десятиклассники садятся за парты, я объясняю, что тестовая часть КИМа ЕГЭ по русскому языку делится на определённые сектора, которые никак не пересекаются друг с другом.

Сектор 1-3 –это маленький текст

Сектор 4-8 – это грамматика, орфоэпия

Сектор 9-15 –это орфография

Сектор 16-21- это пунктуация

Сектор 22-26 – это большой текст

27 задание ЕГЭ следует готовить в 11 классе после ИСИ, так как дети часто путают структуру написания.

За 30 лет педагогической практики накопилось много находок, секретов. Возможно, когда-нибудь появится свободное время, и я все распишу. Сейчас делюсь лишь малой частью.

Вниманию учителей предлагается много различных сайтов для подготовки. Я уже не первый год работаю на сайте Решу ЕГЭ. Достаточно интересный материал представлен в обновленном варианте, существуют различные виды заданий и формы их реализации среди учеников. Каждую неделю я собираю вариант из представленных заданий по каждому сектору, ученики могут решить этот вариант (номер публикую в электронном журнале) в любой день, но ровно через 7 дней в 7.00. он блокируется, и открыть его уже невозможно. Во время урока я даю на листочках задания из прошедшего недельного варианта, чаще по 5 заданий за 5 минут (проверять удобнее), называю его «Дубль…..». Но чтобы дети не списали ответы, я заранее мешаю строчки с заданиями или , например, в 15 задании, где нужно указать все цифры, на месте которых пишется НН, меняю на Н. Существует много способов изменения. И дети уже более внимательно прорешивают дома заданный вариант. С 5 класса я стараюсь мотивировать детей, поэтому придумала бонусное оценивание (мотивашки). Ученикам вклеиваю в дневники или тетради различные смайлики за дополнительный объем работы, чаще творческий. Все учителя русского языка и литературы прекрасно понимают, что уже с сентября на головы сыплется много конкурсов. Надо как-то заинтересовывать детей, вот здесь и помогают мотивашки, которыми дети перекрывают двойки или невыполненные домашние задания. Это лишь малая часть моих секретов при подготовке к экзаменам. Последнее время мне нравится двигаться вместе с детьми, поэтому некоторые формы «приемов сжатия текста изложения» мы отрабатываем в танце. Но об этом в следующей статье.

Еще хочу поделиться помощью работы искусственного интеллекта, в частности нейросети на уроках русского языка и литературы. При домашней подготовке я создаю иллюстративный материала к изучаемому произведению или теме урока (визуализация произведений русской классики, продуцирование уникальных изображений для презентаций без нарушения авторских прав, создания литературных образов). Недавно на ура были приняты герои романа –эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». На весенние каникулы я подготовила материал по теме «Фразеология». Искусственный интеллект способен стать помощником учителя - без самого педагога даже великий и могучий искусственный интеллект перестает быть таковым, работая только вместе с учителем.

Учитель в школе, в отличие от репетитора, может чаще создавать формы «неучебного» характера, то есть такие, когда ребенок попадает в нестандартные ситуации, этот подход мотивирует учащегося, помогает добиваться успехов.











ПРИЛОЖЕНИЕ.

«Показать кузькину мать» — значит пообещать кому-то неприятности.

2.

Быть как рыба в воде – значит, хорошо (естественно, непринуждённо) чувствовать себя в сложившихся обстоятельствах, свободно ориентироваться в потоке информации, легко общаться в той или иной компании.

3.

Выражение «пролететь как фанера над Парижем» означает «не получить ожидаемого», «потерпеть грандиозную неудачу», «провалиться».

4.

Будто корова языком слизнула или как языком слизнуло — о внезапном и полном исчезновении чего-либо.

5.

Канцелярская крыса - имеется в виду, что лицо (Х) является мелким (как правило) чиновником-крючкотвором, погружённым в бумаги, не имеющим духовных интересов, которые ему заменяют служебные инструкции.



1.Данный фразеологизм означает, что человек очень компетентен в чём-либо и обладает хорошими знаниями или навыками в каком-либо деле. Привожу примеры предложений:

2.Фразеологический оборот "как рыба в воде" не включает в себя, однако весьма часто сочетаем со словами "чувствовать", "ощущать" и "себя". Составляя предложения с "как рыба...", обратите внимание на значения фразеологизма: "уютно", "комфортно", "как дома", "хорошо":

3.Это устоявшееся выражение сегодня очень популярно и его частенько используют в разговоре, когда хотят показать, что человек находится в гармонии с окружающими, его ничего не беспокоит и он не ощущает никаких внешних либо внутренних ограничений.

4.Фразеологизм "как рыба в воде" означает очень комфортное, благоприятное для кото-то состояние. Для рыбы нет лучшей среды, чем вода. Так и для человека хорошо и удобно там, где он чувствует себя естественно, свободно, непринужденно.

Н-р: Поступив в Волгоград учиться, Максим совершенно не ориентировался в городе, но спустя полгода, он был как рыба в воде."

"За много лет работы егерем Константин Александрович, в вверенном участке леса был как рыба в воде и знал все тропинки и дорожки".

"Спустя полгода, я влилась в коллектив так, что была как рыба в воде".

"Мария Ивановна дала нам задание составить предложение с фразеологизмом "как рыба в воде", а мне как назло ничего не лезет в голову, скорее бы перемена".

"Ну, Шурик, ты настоящий хакер, как рыба в воде, так и ты ориентируешься в современных технологиях".



Задание 24 на ЕГЭ по русскому языку Формулировка задания:


Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном

смысле. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново, они живут в языке в готовом

виде, закреплены в нашей памяти и в словарях. Как правило, они равны по смыслу одному

слову, но обладают особой выразительностью. Фразеологизмы устойчивы, в них нельзя

менять, переставлять слова.

Самые частые в употреблении фразеологизмы:

• в глаза не видеть — ни разу не видеть, не встречать

• вавилонское столпотворение — скопление народа, суматоха

• бросаться в глаза — обращать на себя внимание, выделяться

• золотой телец — деньги, богатство

• сплошь и рядом — очень часто, повсеместно

• глас вопиющего в пустыне — призыв, остающийся без ответа

• ставить что-либо на карту — подвергать что-либо риску, опасности в надежде на

выигрыш

• во весь дух — очень быстро, изо всех сил

• принять что-то за чистую монету — поверить во что-то, считать что-то

истинным

• изо дня в день — каждый день, постоянно

• за тридевять земель — очень далеко

• наступить на (те же) грабли — повторить глупую ошибку

• положа руку на сердце — откровенно, искренне

• строить воздушные замки — фантазировать, мечтать

• замок из песка (или на песке) — иллюзия, что-то ненадежное, непрочное

• камень на душе (или на сердце) — тяжелое чувство, тревога или чувство вины

• убивать время — тратить время без пользы, занять время чем-то случайным

• сбиться с ног — устать от хлопот

• под (самым) носом — совсем близко

• зарыть талант в землю — не развивать, не использовать талант

• ни с того ни с сего — без всякой видимой причины

Практика.

  1. Из предложения 41 выпишите фразеологизм

(41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

  1. Из предложений 18–22 выпишите фразеологизм со значением «подразумевать кого-либо, что-либо».

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

  1. Из предложений 19–21 выпишите один фразеологизм. (19)Он сидел в какой-то из отдалённых тюрем, и там, в одиночке, ему пришла в голову мысль о том, что он в жизни ничего не сделал и ничего не получил, а жить осталось мало. (20)Рассуждал он так: весь смысл жизни бандита — в наиболее лёгком присвоении чужих богатств. (21)А цена и авторитет вещей в человеческом обществе катастрофически падают.

  2. Из предложений 1–4 выпишите фразеологизм. (1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился.

  3. Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.

  4. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем чтолибо иное на всём белом свете. (13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!