СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь первокласснику в период адаптации к учебе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как помочь первокласснику в период адаптации к учебе»

Как помочь первокласснику в период адаптации к учебе

Родительская любовь и забота - это главное, как бы банально это ни звучало. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы — враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка дома поможет легче привыкнуть к новой обстановке. Отнеситесь с пониманием к тому, что в период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. В этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.

Придерживайтесь четкого режима — подъем в 7.00, отход ко сну не позже чем в 21.30. Некоторые дети, которые и в детском саду любили днем поспать, могут сохранять и часовой дневной «тихий час». Не забудьте про сбалансированное питание: обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут настоящим стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание снизит риск простудных заболеваний. Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным врачебным советом. Все лекарства для укрепления здоровья ребенка с хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого учебного дня.

Не нужно спешить записывать его в кружки и секции. Это может привести к повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительности и проблемам со здоровьем. Также лучше постараться избежать «продленки», хотя бы в течение первого полугодия. Родителям нужно поддерживать в семье положительное отношение к учебе. Ни в коем случае нельзя постоянно вести разговоры о том, как сложно учиться в школе, — у ребенка может появиться страх, боязнь неудачи. При этом важно быть честными и не перегнуть палку, рассказывая, как легко и прекрасно учиться в школе.

Помогайте первое время ребенку собирать портфель. Это не значит, что вы должны сделать всё за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Удобно также повесить расписание на стену, чтобы оно было вечером перед глазами. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Это не страшно, надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. С любимым мишкой ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками, так что пока пусть будет рядом любимая игрушка.

Об учителях. Первая учительница — это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения.

Как проходит адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: Первые 2–3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации называется «неустойчивое приспособление». Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно «устойчивого приспособления». Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности, как правило, отходят на второй план, ребенок полностью осваивается. У второй группы детей более длительный период адаптации. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы. Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них резко проявляются отрицательные эмоции, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе. Признаки успешной адаптации. Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность и не сравнивать с другими детьми.

Об одноклассниках. Важно помочь ребенку найти свое место в классе, построить отношения с учителем и одноклассниками, никогда не говорить о них плохо. Для этого можно знакомиться с другими родителями и поддерживать детскую инициативу общаться вне школы или даже самим договориться с другими родителями о походе на площадку или в зоопарк. Первое время важно задавать побольше вопросов, расспрашивать об одноклассниках, поддерживать, если потребуется советовать, как строить с ними отношения.

Как помочь учится второкласснику

Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Этому необходимо детей учить. Задача родителей – научить рациональным приемам использования своего времени, так чтобы хватало времени на учебу и на отдых.

Ведущая деятельность в это время – учебная, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в процессе учебы. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. Вот почему родителям необходимо создать условия для того, чтобы в домашней трудовой деятельности находили отражение, применялись те знания, умения и навыки, которые приобретаются в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и раскроет на практике необходимость и полезность знаний, получаемых в школе. Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам).В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («как ты мне надоел», «глаза б мои тебя не видели», «я тебя не люблю»).Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.Родителям необходимо стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, формировать у ребенка все виды интеллектуальной деятельности.

Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей. Влияет на это и уровень ожиданий родителей. Этот уровень может быть завышенным, и тогда ребенку будет трудно соответствовать этим требованиям. Но встречается и другая крайность, когда родители недооценивают своего ребенка, в таком случае он тоже перестает верить в свои возможности.

Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности.



ВТОРОКЛАССНИКИ.


Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе.

Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников.

Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается.

Это явление получило название «феномена вторых классов».


Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня - «тройку».

Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы.

В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969).


К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».


Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».


Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.


Рекомендации:


Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?


Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего - с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.


Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, - несовпадение стилей познания ребенка и матери.


Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.


Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.


Специальные психологические исследования (Э.М. Сагилян, 1999) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.


Назовем важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка.


- направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;


- умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;


- форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка);


- умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;


- наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;


- эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.


Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери - внимание к деталям и частностям.


К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.


К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.


Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.


Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.


Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.


ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Предлагаемый ниже опросник поможет вам обратить внимание на важные моменты в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в ваших взаимоотношениях с детьми по поводу учебы. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка.


1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:


А) «Что было сегодня на завтрак?»


Б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»


В) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»


2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?


А) не более 1 часа


Б) не более 2 часов


В) может просидеть за уроками до позднего вечера


3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?


А) работает преимущественно сам, вы только проверяете работу


Б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны


В) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца


4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?


А) понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал


Б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного


В) практически никогда вас не понимает


Г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши


5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?


А) ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи


Б) ему интересно узнавать в школе новое


В) любит получать хорошие отметки


Г) все ходят в школу, и он ходит


Д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу


Е) другой ответ


6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?


А) говорит сам, по-деловому и откровенно


Б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить


В) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку


Г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам


Д) он никогда «двоек» не получал


7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?


А) есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум


Б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык)


В) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура)


Г) другой ответ

Режим дня.


В этом году дети пошли учиться во второй класс. Семилетним - восьмилетним гражданам очень трудно включаться в особый, напряженный ритм школьной жизни после летних каникул. Меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать. Чтобы усидеть, например, все 45 минут урока, нужна особая тренированность, про которую за продолжительный срок отдыха дети забыли. Ограничение в движении дети переносят наиболее тяжело. На протяжении всего урока требуется от ученика и внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мелкие мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты.


К этим трудностям, объясняющимся особенностями физического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.


Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно и не в ущерб здоровью, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.


Режим дня детей и подростков, порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.


Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Режим дня строится с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ре- бенка. За соблюдением режима у детей необходимо следить с раннего детства. Утренние часы - часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности.


Начиная с 7-летнего возраста основным видом деятельности становятся учебные занятия. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7—10 лет необходимо ограничить четырьмя уроками. Каждые 45 минут учебной работы чередуются с перерывом — отдыхом (что у нас и есть в гимназии). Между учебными занятиями в гимназии и приготовлением уроков дома предусматривается 2—3-часовой перерыв, значительную часть которого учащиеся должны проводить на открытом воздухе.


Вот как должен строиться день ребенка-второклассника.


Поскольку занятия у нас в гимназии начинаются в 8 часов 30 минут, ребенок должен вставать не позднее 7 ч. Пусть не покажется такой подъем слишком ранним. Ведь до завтрака нужно застелить свою постель (а это ребенок должен делать только сам, а не родители), сделать гимнастику, умыться и причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность.


На гимнастику надо обратить особое внимание. Она помогает быстро преодолеть сонливость, почувствовать себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий. С 7.30 до 7.20 — завтрак. 20 минут вполне достаточно, чтобы школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду.


На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно, чтобы до начала занятий ребенок побыл на свежем воздухе.


С 12.00, т. е. с того времени, когда у второклассника кончаются уроки, ребенок, если только он не посещает группу продленного дня, снова попадает под опеку родителей.


Полчаса (самое большее) занимает обратная дорога, примерно в 13.00 он садится обедать.


Детям ослабленным, легко и быстро утомляющимся рекомендуется час послеобеденного сна, детям вполне здоровым и крепким — прогулка и игры на свежем воздухе. Вообще ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее трех с половиной часов. Если ребенок днем спит, он идет на прогулку после сна. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с мячом, со скакалкой, а зимой катание на санках, на лыжах и коньках.


Время внеклассных, внешкольных, свободных занятий (т. е. деятельность по собственному выбору) должно сообразовываться с количеством уроков и длительностью приготовления домашних заданий. В связи с этим на свободные занятия режимом дня предусматривается у детей 7- 8 - летнего возраста от часа до двух времени.


Самое лучшее время для приготовления домашних заданий — с 16 часов. Раньше начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток коры головного мозга человека понижается, а потому падает и работоспособность; повышается она снова к 16 часам.


С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого, постоянного контроля.


Старайтесь воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: второклассник должен тратить на приготовление уроков не больше полутора часов. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных и устных заданий.


Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой, рисованием, чтением.


У учащихся младшего школьного возраста до двух с половиной часов (в течение всего дня) выделяется на самообслуживание (утренний и вечерний туалет, утренняя гимнастика, поддержание чистоты одежды и обуви) и четырех-, пятикратные регулярные приемы пищи.


Последний прием пищи должен в режиме дня предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позже 19.00, продолжительность его — 30 мин, а после него и до сна, т. е. до девяти, — так называемое свободное время. Пусть это время ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные, подвижные игры. Совершенно исключается в вечернее время телевизор. И вообще дети младшего школьного возраста должны смотреть передачи только те, которые соответствуют их возрасту.


Спать ложиться надо не позднее 21.00.


Следите за тем, чтобы перед сном ребенок обязательно почистил зубы или прополоскал рот, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату.


Глубокий ночной сон, продолжительность которого строго определена для детей 7 – 8 –лет-него возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.


Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном, и в частности, в дневном сне.


В каникулы и выходные дни основные элементы режима дня (как-то: длительность сна, время приема пищи и т. д.) должны оставаться такими же, как в учебные дни. Максимум времени используется для пребывания на открытом воздухе.


«Режим дня» (примерный вариант)


1. Подъём ............................................................ 7.00


2. Самообслуживание: гимнастика,


умывание, уборка постели .................7.00 — 7.30


3. Завтрак.................................................. 7.30 — 7.50


4. Дорога в школу ...................................7.50 — 8.20


5. Подготовка к урокам………………..8.20 — 8.25


6. Зарядка……………………………...8.25 — 8.30


7. Занятия в школе .................…………8.30 — 12.00 (12.55)


8. Обед, отдых, помощь дома


по хозяйству ………………………..13.00 — 14.30


9. Игры на воздухе ………………….... 14.30 — 16.00


10. Приготовление уроков ..................……16.00 — 17.00


11. Свободные занятия


(по выбору детей).........................…... 17.00 — 19.00


12. Ужин .................................................. 19.00


13. Свободное время............................… 19.30 - 20.30


14. Подготовка ко сну (личная гигиена,

укладывание спать) .............................2030 — 21.00

Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послушным дошколенком, а теперь – гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки. Тема сегодняшнего собрания заявлена в Ваших анкетах и звучит : «Возрастные особенности учебной деятельности второклассников»

1. Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

2. В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

3. Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, быть хорошим, любимым».

4. В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя опора (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента, и многим детям по-прежнему трудно сохранять сосредоточенность в течение занятий. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Поэтому не стоит требовать абсолютной дисциплины и послушания от второклассников на групповых занятиях.

5. Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но делать это им еще трудно. Может наблюдаться сильное стремление к лидерству, между некоторыми детьми возникает соперничество.

6. Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями и глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.

7. Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.


Хотелось бы остановиться на трудностях, которые могут быть у второклассника

У некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Например, ребенок может думать о себе: Я плохой, потому что я плохо пишу». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследования себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Возможны конфликты со сверстниками, с одноклассниками, дети разные по характеру по темпераменту, разная культура речевого и эмоционального общения, разная воля.

В связи с этим хотелось бы дать советы успешной учебной деятельности ребёнка.

1. Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.

2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.

3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.

4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.

5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время.

6. Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал.

7. Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.

8. Показывать пример организованности и собранности.

9. Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться.

10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.

11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.

12. Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.

13. Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность.

14. Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент.

15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.

16. Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.

17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.

18. Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.

19. Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.

20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»

21. Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

Отмечу 5 основных составляющих желания у ребёнка учиться: 1 Вера в успех 2 Положительные

установки 3 Любовь родителей 4 Приучение к режиму 5 Выполнение установленных правил

Определю трудности в обучении у младших школьников и возможные причины эта табличка есть у Вас. Поэтому я остановлюсь на трудностях, Вы соотнесите их с возможными причинами, и, соответственно, если наблюдаете указанную трудность у своего ребёнка, необходимо рассмотреть предполагаемые причины и работать над их устранением.

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

1. В письменных работах пропускает буквы

1. Низкий уровень развития фонематического слуха

2. Слабая концентрация внимания

3. Несформированность приемов самоконтроля

4. Индивидуально-типологические особенности личности

5. Другие психологические причины

2. Неразвитость орфографической зоркости

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

3. Низкий уровень объема и распределения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Слабое развитие фонематического слуха

6. Другие психологические причины

3. Невнимателен и рассеян

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Низкий уровень объема внимания

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Преобладающая мотивация учения – игровая

5. Другие психологические причины

4. Испытывает трудности при решении математических задач

1. Низкий уровень развития общего интеллекта

2. Слабое понимание грамматических конструкций

3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

4. Низкий уровень развития образного мышления

5. Другие психологические причины

5. Испытывает затруднения при пересказывании текста

1. Несформированность умения планировать свои действия

2. Слабое развитие логического запоминания

3. Низкий уровень речевого развития

4. Низкий уровень развития образного мышления

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

6. Заниженная самооценка

7. Другие психологические причины

6. Неусидчив

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Индивидуально-типологические особенности личности

3. Низкий уровень развития волевой сферы

4. Другие психологические причины

7. Трудно понимает объяснение с первого раза

1. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Слабая концентрация внимания

3. Низкий уровень развития восприятия

4. Низкий уровень развития произвольности

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

6. Другие психологические причины

8. Постоянная грязь в тетради

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

2. Несформированность приемов учебной деятельности

3. Недостаточный объем внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Другие психологические причины

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения)

1. Низкий уровень развития механической памяти

2. Низкий уровень развития долговременной памяти

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

4. Низкий уровень развития произвольности

5. Слабая концентрация внимания

6. Несформированность приемов учебной деятельности

7. Другие психологические причины

10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

1. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Другие психологические причины

11. Постоянно забывает дома учебные предметы

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Другие психологические причины

12. Плохо списывает с доски

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Низкий уровень переключения внимания

4. Недостаточный объем внимания

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

6. Другие психологические причины

13. Домашнюю работу выполняет отменно,а в классе справляется плохо

1. Низкая скорость протекания психических процессов

2. Несформированность приемов учебной деятельности

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Другие психологические причины

14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности

5. Другие психологические причины

15. Постоянно переспрашивает учителя

1. Низкий уровень объема внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

3. Низкий уровень развития переключения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Низкий уровень развития произвольности

6. Несформированность умения принять учебную задачу

7. Другие психологические причины

16. Плохо ориентируется в тетради

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

4. Другие психологические причины

17. Поднимает руку, а при ответе молчит

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Заниженная самооценка

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Другие психологические причины

18. Опаздывает на уроки

1. Несформированность приемов самоконтроля

2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Возможные трудности в семье

5. Причины вторичной выгоды

6. Другие психологические причины

19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация учения — игровая

3. Индивидуально-типологические особенности личности

4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

5. Низкий уровень развития произвольности

6. Несформированность приемов учебной деятельности

7. Другие психологические причины

20. Испытывает страх перед опросом учителя

1. Заниженная самооценка

2. Возможные трудности в семье

3. Внутреннее стрессовое состояние

4. Индивидуально-типологические особенности личности

5. Другие психологические причины

21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация учения – игровая

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Несформированность приемов учебной деятельности

5. Другие психологические причины

22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время

1. Отсутствует учебная мотивация












Зачем ребенку нужен папа?

Чего не может женщина...

Одной из примет нашего времени давно стала феминизация, т. е. преобладание женщин во всех сферах, активно формирующих личность, и соответствующие последствия этого.

Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору...

Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах ("мужская решительность", "мужская прямота", "мужское великодушие" и пр.), может быть мужественнее многих мужчин...

Вспоминается, как начальник огромного техотдела одного завода "песочил" своих подчиненных: "Больше ста мужиков в отделе, а настоящий мужчина - один-единственный, да и то..." И он назвал имя женщины!

Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...

А между тем, как бы ни была мать достойна уважения своего сына, как бы ни радовался он тому, что похож на нее, все же идентифицировать себя он может только с мужчиной.

Присмотритесь к детям детсадовского возраста. Никто не говорит мальчику: ты должен подражать мужчинам или старшим мальчикам. Он сам безошибочно выбирает жесты и движения, присущие мужчинам. Еще совсем недавно малыш бросал свой мячик или камешки беспомощно, замахиваясь откуда-то из-за уха, как и все малыши. Но вот к концу лета, проведенного в общении с более старшим возрастом, этот же мальчуган, прежде чем бросить камешек, палочку, делает чисто мужской замах, отводя руку в сторону и перегибая к ней корпус. А девочка, его ровесница и подружка, по-прежнему замахивается из-за головы... Почему?

Почему маленький Олег копирует жесты своего деда, а не бабушки? Почему маленький Борис оскорбляется, когда слышит вполне дружелюбное обращение встречного сверстника, который не прочь завязать знакомство: "Эй, ты куда пошля?" После этого "пошля" Борис наотрез отказывается надевать пальтишко с капюшоном, обложенным бархатом, и успокаивается, когда капюшон отпарывают, заменив невзрачным воротником и "мужским" беретом...

Правда, в последние десятилетия форма одежды почти утратила атрибутику определенного пола, становясь все более "бесполой". Однако будущие мужчины требуют себе не юбку, не платье, а "штаны строченные", "джинсы с карманами". . . И как прежде, склонны оскорбляться, если их принимают за девочек. То есть срабатывает механизм однополой идентификации.
Птенцам певчих птиц нужно в определенное время их возраста услышать пение их взрослого соплеменника, иначе они так и не научатся петь.

Мальчику необходим контакт с мужчиной - в разные возрастные периоды, а лучше - постоянно. И не только для идентификации... И не только мальчику, но и девочке - тоже...

О связях "органических"

Мы очень мало знаем о тех видах органической зависимости одного человека от другого, которую пока еще не измеришь приборами, не обозначишь известными научными терминами. И все же эта органическая зависимость косвенно обнаруживает себя в условиях психоневрологической больницы.

Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью, нарушение которого служит причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже поэтому его психологическая зависимость от нее - органическая. (Когда мама выходит замуж за "чужого дядю", это часто воспринимается как посягательство постороннего на самую важную в жизни ребенка связь! Осуждение его поведения, упреки в эгоизме, прямое давление, принуждающее "принять" чужого дядю в отцы, - все это вызовет только отрицательное к нему отношение. Нужен особый такт, чтобы ребенок не почувствовал лишения жизненно важного тепла матери и ее внимания.

Подобная связь у ребенка бывает и с отцом - в том случае, если по каким-то причинам он вынужден заменить ему мать.

Но обычно отец воспринимается иначе. Уже став взрослыми, бывшие мальчики и девочки редко могут передать словами свои первые ощущения его близости. Но прежде всего - в норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение своей неуязвимости. Если мать - источник жизни и жизнетворного тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. Дети долго не могут отличить силу физическую от психической, но отлично чувствуют последнюю и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.

Старший - мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, от непонятного грома, от злой собаки, от "сорока разбойников", от "космических гангстеров", от соседского Петьки, от "чужих"... "Мой папа (или "мой старший брат", или "наш дядя Саша") ка-ак даст! Он самый сильный!

Те из наших пациентов, которые росли без отца и без старшего - мужчины, рассказывают (разными словами и в разных выражениях) о чувстве, которое одни называли завистью, другие - тоской, третьи - обездоленностью, а кто-то никак не называл, а рассказывал примерно так:

- Когда Генка при встрече опять начинал хвастать: "А мне папа конфет привез и еще ружье купит!" - я либо поворачивался и уходил, либо лез драться. Помню, не любил видеть Генку рядом с его отцом. А позднее не хотел заходить домой к тем, у кого есть отец. А вот был у нас пастух дед Андрей, жил один на краю деревни. К нему я ходил часто, но только один, без ребятишек...

Многие дети из тех, у кого не было близкого старшего - мужчины, в подростковый период обрастали острыми шипами преувеличенной склонности к самозащите без необходимости в ней. Обнаруживалась болезненная значимость защиты у всех, кто не получил ее в должной степени в раннем возрасте. И подростку отец тоже нужен как старший друг. Но уже не убежище, а скорее прибежище, источник самоуважения. До сих пор наши представления о функции старшего - мужчины в жизни подростка удручающе неверны, примитивны, убоги: "Острастка нужна...", "Дать бы ремня, да некому...", "У-у, безотцовщина проклятая, пропасти на вас нету, страху никакого, без мужиков растут..." До сих пор мы подменяем уважение страхом!

Страх в какой-то мере может - до поры до времени - сдерживать некоторые побуждения. Но на страхе ничего хорошего не может вырасти! Уважение - вот единственно благодатная почва, необходимое условие положительного влияния старшего на подростка, проводник его силы. И это уважение можно вызвать, заслужить, но невозможно выпросить, бесполезно требовать, вменять в обязанность. Заставить уважать силой тоже нельзя. Насилием уважение уничтожается. Холуйство лагерных "шестерок" - не в счет. Мы ведь хотим, чтобы наши дети обладали нормальным чувством человеческого достоинства. Значит, мужчина своим положением старшего обязан почаще смотреться в психологическое и нравственное зеркало: смогут ли дети уважать его? Что возьмут от него? Захочет ли его сын быть похожим на него?

Дети, которые ждут... Мы иногда видим на экране глаза детей, которые ждут: ждут, что за ними кто-то придет и возьмет к себе, ждут, что кто-то их позовет... Ждут не только детдомовцы. Вглядитесь в лица детей и младших подростков - в транспорте, в очередях, просто на улице. Есть лица, которые сразу выделяются этой печатью ожидания. Вот оно только что жило самостоятельно, независимо от вас, поглощенное своими заботами. И вдруг, почувствовав ваш взгляд, оно как будто просыпается, и со дна его глаз вырастает неосознанный их хозяином вопрос "...Ты? Это ты?"

Возможно, этот вопрос вспыхивал когда-то и в вашей душе. Может быть, и у вас до сих пор не отпущена туго натянутая струна ожидания старшего друга, учителя... Пусть недолгой была бы встреча, но она жизненно необходима. Неутоленная жажда, потребность в старшем друге - почти как открытая рана на всю жизнь... Но не поддавайтесь первому, ничем не обеспеченному порыву, никогда не обещайте детям то, чего не сможете дать! Трудно в двух словах сказать об уроне, который терпит неокрепшая детская душа, наткнувшись на наши безответственные обещания, за которыми ничего нет!

Вы спешите по своим делам, среди которых так много места занимают книга, приятельская встреча, футбол, рыбалка, пара пива... Вы проходите мимо мальчишки, который провожает вас взглядом... Чужой? Какое имеет значение, чей он сын! Чужих детей нет. Если он обернулся к вам - ответьте ему дружески, дайте ему хотя бы то немногое, что можете, что вам ничего не стоит: дружеский привет, ласковое прикосновение! Толпа притиснула к вам в транспорте ребенка - оградите его, и пусть из вашей ладони войдет в него добрая сила!

"Я сам", стремление к автономии - это одно. "Ты мне нужен, старший друг" - это другое. Оно редко находит у младшего словесное выражение, но это так! И между первым и вторым нет противоречия. Друг не мешает, а помогает этому "я сам"...

И когда младшие отворачиваются и уходят от нас, защищая свою автономию, шумно протестуют против всего, что исходит от нас, это значит, что мы пожинаем плоды нашего бездумного к ним отношения и, возможно, нашего предательства. Если ближайший старший не хочет научиться быть другом младшему, не хочет понять его насущные психологические нужды, он уже предает его...

Мне очень мешает, что я уже не молода, что я всего лишь женщина, вечно перегруженная чужими бедами. И все же иногда я останавливаю подростков. От незнакомых в ответ на мое "здравствуйте" можно услышать и такое: "А мы здороваемся только со знакомыми!" И затем, горделиво отворачиваясь или уходя: "А с незнакомыми мы не здороваемся!" Но эти же подростки, услышав мое "здравствуйте" второй раз, проявляют любопытство и не спешат уходить... С ними редко кто говорит уважительно и как с равными... У них нет опыта беседы о серьезных вещах, а ведь у них есть свои соображения о многих сторонах нашей жизни! Иногда эти слоняющиеся из подъезда в подъезд юноши напоминают пустые сосуды, которые ждут, когда их наполнят. Некоторые уже не верят, что их кто-то позовет. Да если и позовут - куда?

Мужчины, идите к детям - к своим и чужим, к детям любого возраста! Вы очень нужны им!

Знала я одного учителя-математика, который работал до глубокой старости. Где-то уже на исходе девятого десятка лет он оставил школьные классы. Но взял на себя роль дедушки в ближайшем детском саду. Он готовился к каждой встрече, репетировал, собираясь "сказывать сказку", подбирал картинки к ней. Казалось бы, ветхий дед - кому такой нужен? Нужен!! Детишки очень любили его и ждали: "А когда наш дедушка придет?" Дети - маленькие и большие - ждут вас, даже не отдавая себе отчета. Ждут и те, у кого есть родные отцы. Трудно сказать, кто больше обездолен: те, кто своего отца никогда не знал, или те дети, которые прошли через отвращение, презрение и ненависть к родному отцу... Как нужно, чтобы кто-то из вас, мужчины, пришел на помощь такому. Таким... Может, один из них где-то поблизости. Станьте хоть на время рядом с ним. Пусть вы останетесь воспоминанием, но войдите в него светлой силой, иначе он может не состояться как человек... Особенности воспитания ребенка мамой и папой

Мама в жизни ребенка - это сама природа, то, что питает, защищает, учит сосуществовать со всем вокруг в гармонии, ненасилии. Учит терпению, своевременности, приятию изменений и стимулирует гармоничные изменения в характере и организме малыша. Если необходима в чем-либо регулярность, то органичнее мамы следить за этим и обучать ребенка никто не сможет. Это касается навыков гигиены, самообслуживания, самостоятельности и т.п., в общем, всего того, что позволяет адаптироваться в мире. Функция адаптации - это женская энергия! И по большому счету именно это и есть суть материнства. Если у вашего ребенка проблемы с окружающим миром, со сверстниками, общением, доверием, следованию своду законов, навязываемых окружающим миром, то это проблемы МАМЫ ! И никто не сможет заменить ее, никакие суррогаты в виде воспитателей, учителей, психологов и психотерапевтов.

А вот папа - это энергия действия, познания, завоевания! Только мужская энергия способна научить познавать, стремиться к достижению чего-либо, преодолевать себя и свои возможности, а также жизненные препятствия на пути к цели! Сопротивляться, стоять на своем твердо, без каприз и эмоций - это тоже очень важное умение, в жизни сто раз пригодится! И именно папина задача научить этому.

Приведу пример, насколько различны потребности ребенка в папе и маме в почти идентичной ситуации...: Конфликт между вашим ребенком и другим старше или сильнее.... 1) Прибегает к маме, жалуется. Просит защиты или совета как поступить, чтобы конфликт свести на нет. И защита, которую он просит - абсолютна! Закрой меня, спрячь! Сделай так, чтобы такого больше не было 2) Во время конфликта ребенок бросает подобную фразу - "А я скажу своему папе, и он тебе покажет !!!" Прибегает к отцу за поддержкой! То есть папа - соратник, боец, который вместе пойдет в бой и поможет отстоять свою точку зрения. Папа научит сопротивляться и побеждать!

Проблемы с иммунитетом, с учебой, с агрессивностью, недостаточной активностью - это проблемы с ПАПОЙ. Нехватка или искаженное участие отца.

Кто может заменить - другой мужчина, но из тех, кому вы полностью доверяете. Дедушка, дядя, тренер, учитель, старший братишка - тот, кто готов взять на себя эту роль!

Может, конечно, попытаться и мама, но не со 100% успехом, всё равно женская энергия - это не то .....

Часто мужчины говорят - "я не знаю, что с ним делать...", "я не могу быть строгим и настойчивым...." Отвечу советом - заведите общее дело, и, пусть ребенок будет активным участником и помощником! Дети вообще с удовольствием помогают отцам в любом деле, но в последнее время, когда папы, в основном, заняты компьютерами, телевизором и пивом, им бессмысленно в этом помогать, очень скучно! Если у папы с малышом будет общее дело (мастерить скворечники, чинить поломанное, выжигание, конструирование корабликов или самолетов с необходимостью клеить и работать с каким-либо инструментом), то папе придется быть требовательным, настойчивым, и, вообще, здесь проявится весь комплекс эмоций и отношений с ребенком, которые ему необходимы!

Очень часто встречается, что мамы сами не дают папам активно участвовать в воспитании малыша. Они им попросту не доверяют! Ну, конечно, ведь папы всё делают не так! Папы всё делают правильно, просто иначе, чем мы. Они не приходят занять наше место и играть в маму! Если вам нужна замена женского влияния и способа подхода, пригласите няню или бабушку на время вашего отсутствия. Не заставляйте пап подражать вам во всём. Научитесь доверять! И поменьше беспокойства – это очень вредно вашему малышу. Приведу здесь отрывок из книги "ЭКОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА. Первый год" М.В. Трунова и Л.М. Китаева:

"Ваш ребенок становится жертвой страхов и волнений. За него постоянно волнуются. Мама, папа, особенно бабушка. Сейчас даже само материнское чувство связывается с волнением и беспокойством. Представьте себе мать, не волнующуюся за своего ребенка. Да разве это мать!

Страхи, окутывающие малыша, становятся его собственными страхами. Он не умеет не доверять. Он любит, а значит доверяет, верит в то, что думают о нем. И эти страхи обращаются в реальность. А что родители, бабушки и дедушки? Представьте себе человека, чьи опасения оправдались. Значит, он был прав, значит, он умеет предвидеть. И начинают предвидеться еще более страшные вещи…

Как трудно поверить, что наши мысли и страхи могут так легко стать реальностью. Вот классический пример. Ребенок начинает ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги, новые ощущения переполняют его, он шагает все быстрее и быстрее, все дальше и дальше от мамы. Что думает мама, если ребенок достаточно далеко? Она думает: ”Сейчас упадёт!” Что делает ребенок? Конечно, падает. Думайте, что он слабый и неприспособленный, и он таким будет. Думайте, что он может заболеть, – и он обязательно заболеет. Мы уже говорили, что младенец – существо чрезвычайно сильное. Да, ему действительно нелегко после рождения, все его силы мобилизуются на первостепенную задачу – выжить. Но природа прекрасно его защитила, снабдив такими внутренними ресурсами, о которых взрослый и не помышляет.И все же он уязвим. Уязвим до удивления просто. Те его тонкие психические структуры, благодаря которым он является существом человеческим, новые в эволюционном отношении, природа защитить еще не успела. Для этого есть мать и отец. Для этого есть семья. А если такая защита вообще не предусмотрена? Как он может чему-то научиться от нас, будь он ”вещью в себе”, обладай он этой защитой? Ведь ему расти и жить среди людей. Как губка впитывает он все, что происходит вокруг. А что же вокруг него происходит? Суета, волнения, страхи, беспокойства. А если еще в семье конфликты? ”…В первый год жизни ребенка психическое состояние матери влияет на состояние малыша. Излишние ее волнения, связанные, например, с трудностями в отношениях с мужем и его родителями, чрезмерная озабоченность только усиливают беспокойство ребенка”. Типичный пример. Утром ребенок спокойно спит в своей комнате, родители же на кухне принимаются бурно выяснять отношения. Отец в расстроенных чувствах уходит на работу, мать в волнениях принимается за будничные дела. Вечером они помирятся. А ребенок? Ночью у него вдруг обнаруживается высокая температура. Он горячий, тяжело дышит. Прибывший врач, затрудняясь поставить диагноз, подозревает воспаление легких, хотя делает это из-за перестраховки. Ребенка забирают в больницу, а через 2–3 дня выписывают за неподтверждением диагноза. Но он уже успел получить большую дозу антибиотиков. Он ослаблен, флора его кишечника нарушена. Начинаются новые проблемы. Но разве есть такой диагноз – конфликт между родителями? Другой пример. Поздравить родителей с рождением малыша и полюбоваться новорожденным приезжают родственники. А затем опять температура, плач до утра, бессонная для матери ночь с неунимающимся ребенком на руках. И, может быть, опять врач. Не разве есть такой диагноз – волнение бабушки? А что будет, если постоянно волнующаяся бабушка живет в той же квартире? А волноваться и переживать, как известно, бабушки умеют…"

Подытоживая скажу!

Только папа может научить учиться, бороться и побеждать, встать стеной на защиту своих интересов, интересов и безопасности других людей, быстро принимать решения, достигать поставленной цели.

Мама - учит терпению, неконфликтности, приспосабливаемости, общению, гармонии.

Мамы - старайтесь не конфликтовать с детьми! Ребенок воспринимает это как стихийное бедствие (цунами, землетрясение, торнадо), ни к чему конструктивному это не приводит, только к возникновению психосоматических заболеваний и неврозов.



Трудности школьников при переходе в 5-й класс и пути их преодоления

При переходе из начального звена в среднее учителям, родителям, пятиклассникам предстоит пройти сложный период– им нужно привыкнуть, приспособиться к друг другу, другими словами адаптироваться.

На протяжении своей жизни человек переживает период адаптации несколько раз, и каждый раз испытывает огромные переживания. Результатом адаптации является продукт сложных взаимодействий человека с внешней средой. Каким будет этот продукт для пятиклассника, во многом будет зависеть от родителей, педагогов и классного руководителя.

Считается, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В своём выступлении я остановлюсь на том, как строю свою работу по преодолению трудностей адаптации пятиклассниками как классный руководитель.

Прежде чем строить какую– либо работу по преодолению трудностей адаптации мне, как классному руководителю нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников. Назову некоторые.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Я обратила внимание на то, что хотя около 70 % пятиклассников отмечают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.

Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности.

Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.

У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.

Этапы организации деятельности классного руководителя.

1 этап – подготовительный

Как классному руководителю мне необходимо знать, кто мои будущие пятиклассники. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучаются в 4 классе. Я узнаю о них по рассказам учителя начальных классов, по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. Чтобы их узнать лучше, провожу несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, анализирую документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристика). Перед началом учебного года у меня уже есть определённая картина.

2 этап –основной. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации.

3 этап– заключительный, здесь соотносятся цели и задачи с результатами работы.

Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается.

Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу:

  1. Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность.

  2. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать.Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки;

  3. Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры;

  4. Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”;

  5. Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми;

  6. Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”.

Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:

• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.

  • Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.

  • Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.

  • Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

  • Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”, “ходить в школьной форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку – нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.. Количество таких "мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

  • Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

  • Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность. 

  • Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.

  • Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…

Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.

Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.

Как классному руководителю мне необходимо помочь каждому пятикласснику прожить критический период.

Для этого необходимо:

  1. Установить тесное сотрудничество с учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования.

  2. Установить контакт с семьёй.

  3. Содействовать реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.

  4. Создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классном коллективе.

  5. Вовлекать учащихся в активную внеклассную деятельность.

  6. Проводить диагностическую работу.

По сути, это направления моей работы как классного руководителя.

Что делаю по каждому из этих направлений.

Работа с родителями.

Как классный руководитель работу с пятым классом начинаю со знакомства с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.

Пути и средства привлечения родителей к совместной работе:

  • изучение запросов родителей по интересующим их темам;

  • разработать темы и представить их родителям, т.е. по каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся (Как приучить ребёнка к самостоятельности? Почему у пятиклассников пропадает интерес к учёбе? Как повысить самооценку ребёнка? Почему ребёнок стал неуспевающим?)

  • проведение родительских собраний “Ваш ребёнок – пятиклассник”,

  • организация встреч родителей о встречах с учителями – предметниками и специалистами психологической службы;

  • организация индивидуальных встреч с родителями для консультации по различным вопросам.

Работа с учителями – предметниками.

  • организация консультаций, бесед по различным вопросам ( посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)

  • посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся

  • согласование общих требований

например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;

  • не перебивать учителя, ни ученика;

  • поднятая рука – сигнал о вопросе, ответе;

б) организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;

  • соблюдение правил оформления тетрадей

в) отношения между детьми, между учителем и ребёнком.

Создание доброжелательной атмосферы взаимоотношений в классном коллективе.

Подразумевается

  • создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе ( доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить);

  • недопустимость критики в адрес ребёнка в присутствии других людей (учителей, сверстников);

  • поощрение, похвала ребёнка не только за учебные успехи;

  • установление определённых норм взаимоотношений с взрослыми, одноклассниками.

Используются формы общения:

  • Индивидуальные и групповые консультации (вопросы консультирования: взаимоотношения с новыми учителями и их требованиями, режим дня – умение правильно рассчитать время на подготовку домашнего задания и отдыха, как готовить домашнее задание, ошибки в организации своего времени);

  • Экскурсии, походы;

  • Классные часы

  • Беседы, диспуты.

Вовлечение учащихся в активную внеклассную работу.

  • подготовка общешкольных мероприятий;

  • организация внутриклассных мероприятий;

  • выполнение поручений в классе.

Перечень не может быть солидным, поскольку решается лишь конкретная задача: адаптация ученика, а не все задачи воспитательного процесса.

Содействие реализации возможностей ребёнка.

  • грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей;

  • отслеживание успеваемости каждого ребёнка (в сравнении с учёбой в начальной школе, в предыдущей четверти), анализ причин возникающих трудностей, прогнозирование возможных будущих проблем и поиск путей их решения;

  • организация классного самоуправления.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый высказал сначала своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. Обязанности были строго распределены. В классе все ребята охвачены поручениями с учётом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы, деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течении первых трёх четвертей 5 класса, стало функционировать лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

1. В течение первой недели учебного года проводится экскурсия по школе чтобы показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Классный руководитель составляет список правил для дежурных и знакомит с ним всех учащихся.

5. Беседа с детьми о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и выставления оценок; рассказать детям о требованиях к ведению дневника.

6. Обеспечить каждого ребёнка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников.

7. В первые дни учебного года проводится классные часы, снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

8. Обучение школьников приёмам овладения своим волнением.

9. Перестройка самооценки, мотивации.

Любой результат должен быть увиден и измерен.

Измерителями работы классного руководителя по преодолению пятиклассниками трудностей адаптационного периода являются:

  • Динамика успеваемости

  • Отсутствие или наличие конфликтов в классе

  • Занятость детей, активность во внеурочной деятельности

  • Участие родителей в жизни коллектива

  • Снижение тревожности у учащихся

  • Комфортность пребывания ученика в школе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!