СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь подростку в психологически трудной ситуации. Готовимся к сдаче ЕГЭ.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзамен - это всегда стресс и не только для самого выпускника, но и для взрослых, сопровождвющих его в этом трудном путьешествии. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность  ребенка в сдаче единого государственного экзамена.

Как поддержать выпускника?

Просмотр содержимого документа
«Как помочь подростку в психологически трудной ситуации. Готовимся к сдаче ЕГЭ.»

Готовимся к экзаменам  Как помочь подростку в психологически трудной ситуации педагог– психолог Высшей категории ГБОУ СОШ №332 СВОУО г. Москвы Розонова Елена Николаевна 2013

Готовимся к экзаменам Как помочь подростку в психологически трудной ситуации

педагог– психолог

Высшей категории

ГБОУ СОШ №332 СВОУО г. Москвы

Розонова Елена Николаевна

2013

Стресс – неспецифическая реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз. Тревожность   - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Стресс – неспецифическая реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз.

Тревожность   - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

 Ситуации, в которых человек  более уязвим:   Игнорирование ситуации опасности. Переоценивает себя, свои силы, возможности на интеллектуальном уровне. Потеря контроля над собой, над ситуацией. Контроль за тем, что не подвластно. Расхождение деятельности с личными предпочтениями.

Ситуации, в которых человек более уязвим:

  • Игнорирование ситуации опасности.
  • Переоценивает себя, свои силы,

возможности на интеллектуальном уровне.

  • Потеря контроля над собой, над ситуацией.
  • Контроль за тем, что не подвластно.
  • Расхождение деятельности с личными предпочтениями.
Профилактика стрессов Когнитивная помощь – проанализировать ситуацию. Аффективная - релаксация на телесном, эмоциональном, психологическом уровне. Поведенческая - знание межпозиционных отношений. Самоисследования. Кто Я? Спринтер или стайер? Знание своих физических и эмоциональных особенностей.

Профилактика стрессов

  • Когнитивная помощь – проанализировать ситуацию.
  • Аффективная - релаксация на телесном,

эмоциональном, психологическом уровне.

  • Поведенческая - знание межпозиционных отношений.
  • Самоисследования. Кто Я? Спринтер или стайер?

Знание своих физических и эмоциональных особенностей.

Учет личностных особенностей учащихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ)

Личностные особенности

учащихся

Сложности

Инфантильные

Стратегия поддержки

  • отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов деятельности;
  • не могут сосредоточиться;
  • не обладают сформированной познавательной мотивацией;
  • для них характерен внешний локус контроля.
  • трудно заставить себя готовиться к экзамену.;
  • свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности;
  • испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности;
  • отсутствует системность мышления.

Тревожные

  • алгоритм подготовки в виде схем;
  • начинать с трудного, потом переходить к знакомому;
  • разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги;
  • регламент времени.
  • учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением;
  • склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную;
  • тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде;
  • часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное.
  • ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная;
  • трудно контролировать свое эмоциональное состояние;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Неуверенные

  • создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе;
  • создание ситуации успеха, поощрение, поддержка;
  • познакомить их с процедурой ЕГЭ;
  • беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.
  • не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей
  • не могут самостоятельно проверить качество своей работы;
  • подолгу не могут приступить к выполнению задания .
  • испытывают затруднения во время любого экзамена;
  • при сдаче ЕГЭ испытывают дополнительные сложности, т.к. имеет место самостоятельный выбор стратегии деятельности.
  • положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора;
  • необходимо поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха.

Учет личностных особенностей учащихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ)

Личностные особенности

Сложности

Перфекционисты

учащихся

Стратегия поддержки

и «отличники»

  • ЕГЭ для данной категории детей – это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее – враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно
  • испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку;
  • трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

  • высокая ответственность, организованность, исполнительность.
  • чувствительны к похвале, любой оценке своей деятельности;
  • характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
  • скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным».
  • научить их планировать работу по времени;
  • во время проведения пробного экзамена помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.
  • низкий уровень произвольности;
  • общий уровень организации деятельности очень низкий;
  • неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности;
  • могут часто отвлекаться.
  • при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.
  • научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел);
  • составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Учет личностных особенностей учащихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ)

Личностные особенности

Сложности

учащихся

Астеничные

  • высокая утомляемость, истощаемость;
  • быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

Стратегия поддержки

  • высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Гипертимные

  • оптимальный режим подготовки;
  • необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать;
  • поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов;
  • требуется несколько перерывов.

  • быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму;
  • высокий темп деятельности;
  • склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
  • испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности.
  • процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей.

Застревающие

  • необходимо развивать функцию контроля, навыки самопроверки;
  • самостоятельно проверить результаты выполнения задания.
  • во время проведения пробного экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля.
  • низкая подвижность, лабильность психических функций;
  • с трудом переключаются с одного задания на другое;
  • основательны и зачастую медлительны.
  • процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

  • научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел)
  • составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯ

  • М:
  •        Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?
  •        Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.
  •        Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать».
  •        Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
  • ·    Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • ·    Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • ·    Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
  • Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:   1.Опираться на сильные стороны ребенка; 2.Избегать подчеркивания промахов ребенка; 3.Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах; 4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; 5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи; 6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:

  • 1.Опираться на сильные стороны ребенка;
  • 2.Избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • 3.Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;
  • 4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
  • 5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
  • 6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания
Рекомендации учащимся в период подготовки к экзаменам:   Регулярно заниматься спортом, физической нагрузкой; Чередовать умственную работу и отдых; Организовать продолжительный сон; Распределять рабочее время; Отказаться от перфекционизма; Воспринимать неудачи и трудности с улыбкой

Рекомендации учащимся в период подготовки к экзаменам:

  • Регулярно заниматься спортом, физической нагрузкой;
  • Чередовать умственную работу и отдых;
  • Организовать продолжительный сон;
  • Распределять рабочее время;
  • Отказаться от перфекционизма;
  • Воспринимать неудачи и трудности с улыбкой
 Питание Витамины группы В: мясо, рыба, пророщенные зёрна пшеницы, темно зеленые овощи. Время между приемами пищи не должно превышать 5-ти часов. Увеличить количество раз приема пищи, но уменьшить объем. Исключить из рациона чай, кофе заменить на травяные отвары, соки, фруктовые и ягодные компоты. Отказаться от традиционного сладкого. Ввести в рацион глюкозу и фруктозу. Запах любимого вещества, еда, духи, ароматические палочки, подушечки и т.д.

Питание

  • Витамины группы В: мясо, рыба,

пророщенные зёрна пшеницы, темно зеленые овощи.

Время между приемами пищи не должно превышать 5-ти часов.

  • Увеличить количество раз приема пищи, но уменьшить объем.
  • Исключить из рациона чай, кофе заменить на травяные отвары, соки, фруктовые и ягодные компоты.
  • Отказаться от традиционного сладкого. Ввести в рацион глюкозу и фруктозу.
  • Запах любимого вещества, еда, духи, ароматические палочки, подушечки и т.д.
Физическая релаксация:    Напряжение – расслабление всех групп мышц последовательно от ног до головы и лица.  Регулирование дыхания.  Следить за сном  Следить и регулировать аппетит

Физическая релаксация:

  • Напряжение – расслабление всех групп мышц последовательно от ног до головы и лица.

  • Регулирование дыхания.

  • Следить за сном

  • Следить и регулировать аппетит
 Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяя более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяя более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

МЕТОДИКА  «ГИМНАСТИКА ГЕРМЕСА» [2]  Методика предназначена для восстановления эмоционального равновесия и работоспособности, активизации внутренних резервов организма, улучшения общего самочувствия организма. Может выполняться в группе и индивидуально. Может выполняться на фоне соответствующей спокойной музыки или в тишине.  [2] http://azps.ru/training

МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА ГЕРМЕСА» [2]

Методика предназначена для восстановления эмоционального равновесия и работоспособности, активизации внутренних резервов организма, улучшения общего самочувствия организма.

Может выполняться в группе и индивидуально.

Может выполняться на фоне соответствующей спокойной музыки или в тишине.

[2] http://azps.ru/training

1. Сделайте вдох носом продолжительностью 4 секунды, энергично, но плавно, как бы накачивая воздух. Руки во время вдоха разведите в стороны до уровня плеч, корпус отведите назад. К концу вдоха максимально напрягите все мышцы, а руки отведите за спину. 2. Задержите дыхание и оставайтесь в такой позе 4 секунды. 3. Выдохните воздух через рот в течение 4 секунд, плавно, слегка наклонив туловище вперед и возвращая руки в исходное положение. Тело расслаблено, дыхание свободное. Задержка в позе – 4 секунды. 4. Повторите упражнение. Постепенно доводите каждую фазу дыхания до периода в 6 секунд. Упражнение выполняется в течение 5 минут. На выдохе должно возникнуть ощущение, как энергия разливается по всем частям тела и при задержке дыхания на выдохе наступает полнейшее расслабление.

1. Сделайте вдох носом продолжительностью 4 секунды, энергично, но плавно, как бы накачивая воздух. Руки во время вдоха разведите в стороны до уровня плеч, корпус отведите назад. К концу вдоха максимально напрягите все мышцы, а руки отведите за спину.

2. Задержите дыхание и оставайтесь в такой позе 4 секунды.

3. Выдохните воздух через рот в течение 4 секунд, плавно, слегка наклонив туловище вперед и возвращая руки в исходное положение. Тело расслаблено, дыхание свободное. Задержка в позе – 4 секунды.

4. Повторите упражнение. Постепенно доводите каждую фазу дыхания до периода в 6 секунд. Упражнение выполняется в течение 5 минут.

На выдохе должно возникнуть ощущение, как энергия разливается по всем частям тела и при задержке дыхания на выдохе наступает полнейшее расслабление.

Слон.  Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой. Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма

Слон.

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма "интеллект-тело", улучшает концентрацию внимания.

Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга.

Горизонтальная восьмёрка.  Вначале нарисуйте на доске или большом плакате горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности) Потренируйтесь рисовать восьмёрку в воздухе. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на левое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Левой рукой захватите нижнюю часть голени правой ноги, а за её стопу возьмитесь правой рукой, рот полуоткрыт, язык на нёбе, глаза закрыты. Сделать вдох носом на счёт

Горизонтальная восьмёрка.

Вначале нарисуйте на доске или большом плакате горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности) Потренируйтесь рисовать восьмёрку в воздухе. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на левое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Левой рукой захватите нижнюю часть голени правой ноги, а за её стопу возьмитесь правой рукой, рот полуоткрыт, язык на нёбе, глаза закрыты. Сделать вдох носом на счёт "1-2-3-4" и представьте кольцо восьмёрки, идущее сверху вправо и вниз, а на выдохе кольцо, идущее снизу влево и вверх (счёт "5-6-7-8"). В дальнейшем эта восьмёрка с уровня представления должна перерасти в чёткую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Если даже просто посидеть в этой перекрёстной позе несколько минут то произойдёт гармонизация эмоционального состояния, спокойствие постепенно охватит тело и душу. Хорошо выполнять его для снятия стресса и перед сном.

Перекрёстная марионетка (для правого полушария). Упражнение выполняется стоя. На счёт

Перекрёстная марионетка (для правого полушария).

Упражнение выполняется стоя. На счёт "1-2-3-4-5-6-7" медленно и равномерно поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте усилие для ноги в три шага:

Первый шаг: лёгкое усилие мышцы ноги – 7 сек.

Второй шаг: сильное усиление – 7 сек.

Третий шаг: доминирующее опускание ноги – 7 сек. Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опереться или держать её, отставив в сторону и, согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

Перекрёстная марионетка (для левого полушария).

Выполняется как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги .

Односторонняя марионетка. Выполняется стоя. Медленно на счёт

Односторонняя марионетка.

Выполняется стоя. Медленно на счёт "1-2-3-4-5-6-7"

Поднимается правая нога, усиление в три шага создаётся тоже правой ногой. Спина прямая. Дети повторяют 3 раза, взрослые – 8 раз.

Крюки.  Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в

Крюки.

Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в "замок" и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает нервы. Это сложное перекрёстное движение активизирует моторные и сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твёрдым нёбом. Т.о. достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

 Интервью для родителей: 1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?  2. Какая часть вызвала особый интерес?  3. Ваши пожелания на будущее.

Интервью для родителей:

1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча? 2. Какая часть вызвала особый интерес? 3. Ваши пожелания на будущее.

Интернет-источники упражнений для снятия стресса и тревожности: trepsy.net – коррекционные, психодиагностические и психотехнические упражнения; azps.ru – тесты, статьи, тренинговые упражнения, словари и хрестоматии; psy-files.ru – сборник психологических тестов, методик, тренинговых упражнений, статьи;

Интернет-источники упражнений для снятия стресса и тревожности:

  • trepsy.net – коррекционные, психодиагностические и психотехнические упражнения;
  • azps.ru – тесты, статьи, тренинговые упражнения, словари и хрестоматии;
  • psy-files.ru – сборник психологических тестов, методик, тренинговых упражнений, статьи;
Список литературы:  ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил. Захаров А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с. Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.

Список литературы:

  • ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.
  • Захаров А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.
  • Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.
  • Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
Стребенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену // газета
  • Стребенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену // газета "Школьный психолог", 2003, №29.
  • Чибисова М.Ю . ЕГЭ: психологическая подготовка М., Генезис., 2004.
  • Чеботарева Е.В. Как психологически подготовиться к сдаче выпускных экзаменов // газета Школьный психолог, 2006, №6.
  • http://psy.1september.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!