Урок окружающего мира, 1 кл.
Тема: «Как зимой помочь птицам?»
Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Тип урока по целеполаганию: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):
Личностные универсальные учебные действия (далее УУД): формирование интереса к изучению родной природы; понимание важности заботы о зимующих птицах; повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.
2) Правильно подбирать корм для птиц.
3) Уметь изготовить простейшую кормушку.
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
— перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
— наблюдать и делать выводы;
— знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
— работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Технологии: системно-деятельностное обучение;
ИКТ:
*аудиозаписи, видеозаписи;
*компьютерная презентация.
Методы обучения:
По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Парная
Групповая
Система контроля:
Контроль учителя
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Оборудование: презентация «Покормите птиц зимой», учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Ход урока.
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Все вы правильно садитесь
И работать не ленитесь.
- Ребята, как вы уже заметили, на нашем уроке присутствуют гости. Обернитесь, посмотрите на них еще раз, подарите им свои улыбки, а они подарят вам свои. И от этих улыбок в нашем классе станет светло и тепло.
II. Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите в окно. Какое время года сейчас ? Почему?
-Какие зимние месяцы вы знаете?
- А какой сейчас месяц на дворе?
- Какое сегодня число ? Какой день недели ?
-Какая сегодня погода , что вы наблюдаете ?
III. Постановка учебной задачи .
- Молодцы, ребята, все правильно. А вы согласны, что зима – прекрасное время года? А почему?
( Только зимой мы можем кататься на лыжах, коньках, играть в снежки, лепить различные снежные фигуры, крепости. Вместе с родителями зимой можно сделать снежную горку и кататься с нее на санках сколько хочешь. )
- А еще можно отправиться на прогулку. Именно это мы и сделаем.
Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.
(Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку.)
СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые.
Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.
-Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)
-Вспомните, кого называют птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями). ( Слайд 4)
- А какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)
- Что необходимо для жизни птицам? (Пища, вода, воздух, свет, тепло).
-В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? ( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом).
- Ребята, а все ли птицы зимуют рядом с нами? Как называют птиц, которые не улетают на зиму в теплые края? ( Зимующие).
- Правильно, ребята, зимующие птицы очень отважные. В честь них 15 января – в самой середине зимы отмечается Всероссийский день зимующих птиц. В это время обычно начинаются продолжительные 30- градусные морозы, которые наносят сильный урон птицам. Многие из них погибают, в лесах становится довольно пусто.
Читает стихотворение ученик:
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку-
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышек,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
- О чем это стихотворение? (О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.)
-С утра до вечера ищут птицы себе пропитание, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
- Значит о чем сегодня мы поговорим? ( О птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).
- Правильно. Откройте учебники и прочитайте тему урока на стр.74.
-Какую цель мы поставим перед собой ?
- Прочитайте то, что нам подсказывает Муравьишка – вопросик. (дети читают задачи урока по учебнику).
IV. Открытие новых знаний
- Ребята, существует такая наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами изучить информацию о зимующих птицах и узнать, что же происходит с ними зимой.
- Ребята, вспомните (по своим наблюдениям), какие птицы зимуют в наших краях (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, галка, клёст, поползень). Давайте рассмотрим птиц на слайдах и в учебнике на стр. 74.
- Подумайте, по каким признакам этих птиц можно узнать (разнообразные окраски и оттенки).
-К сегодняшнему уроку некоторые из вас приготовили мини - сообщения о зимующих птицах ( 4 чел.)
- О какой птице нам будут рассказывать юные орнитологи, мы узнаем
поиграв в игру « Отгадай птицу».(Учитель читает загадку, дети отгадывают).
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок.
Чик - чирик ! Не робей
Я бывалый ... .( Воробей)
(1 ученик выходит к доске и рассказывает о воробье. Дети оценивают его выступление с помощью светофора)
Воробей – это маленькая шустрая птичка. Длина тела до 16 сантиметров. Весит она до 35 грамм. Живут воробьи недолго – от 1 до 2 лет. Но встречаются и долгожители. Известны факты, когда воробьи доживали до 11 лет. Всего на земле обитает до 1 миллиарда воробьёв.
Перья у воробьев сверху коричневые с чёрными пятнами, снизу белые и серые. Зимой из – за холода, воробьи мало чирикают, больше молчат, собираются стайками. Живут в парках, садах, около жилья человека. Питаются личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и пищевыми отходами.
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. Поползень.
2 ученик:
Поползень – небольшая птица, размером с воробья. Оперение густое, пушистое. Спинка -голубовато-серого цвета, брюшко рыжее. Поползень очень подвижная и энергичная птица. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она очень быстро ползает по деревьям вверх и вниз. Обитает в лесах, но можно встретить в садах и парках.
Поползни едят всё: семена различных деревьев, зерновые культуры и даже отходы. Поползень начинает готовить запасы к зиме заранее. В его гнезде можно обнаружить до 2 килограммов корма. Своё потомство поползни выводят в дуплах, занимая под это старые жилища дятлов, или находят никем не занятые дупла.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой-
Всё равно он будет мой! Дятел.
3 ученик:
Дятлы - это среднего размера птицы, длина до 27 сантиметров, масса тела до 100 грамм. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из - под коры деревьев. Клюв длинный, прямой. В качестве опоры на дереве дятел использует хвост. Хвостом он как бы держится за дерево. У всех дятлов чёрно – белые перья. На голове перья красные, как будто шапочка. Дятел прекрасно летает и громко кричит. Обитает в лесах и парках.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Снегирь
4 ученик:
Снегирь чуть больше воробья. Голова, крылья и хвост чёрные, брюшко и бока – красные. Живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами разных деревьев, но особенно любит рябину. Снегирь – птица доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Снегири любят собираться стайками по 8-10 птичек. В лютый мороз они сидят на деревьях почти неподвижно – сорвут ягоду и замирают.
А знаете, почему эту птичку так назвали - снегирь? Потому что она прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица
5 ученик:
Синица - подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина тела синицы 13—17 сантиметров.
Весит синица до 21 грамма. Перья у синицы ярко-жёлтые. А на брюшке – чёрные, как будто галстук одет. На голове перья черные, как будто шапочка.
Эта птичка – невеличка за сутки может съесть полтысячи личинок насекомых и гусениц. Из- за такой прожорливости она стала главным защитником полей и огородов. Люди это заметили и стали охранять синиц. Даже 12 ноября в России отмечают Синичкин день.
Зимой синица охотно поедает семена ели, сосны и других растений. Часто прилетает на балконы и расклёвывает завёрнутые в бумагу продукты. Любит несолёное сало. Живут синицы в парках, садах, около жилья человека .
- А вот еще две загадки.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … . Свиристели.
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт? Клест.
- Правильно. Птички эти – свиристель и клёст . А вот узнать о них интересную информацию вы сможете, если поработаете в группах. Вспомните как мы работаем в группе ( вместе, дружно, можно разговаривать, обсуждать, но только тихо).
Ваша задача – выбрать в группе одного человека, который, по вашему мнению, читает лучше всех. Он прочитает текст. Вы выслушаете, обсудите в группе то, о чем говорится в тексте , попытаетесь запомнить самое интересное и вместе рассказать о данной птичке другой группе.
(Учащиеся по группам получают тексты о птицах и работают в группах)
Свиристель – это птица среднего размера. Её длина до 23 сантиметров. Весит она около 60 граммов. На голове большой хохолок. Перья у свиристели розовато – серые , крылья черные с желтыми и белыми полосками. Свиристель очень прожорливая птица. Зимой питается ягодами и плодами рябины, боярышника, шиповника. Обитает в хвойных лесах.
Клёст, маленькая, как воробей птичка. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка и зелёная спинка. У него очень острый клюв, который похож на крест. С помощью такого клюва клёст добывает семена из шишек хвойных деревьев. Живет в еловых лесах, питается зимой семенами ели, сосны и почками деревьев. Самое интересное, что клесты выводят своих птенцов зимой, в самые лютые морозы. И маленькие птенцы при этом не замерзают.
V. Физкультминутка о птицах (музыкальная)
VI . Продолжение работы по теме урока.
1. Беседа, работа по учебнику.
- Итак, прослушав сообщения о птицах, можете сказать, чем они питаются?
(Насекомыми, семенами растений, ягодами, шишками.)
- Как вы считаете, тяжело птицам зимой найти корм? Почему? (Ответы детей)
- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
-Рассмотрите рисунки кормушек на слайде и в учебнике на стр. 74.
-У кого дома есть кормушки для птиц?
- Из каких материалов они сделаны? А ещё из каких материалов можно сделать кормушку? ( Ответы детей)
При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:
Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку можно во дворе или в школьном саду, на высоте не менее 1,5 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую столовую.
2. Практическая работа “Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.
-А сейчас я предлагаю вам самим изготовить простейшую кормушку из бумажного пакета из под сока. А делать ее мы будем по схеме- инструкции из рабочей тетради. Откройте тетради на стр. 53 и давайте обсудим последовательность изготовления.
- Обратите внимание на мою кормушку. Я сделала ее заранее как образец для вас.
(учитель показывает свою кормушку)
- Возьмите свои коробки из под сока и начинаем работу. Помните о технике безопасности во время работы. (Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя ).
— Ну, вот наши кормушки и готовы. А теперь посмотрите на них и оцените свою работу с помощью светофориков (самооценка).
— Ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что в нее можно положить. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо.
Когда кушаете арбузы, дыни, тыквы, то не выбрасывайте, а соберите и высушите их семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться птицы. Особенно их любят синицы, дятлы и поползни. Но прежде чем давать птицам крупные семена арбузов и тыквы их нужно подавить.
Также синицы любят сало. Только сало не должно быть соленым.
Овес охотно съедают синицы, воробьи и чечетки.
Подсолнечник – особенно мелкий, не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Но перед засыпкой в кормушку семена подсолнечника тоже лучше слегка подавить.
Синицы, голуби и воробьи любят крошки хлеба, причем белого хлеба ( черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать.
НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ.
Но самое главное то, что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.
- Сегодня на урок я постаралась собрать и принести различный корм, который можно давать птицам зимой. Подойдите все сюда и давайте посмотрим, что же я принесла.
(Уч- ся подходят, рассматривают и называют корм)
А сейчас, я предлагаю составить меню для птичьей столовой. Садитесь на места.
Работаем в группах. Каждая группа сейчас получит разрезанную картинку птицы. Ваша задача – собрать картинку, узнать птицу, вспомнить, чем она питается зимой и набрать в тарелку корм, который она предпочитает.
( Уч- ся работают в группах, затем рассказывают о проделанной работе)
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. Оцените работу вашей группы.
- Ребята кроме столовых, которые устраивают для птиц люди, у них есть еще и природные столовые. Например, деревья рябины, калины, боярышника. Поэтому, берегите эти деревья, посадите их дома, вместе со своими родителями. И тогда зимой птички обязательно прилетят к вам.
VII. Закрепление.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос , а вы хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.
1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)
Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. Оцените себя.
1.Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в парах.
- Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.
№1( с.52)
- А теперь проверьте, правильно ли вы сделали ( показ на слайде)
- Задание №2 (с.52) Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задание. ( Если будет позволять время)
VIII. Подведение итогов урока.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).
- Справились мы с этой задачей?
- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать корм.
Ребята, я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Сегодня после уроков мы с вами возьмем свои кормушки, корм и пойдем повесим их в школьном саду. Согласны со мной?
А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Алексея Яшина, которое нам сейчас прочтет Кира.
Ученица читает стихотворение А.Яшина « Покормите птиц зимой», а в это время идет показ видео с музыкой.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
12