СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как помочь птицам зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Как помочь птицам зимой»»


Урок окружающего мира, 1 кл.

Тема: «Как зимой помочь птицам?»

Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Тип урока по целеполаганию: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД): формирование интереса к изучению родной природы; понимание важности заботы о зимующих птицах; повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.

2) Правильно подбирать корм для птиц.

3) Уметь изготовить простейшую кормушку.

4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

— перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

— наблюдать и делать выводы;

— знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

— работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

— составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

— проговаривать в логической последовательности свои действия;

— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Технологии: системно-деятельностное обучение;

ИКТ:

*аудиозаписи, видеозаписи;

*компьютерная презентация.

Методы обучения:

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

  • По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная

  • Парная

  • Групповая

Система контроля:

  • Контроль учителя

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Оборудование: презентация «Покормите птиц зимой», учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, иллюстрации с изображением зимующих птиц.


Ход урока.


I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Все вы правильно садитесь

И работать не ленитесь.

- Ребята, как вы уже заметили, на нашем уроке присутствуют гости. Обернитесь, посмотрите на них еще раз, подарите им свои улыбки, а они подарят вам свои. И от этих улыбок в нашем классе станет светло и тепло.

II. Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите в окно. Какое время года сейчас ? Почему?

-Какие зимние месяцы вы знаете?

- А какой сейчас месяц на дворе?

- Какое сегодня число ? Какой день недели ?

-Какая сегодня погода , что вы наблюдаете ?

III. Постановка учебной задачи .

- Молодцы, ребята, все правильно. А вы согласны, что зима – прекрасное время года? А почему?

( Только зимой мы можем кататься на лыжах, коньках, играть в снежки, лепить различные снежные фигуры, крепости. Вместе с родителями зимой можно сделать снежную горку и кататься с нее на санках сколько хочешь. )

- А еще можно отправиться на прогулку. Именно это мы и сделаем.
Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

(Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку.)

СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые.

Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.

-Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)

-Вспомните, кого называют птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями). ( Слайд 4)

- А какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)

- Что необходимо для жизни птицам? (Пища, вода, воздух, свет, тепло).

-В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? ( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом).

- Ребята, а все ли птицы зимуют рядом с нами? Как называют птиц, которые не улетают на зиму в теплые края? ( Зимующие).

- Правильно, ребята, зимующие птицы очень отважные. В честь них 15 января – в самой середине зимы отмечается Всероссийский день зимующих птиц. В это время обычно начинаются продолжительные 30- градусные морозы, которые наносят сильный урон птицам. Многие из них погибают, в лесах становится довольно пусто.




Читает стихотворение ученик:

Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку-

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышек,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

- О чем это стихотворение? (О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.)

-С утра до вечера ищут птицы себе пропитание, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

- Значит о чем сегодня мы поговорим? ( О птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

- Правильно. Откройте учебники и прочитайте тему урока на стр.74.

-Какую цель мы поставим перед собой ?

- Прочитайте то, что нам подсказывает Муравьишка – вопросик. (дети читают задачи урока по учебнику).

IV. Открытие новых знаний

- Ребята, существует такая наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами изучить информацию о зимующих птицах и узнать, что же происходит с ними зимой.

- Ребята, вспомните (по своим наблюдениям), какие птицы зимуют в наших краях (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, галка, клёст, поползень). Давайте рассмотрим птиц на слайдах и в учебнике на стр. 74.

- Подумайте, по каким признакам этих птиц можно узнать (разнообразные окраски и оттенки).

-К сегодняшнему уроку некоторые из вас приготовили мини - сообщения о зимующих птицах ( 4 чел.)

- О какой птице нам будут рассказывать юные орнитологи, мы узнаем

поиграв в игру « Отгадай птицу».(Учитель читает загадку, дети отгадывают).

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок.

Чик - чирик ! Не робей

Я бывалый ... .( Воробей)



(1 ученик выходит к доске и рассказывает о воробье. Дети оценивают его выступление с помощью светофора)

Воробей – это маленькая шустрая птичка. Длина тела до 16 сантиметров. Весит она до 35 грамм. Живут воробьи недолго – от 1 до 2 лет. Но встречаются и долгожители. Известны факты, когда воробьи доживали до 11 лет. Всего на земле обитает до 1 миллиарда воробьёв.

Перья у воробьев сверху коричневые с чёрными пятнами, снизу белые и серые. Зимой из – за холода, воробьи мало чирикают, больше молчат, собираются стайками. Живут в парках, садах, около жилья человека. Питаются личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и пищевыми отходами.

Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу. Поползень.

2 ученик:

Поползень – небольшая птица, размером с воробья. Оперение густое, пушистое. Спинка -голубовато-серого цвета, брюшко рыжее. Поползень очень подвижная и энергичная птица. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она очень быстро ползает по деревьям вверх и вниз. Обитает в лесах, но можно встретить в садах и парках.
Поползни едят всё: семена различных деревьев, зерновые культуры и даже отходы. Поползень начинает готовить запасы к зиме заранее. В его гнезде можно обнаружить до 2 килограммов корма. Своё потомство поползни выводят в дуплах, занимая под это старые жилища дятлов, или находят никем не занятые дупла.


Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой-
Всё равно он будет мой! Дятел.

3 ученик:

Дятлы - это среднего размера птицы, длина до 27 сантиметров, масса тела до 100 грамм. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из - под коры деревьев. Клюв длинный, прямой. В качестве опоры на дереве дятел использует хвост. Хвостом он как бы держится за дерево. У всех дятлов чёрно – белые перья. На голове перья красные, как будто шапочка. Дятел прекрасно летает и громко кричит. Обитает в лесах и парках.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Снегирь

4 ученик:

Снегирь чуть больше воробья. Голова, крылья и хвост чёрные, брюшко и бока – красные. Живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами разных деревьев, но особенно любит рябину. Снегирь – птица доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Снегири любят собираться стайками по 8-10 птичек. В лютый мороз они сидят на деревьях почти неподвижно – сорвут ягоду и замирают.

А знаете, почему эту птичку так назвали - снегирь? Потому что она прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.




Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица

5 ученик:

Синица - подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина тела синицы 13—17 сантиметров.

Весит синица до 21 грамма. Перья у синицы ярко-жёлтые. А на брюшке – чёрные, как будто галстук одет. На голове перья черные, как будто шапочка.

Эта птичка – невеличка за сутки может съесть полтысячи личинок насекомых и гусениц. Из- за такой прожорливости она стала главным защитником полей и огородов. Люди это заметили и стали охранять синиц. Даже 12 ноября в России отмечают Синичкин день.

Зимой синица охотно поедает семена ели, сосны и других растений. Часто прилетает на балконы и расклёвывает завёрнутые в бумагу продукты. Любит несолёное сало. Живут синицы в парках, садах, около жилья человека .


- А вот еще две загадки.

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … . Свиристели.


У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт? Клест.


- Правильно. Птички эти – свиристель и клёст . А вот узнать о них интересную информацию вы сможете, если поработаете в группах. Вспомните как мы работаем в группе ( вместе, дружно, можно разговаривать, обсуждать, но только тихо).

Ваша задача – выбрать в группе одного человека, который, по вашему мнению, читает лучше всех. Он прочитает текст. Вы выслушаете, обсудите в группе то, о чем говорится в тексте , попытаетесь запомнить самое интересное и вместе рассказать о данной птичке другой группе.

(Учащиеся по группам получают тексты о птицах и работают в группах)


Свиристель – это птица среднего размера. Её длина до 23 сантиметров. Весит она около 60 граммов. На голове большой хохолок. Перья у свиристели розовато – серые , крылья черные с желтыми и белыми полосками. Свиристель очень прожорливая птица. Зимой питается ягодами и плодами рябины, боярышника, шиповника. Обитает в хвойных лесах.


Клёст, маленькая, как воробей птичка. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка и зелёная спинка. У него очень острый клюв, который похож на крест. С помощью такого клюва клёст добывает семена из шишек хвойных деревьев. Живет в еловых лесах, питается зимой семенами ели, сосны и почками деревьев. Самое интересное, что клесты выводят своих птенцов зимой, в самые лютые морозы. И маленькие птенцы при этом не замерзают.


V. Физкультминутка о птицах (музыкальная)




VI . Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа, работа по учебнику.

- Итак, прослушав сообщения о птицах, можете сказать, чем они питаются?

(Насекомыми, семенами растений, ягодами, шишками.)

- Как вы считаете, тяжело птицам зимой найти корм? Почему? (Ответы детей)

- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

-Рассмотрите рисунки кормушек на слайде и в учебнике на стр. 74.

-У кого дома есть кормушки для птиц?

- Из каких материалов они сделаны? А ещё из каких материалов можно сделать кормушку? ( Ответы детей)

При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:

Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку можно во дворе или в школьном саду, на высоте не менее 1,5 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую столовую.


2. Практическая работа Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.

-А сейчас я предлагаю вам самим изготовить простейшую кормушку из бумажного пакета из под сока. А делать ее мы будем по схеме- инструкции из рабочей тетради. Откройте тетради на стр. 53 и давайте обсудим последовательность изготовления.

- Обратите внимание на мою кормушку. Я сделала ее заранее как образец для вас.

(учитель показывает свою кормушку)

- Возьмите свои коробки из под сока и начинаем работу. Помните о технике безопасности во время работы. (Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя ).


— Ну, вот наши кормушки и готовы. А теперь посмотрите на них и оцените свою работу с помощью светофориков (самооценка).


— Ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что в нее можно положить. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо.

Когда кушаете арбузы, дыни, тыквы, то не выбрасывайте, а соберите и высушите их семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться птицы. Особенно их любят синицы, дятлы и поползни. Но прежде чем давать птицам крупные семена арбузов и тыквы их нужно подавить.

Также синицы любят сало. Только сало не должно быть соленым.


Овес охотно съедают синицы, воробьи и чечетки.


Подсолнечник – особенно мелкий, не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Но перед засыпкой в кормушку семена подсолнечника тоже лучше слегка подавить.


Синицы, голуби и воробьи любят крошки хлеба, причем белого хлеба ( черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать.


НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ.

Но самое главное то, что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.

- Сегодня на урок я постаралась собрать и принести различный корм, который можно давать птицам зимой. Подойдите все сюда и давайте посмотрим, что же я принесла.

(Уч- ся подходят, рассматривают и называют корм)


А сейчас, я предлагаю составить меню для птичьей столовой. Садитесь на места.

Работаем в группах. Каждая группа сейчас получит разрезанную картинку птицы. Ваша задача – собрать картинку, узнать птицу, вспомнить, чем она питается зимой и набрать в тарелку корм, который она предпочитает.

( Уч- ся работают в группах, затем рассказывают о проделанной работе)

- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. Оцените работу вашей группы.

- Ребята кроме столовых, которые устраивают для птиц люди, у них есть еще и природные столовые. Например, деревья рябины, калины, боярышника. Поэтому, берегите эти деревья, посадите их дома, вместе со своими родителями. И тогда зимой птички обязательно прилетят к вам.

VII. Закрепление.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос , а вы хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. Оцените себя.


1.Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.

№1( с.52)

- А теперь проверьте, правильно ли вы сделали ( показ на слайде)


- Задание №2 (с.52) Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задание. ( Если будет позволять время)


VIII. Подведение итогов урока.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).

- Справились мы с этой задачей?

- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать корм.

Ребята, я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Сегодня после уроков мы с вами возьмем свои кормушки, корм и пойдем повесим их в школьном саду. Согласны со мной?

А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Алексея Яшина, которое нам сейчас прочтет Кира.


Ученица читает стихотворение А.Яшина « Покормите птиц зимой», а в это время идет показ видео с музыкой.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!