СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь ребёнку выполнять домашние задания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребёнку выполнять домашние задания»

Как помочь ребенку выполнять домашние задания

Домашняя работа — это учебная деятельность школьников, спроектированная педагогом для достижения планируемых результатов обучения. Домашнюю работу ученики выполняют самостоятельно или с участием родителей.

По данным Российской академии образования около 80% школьников готовят уроки не только в будни, но и в выходные, и на каникулах. Это приводит к дефициту личного времени. 

  • По мнению специалистов, причина не в большом объеме домашних заданий, а в неумении учеников эффективно планировать самостоятельную работу.

Школьная практика показывает, что проблемы с подготовкой уроков связаны с тем, что у детей не сформированы следующие умения:

  • организовывать свое рабочее время и придерживаться установленного режима;

  • декомпозировать задание на отдельные смысловые части;

  • поддерживать самоконтроль при подготовке уроков.

Все это приводит к тому, что домашняя работа становится для учеников настоящим испытанием. Они просиживают над ней часами, изматывают родителей просьбами о помощи или попросту списывают. В итоге плохо усваивают материал или вовсе теряют интерес к учебе. В основе решения этой проблемы — грамотное планирование.

Как нужно планировать домашнюю работу

Начинать поэтапное обучение самостоятельной деятельности нужно в младших классах. Отлично помогают простейшие алгоритмы самостоятельного выполнения задания. Учитель вводит их постепенно, проговаривая на уроке вместе с детьми.



Примерный алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания для ученика начальной школы:

  1. Готовлю рабочее место: достаю дневник, учебник по русскому языку, тетрадь по русскому языку, пенал.

  2. Открываю дневник и читаю домашнее задание по русскому языку.

  3. Открываю учебник и нахожу номер упражнения.

  4. Открываю тетрадь по русскому языку и пишу слова «Домашняя работа», «Упражнение».

  5. Читаю задание в упражнении.

  6. Выполняю упражнение на черновике.

  7. Переписываю упражнение в тетрадь.

  8. Даю тетрадь на проверку — маме, папе, старшему брату и т. д.



В младших классах важно записывать задания в дневник именно в том порядке, в котором следует выполнять их дома. Например:

  1. Выучить правило на стр. 25.

  2. Выполнить упражнения №2 и №3 на стр. 26.

То есть сначала усвоить правило, а потом закрепить его на практике, выполнив упражнения.

  • Чтобы ученикам было легче справиться с домашней работой, учитель может разобрать на уроке аналогичные задачи и упражнения.

Часто трудности дома вызывают задачи по математике. Многие дети, не понимают условия задач, даже если учитель показывал в классе, как решать подобные.

Когда нужно делать домашнее задание

Домашние задания лучше выполнять в день их получения. Это связано с тем, что усвоенный на уроке материал забывается в первые 10–12 часов.

Правила выполнения домашних заданий

В идеале на каждый предмет ребенок не должен тратить больше 30–40 минут.



После каждого этапа домашней работы следует устраивать перерывы:

Класс

Продолжительность непрерывной работы

Перерыв в работе

1–2

20 минут

5–10 минут

3

35 с физкультминуткой на 2–3 минуты

10 минут

4

40–45 минут с физкультминуткой на 2–3 минуты

10 минут





Во время отдыха полезно выполнять гимнастику для глаз, различные ритмические упражнения с музыкой или без, упражнения на разноименные движения. В принципе подойдет любая активность. Можно погулять с собакой или помочь родителям с несложными бытовыми делами, поиграть с братом или сестрой, устроить полезный перекус. Главное, чтобы это занятие было ограничено по времени и вписывалось в рамки перерыва.

Основные ошибки родителей, которые помогают ребенку с домашним заданием

Часто дети не справляются с самостоятельной подготовкой уроков, отвлекаются при выполнении домашних заданий и нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Есть две типичные ошибки, которые совершают родители:

  1. Стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Родители руководствуются лучшими побуждениями: чтобы ребенок получил более высокую отметку, быстрее выполнил задание, почувствовал поддержку взрослых и т. д.

  2. Не помогают, когда ребенку это действительно нужно. Часто это связано с чрезмерным стремлением научить ребенка самостоятельности и стойкости, развить волевые качества. При этом родители не замечают сигналов о помощи, таких как хныканье, резкое захлопывание книжки или тетрадки, жалобы «Не получается!» и пр.

Если учитель видит такую ситуацию, необходимо объяснить родителям, как найти баланс, чтобы эффективно помочь ребенку с домашним заданием. Иначе ошибки взрослых приведут к тому, что у школьника снизится учебная мотивация и начнутся проблемы с успеваемостью.

Рекомендации родителям от учителей по подготовке домашних заданий. 

3 основных правила, которые нужно знать родителям:

  1. Соблюдать распорядок дня при выполнении домашней работы.

  2. Распределять задания по степени сложности.

  3. Выполнять домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.



ПАМЯТКА

КАК ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ


1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не

заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, потом расскажи его

наизусть.



ПАМЯТКА

КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧУ





1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Запиши условие кратко или выполни чертёж (составь краткую запись).
4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и запиши ответ задачи.





ПАМЯТКА

КАК ВЫПОЛНИТЬ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА




1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

5. Раздели текст на части, озаглавь их.

6. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

7. Составь план пересказа.

8. Пользуясь планом, перескажи произведение.

9. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!