СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как построить нетрадиционный урок русского языка?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционный урок - одна из форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционных форм проведения занятий по русскому языку существует множество: это урок-игра, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исследование и так далее.

Просмотр содержимого документа
«Как построить нетрадиционный урок русского языка?»

Как построить нетрадиционный урок русского языка?

Учитель Галимова В.К.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.



Чем же характеризуется нетрадиционный урок?

Нетрадиционный урок - одна из форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционных форм проведения занятий по русскому языку существует множество: это урок-игра, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исследование и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Как построить нетрадиционный урок русского языка?

Игровая деятельность зажжет огонек интереса в глазах ребят; тягу к творчеству можно развивать с помощью технологии развития критического мышления и проективного метода. Дискуссия не только вызовет интерес к спорным моментам в состоянии русского языка, но и научит корректному поведению во время диспута; групповое обучение будет способствовать становлению школьника как социальной личности, научит общению в коллективе; наконец, уроки-«погружения» и интегрированные уроки позволят дать ученикам целостную картину мира. А систематическое применение разнообразных технологий на уроке позволит вам ощутить себя мастером в творческой лаборатории, выплавляющим новый сплав под названием «любовь к родному языку».

Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И мне в этом помогают нетрадиционные уроки: урок – игра, урок – «погружение», урок – путешествие, урок – экскурсия, урок – исследование, урок – деловая игра, урок - соревнование и т. д.

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них использую при изучении нового материала.

Предлагаю в качестве примера использования исследовательского метода и технологии развития критического мышления через чтение и письмо фрагмент интегрированного урока русского языка в 8 классе по теме «Главные члены предложения. Виды сказуемых».

Цели урока:

- совершенствовать навыки анализа художественного текста, пунктуационного разбора, развитие навыков работы со словарем,

- совершенствовать умение самостоятельной работы на этапах поиска, обработки информации, анализа, эксперимента.

Урок был построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, небольших выступлений ребят, инсценировки стихотворения Державина о Казани.

Также при изучении темы по русскому языку в 8 классе провела интегрированный урок (русский язык-литература) параллельно с темой «Лирика Лермонтова» с использованием метода концентрированного обучения.

Тема: Виды обстоятельств.

Цели и задачи урока:

1)учебная – обобщить сведения об обстоятельствах, знакомых по курсу 5-7 классов; различать виды обстоятельств по значению; определять способы выражения.

2)развивающая – углубить представление об обстоятельстве, их роли в тексте.

3)воспитательная – воспитывать творческую активность, развивать культуру речи

Тип урока: урок-«погружение», взаимообучение.

Методические приёмы: повторение пройденного, анализ текста, тренировочные упражнения, объяснение учителя, самостоятельная работа учеников.

При подготовке к этому уроку было дано домашнее задание творческого характера - выписать из поэмы «Мцыри» примеры с различными видами обстоятельств. Учащиеся занимаются поисковой самостоятельной деятельностью при подготовке к уроку и на самом уроке. Исследовательская работа - это один из эффективных способов, позволяющих помочь учащимся увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

Образовательная технология концентрированного обучения позволяет победить хроническую нехватку времени, активизировать познавательные интересы учащихся.

В традиционные уроки я тоже вношу элементы занимательности - это задания с элементами игровой деятельности – тренинговые, познавательные, например, кроссворды (на значения слов), игры на расширение словарного запаса («соберите поговорки или пословицы»). Игровая деятельность может осуществляться на любом этапе урока и таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не только для проверки эрудиции учащихся, но и для лучшего усвоения ими фактического материала.

Другой формой проведения уроков являются урок – игра в форме КВН. Этапами такого урока являются разминка, практические задания, поединок капитанов. Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашаются жюри (одноклассники). Вопросы и задания (межпредметного характера по русскому языку, литературе, музыке и живописи) по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Я считаю, что данные уроки помогли мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание.

При подготовке к интегрированному уроку активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они получают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.

На уроке ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Интегрированный урок положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание урока, обучающая деятельность учителя обращены к личности учащихся, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждает их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой - высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

Большинство учителей считает, что не только уроки математики, но и все другие нужны в компьютерном классе. Нашим детям жить в компьютеризированном обществе и едином информационном пространстве Земли, и они должны уметь применять компьютер всегда и везде для облегчения себе жизни. Но это вовсе не значит, что все уроки нужно «впихивать» в компьютерный класс. Или, что любой урок с применением компьютера можно назвать интегрированным.

Хотелось бы, чтобы компьютер был в любом кабинете и, являясь рабочим инструментом педагога, многократно усиливал эффективность учебного процесса.

Теоретически, провести урок в компьютерном классе, или организовать в нем самостоятельную работу всех учащихся школы по всем предметам, вроде бы, и неплохо, но на практике это очень сложно сделать. Нетрадиционные формы урока русского языка осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Какой же урок называется интегрированным?

Присутствие нескольких учителей на уроке или механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателем уровня интегрированности.

Интеграционный подход к образованию в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствует воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Как говорил А. Дистерверг: «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!