СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как повысить грамотность и развить мышление у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной статьи - показать, чо любой учебный материал может стать срдством развития познавательных процессов, в том числе и мышления.

Просмотр содержимого документа
«Как повысить грамотность и развить мышление у младших школьников.»

Повышение грамотности и развитие мышления

В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития познавательных процессов на отвлечённом , т.е оторванном от школьной программы материале. Действительно, развивать ребенка можно на чем угодно. Но учителю выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале. Например, восприятие можно развивать на буквах русского алфавита – основе основ грамоты, память – при заучивании труднозапоминаемых слов и правил, мышление – путем специальных вопросов и заданий, которые помогают включать в сознание ребенка учебные задачи.

Цель этой статьи – показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов, в том числе и мышления. В качестве средства развития используется традиционная школьная программа по русскому языку для начальных классов.

Учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов, необходимо соблюдать следующие условия.

Первое – четко представлять, что он должен развивать в пределах каждого конкретного школьного курса, при изучении той или иной темы. (Многие учащиеся имеют различную успеваемость по разным дисциплинам, так как каждый учебный предмет требует неодинаковых качеств восприятия, памяти, мышления.)

Второе – знать, у кого развивать. Для этого необходимо:

  1. Знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых;

  2. Овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируются исходный уровень развития познавательных процессов и контроль за их развитием. Результаты начальной диагностики и последующих контрольных работ необходимо сообщать учащемуся, чтобы он знал особенности своего восприятия, памяти, мышления, понял, что ему мешает в овладении теми или иными навыками и знаниями, и получил от учителя рекомендации по компенсации недостатков;

  3. Научиться расшифровывать известные в мировой практике проекционные тесты («Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное», «Моя семья»), тест Карстена (рисование палочек на определенный промежуток времени), по которым можно получить характеристику эмоционально-волевой сферы учащегося, его отношение к окружающему, определить особенности нервной системы.

Третье – знать, как, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик (с подсказкой и под контролем учителя).

Четвертое – не просто развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке, соблюдая следующий порядок: диагностика – тренировка приемов на уроках развития – включение в поле учебной деятельности.

Пятое – осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.

Остановимся подробнее на уроках по развитию познавательных процессов, или «уроках развития». Они проходят один раз в неделю.

Каждый ученик должен иметь «тетрадь развития», в которой он диагностируется, выполняет контрольные работы и упражнения по развитию интеллектуальных навыков.

Уроки имеют определенную тему и цель, которые направляются как на развитие, так и на углубление знаний по русскому языку, на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития подбирается такой материал, чтобы он одновременно «работал» и на русский язык. Например, упражнения по развитию умений обобщать и выделять часть из целого составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в повторении и контроле.

На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество выработки того или иного приема по развитию. Результаты проверочных, контрольных работ, тестирований записываются в ученическую тетрадь, что даёт ребенку возможность наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития.

Результаты контрольных работ доводятся и до сведений родителей. На родительских собраниях даются рекомендации по развитию учащихся дома.

Для пробуждения у учащихся внутренней активности – основного компонента в развитии познавательных процессов – используется следующая система мер.

  1. Задачи, решаемые в учебном процессе, обязательно включаются в сознание ребенка. Это достигается, например, с помощью вопросов: зачем изучается эта тема? Что в этой тебе уже известно? Что неизвестно? Что хотел бы узнать? С чего ты предлагаешь начать работу? И т.д.

  2. Урок организуется с максимальной направленностью учащихся на поиски закономерностей, самостоятельные открытия.

  3. Происходит постоянная тренировка в общении, взаимообучении. Дети будут включены в активное взаимодействие друг с другом следующими видами работ: пересказ друг другу прочитанного текста, взаимооценка устных ответов, взаимопроверка письменных работ, взаимосообщения на тему «Что нового я узнал (или прочитал) за выходные дни и т.д.

  4. Учащиеся будут нацелены на творчество при выполнении не только классных, но и домашних работ, не только в учебной, но и в повседневной жизни и деятельности.

  5. Основной акцент делается на саморазвитие, самообразование и коррекцию – преодоление недостатков.

  6. Осуществляется обязательный поурочный контроль за полученные знания, умения, навыки с помощью таблиц, тестов, сигнальных карточек.

Опыт работы по развитию познавательных процессов показывает, что у учащихся:

  1. Повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память; дети умеют «видеть», «слышать», «рассуждать»;

  2. Развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;

  3. Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети самоорганизованы, спокойны, радостны, уверены в себе.

Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми, содействуют их обучению путем развития познавательных процессов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!