Как правильно выбрать профессию?
Антипова Марина Сергеевна
педагог-психолог
МАОУ СОШ № 166
Классификация профессий по Е.А.Климову
Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, психолог, социолог.
Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед .
Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
Примеры: художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра .
Схема выбора профессии
«Хочу»
«Надо»
«Могу»
Условно, эти составляющие формулы профессий
можно обозначить как «хочу», «могу», «надо».
- « Хочу» - (интересы и склонности).
Интерес - стремление к познанию какого-либо
предмета или явления, желание изучать его.
Склонности - стремление заниматься какой-либо
определенной деятельностью. Интересы и склонности
могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут
быть направлены к одному, нескольким, многим видам
деятельности.
- «Могу» - (способности, состояние здоровья).
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
- «Надо» - (это потребности рынка труда .) Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах.
Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека , что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.
Алгоритм выбора профессии
1. Изучите и проанализируйте свои желания и способности.
2. Изучите рынок труда.
3. Выберите несколько профессий из тех, которые являются популярными. Следует изучить профессиограммы - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.
4. Подберите из справочника профессиональных учебных заведений несколько учебных заведений (2-3) с интересующей вас профессией (специальностью).
5. Посетите эти учебные заведения (лучше это сделать заранее, например, в "Дни открытых дверей").
6. Задайте интересующие вопросы членам приемной комиссии (как осуществляется прием, есть ли ограничения при приеме по состоянию здоровья, какие вступительные испытания предлагаются, выясните конкурс и проходные баллы предыдущих лет, реальность трудоустройства после окончания обучения и т.д.).
7. Оценив свои шансы поступления, выберите, в какое учебное заведение будете поступать.
8. Продумайте запасной вариант (это может быть другая специальность данного учебного заведения).
Полезные ссылки
- http :// www.ucheba.ru/prof/list
- http://prof.labor.ru/professiograms/cat4.php
Ошибки, допускаемые при выборе профессии
1. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
2. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
3. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию (как обратный эффект этой ошибки: выбравший престижную профессию человек, иногда полагает, что хорошее отношение людей к данной работе автоматически будет перенесено и на него).
5. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.
6. Отождествление учебного предмета с профессией (пример: когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Школьная математика – лишь малая часть этой науки. Что касается, например, истории, то достаточно сказать, что описание только Великой Отечественной войны занимает в нескольких толстых томах больше страниц, чем весь школьный курс от древних времен до новейших. Так что одно дело — получать пятерки за основы, совсем другое — углубиться в науку или в профессию, связанную с ней).
7. Пренебрежение к некоторым важным для общества профессиям.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!!!