Дата проведения 14.03.2023
Тема консультации для родителей (законных представителей) учащихся Взаимодействие вашего ребенка с особенными детьми
Проблема
Дети не умеют общаться с особенным ребенком
Цель консультации для родителей (законных представителей) учащихся
Формирование у родителей представление о способах организации общения ребенка с особенными детьми
Задачи консультации для родителей (законных представителей) учащихся 1. познакомить родителей с тем, кто такие особенные дети и какая форма обучения для них существует
2. научить родителей способам обучения своих детей общению с особенным ребенком
3. составить рекомендации для родителей по содержанию консультации
Условия проведения (инвентарь/оборудование/расходные материалы) Листы А4, ручки, мультимедиа, мультфильм, памятка-рекомендации
Ход консультации для родителей (законных представителей) учащихся
№ Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность родителей (законных представителей) учащихся Время
I Подготовительный этап
(Слайд) - Здравствуйте, уважаемые родители, благодарю вас за визит. Меня зовут ….., я руководитель детского образовательного ……..
- (Слайд) Консультация посвящена теме «Взаимодействие вашего ребенка с особенными детьми».
- Сегодняшнюю встречу я решила посвятить очень важной проблеме. В нашем объединении появился особенный ребенок, рассказывали ли вам ваши дети об этом?
- Что именно они говорят? (они боятся, опасаются, не знают, как общаться)
- Да, уважаемые родители, я тоже заметила, что дети не умеют общаться с особенным ребенком, им нужна информация – это и есть проблема.
- Как мы взрослые можем помочь ребятам научиться общаться?
- Какой вопрос нам важно сегодня обсудить?
(Слайд с целью) На консультации мы найдем ответ на этот вопрос, работая по следующему плану:
План:
- Разобраться в том, как государство гарантирует право получать дополнительное образование детям с особенностями развития и здоровья?
- Ответить на вопрос: что важно рассказать детям об особенных ребятах?
- Выявить правила, которых нужно придерживаться в общении с ребятами с особенностями здоровья? Здороваются с педагогом.
Слушают педагога.
Думают, какой вопрос возникает.
отвечают
эталон ответа: нужно ребятам больше информации, чтобы они их понимали
вопрос консультации: Какую главную мысль по взаимодействию нужно донести до ребенка?
3
II Основной этап
- Каждому человеку гарантировано право получать образование, в т.ч. и дополнительное.
Это право поясняется в Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 2 даны понятия: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивное образование.
Они представлены на слайде.
Исходя из положений закона, в праве ли мы каким-то образом ограничивать ребят с особенностями здоровья в их решении заниматься в нашем творческом объединении?
Что мы, взрослые, знаем об особенных детях?
- Что детям важно рассказать об особенных детях?
- Вы совершенно правы. Все это важно донести до ребят.
Хороший ответ на этот вопрос есть в мультфильме «Про Диму». Его герои мама и девочка. В парке они часто встречаются с особенным ребёнком, и у девочки возникает много вопросов.
Смотрим мультфильм, я буду останавливать на определённом фрагменте, который содержит ответ на этот вопрос.
1 фрагмент «То, что для других легко, Диме не по силам». О чем важно объяснить ребятам?
2 фрагмент «То, что других людей просто удается, Диме в десять раз сложней, но он не сдается!»
3 фрагмент «…Просто мир устроен так – он разнообразен
Итак, у нас получился перечень того, о чем обязательно важно рассказать детям об особенных ребятах.
Дети не имеют опыта общения с особенным ребенком и поэтому их важно научить общаться с особенным ребенком.
Предлагаю продолжить просмотр мультфильма и узнать правила, которых нужно придерживаться в общении с ребятами с особенностями здоровья.
Мама Миры будет давать очень дельные советы, запомните их и после вместе обсудим.
Какие правила вы услышали?
Если обобщить все ваши ответы, мы получим хороший набор правил. Они на слайде:
Эти правила будет проще соблюдать, если мы ребятам предложим конкретные фразы, которые они могут использовать в общении на наших занятиях.
Предлагаю поработать в группах. Будет две группы, как сидите за столом – по трое.
Для нашего перечня правил общения подберите слова или фразы, которые помогут эти правила соблюдать. Напишите эти фразы во втором столбце напротив каждого правила.
Работайте сообща, выслушивайте мнение каждого. Выберите перед началом работы того, кто будет записывать все идеи. На работу 3 минуты.
Время истекло. Поделитесь, пожалуйста, вашими наработками.
Слушают и понимают смысл основных понятий.
Отвечают на вопрос.
Эталон: нет, закон обеспечивает равный доступ.
Приводят примеры, отвечая на вопрос
Предлагают варианты.
Смотрят мультфильм и называют необходимую информацию, которую нужно донести до детей об особенных ребятах
Отвечают на вопрос.
Эталон: некоторые дела ребятам сложно выполнить.
Отвечают на вопрос.
Эталон: особенным ребятам важно пробовать разные дела, но они стараются.
Отвечают на вопрос.
Эталон: все дети разные
Смотрят фрагмент мультфильма и запоминают правила общения с особенным ребенком
Перечисляют правила общения с особенным ребенком
Эталон:
Проявляй инициативу.
Будь доброжелателен и улыбчив.
Не торопи и не спеши сам.
Говори четко, внятно.
Если ребенок зол или в плохом настроении, нужно подождать.
Готовятся работать в группе.
Работают в группах, подбирают фразу для общения.
Презентуют наработки группы.
10
III Заключительный этап
- Скажите, пожалуйста, родители могут как-то повлиять на то, чтобы абсолютно все дети были здоровы? (нет)
- Хотят ли особенные дети также играть, дружить, общаться со сверстниками? (да)
- Сталкиваются ли родители особенных детей с непониманием, трудностями? (да)
- Должны ли особенные дети и их родители испытывать чувство стыда? (нет)
- Нет, не должны, ведь быть особенным – это нормально. Никто не идеален, но каждый человек заслуживает, чтобы его любили таким, какой он есть, и чтобы о нем заботились, а особенные дети в этом нуждаются в первую очередь.
- (Слайд) Хорошим примером является сказка «Цветик-семицветик». Девочка Женя получает от старушки волшебный цветок с семью лепестками, который может исполнить любое ее желание. Когда у Жени остался последний лепесток, она встречает хромого мальчика Витю, поговорив с ним, она, не раздумывая срывает последний лепесток и загадывает, чтобы нога мальчика стала здоровой.
Автор сказки показал нам, что помогать людям – важно!
Вернемся к началу нашей встречи и вспомним ваш вопрос: Какую главную мысль по взаимодействию нужно донести до ребенка?
Вопрос – ответ на слайде.
Совершенно верно.
У нас получилось сегодня найти ответ на ваш вопрос.
Сложно ли это будет осуществить детям? Конечно сложно. Поэтому ребятам важна помощь родителей в том, чтобы научиться эффективно общаться с разными людьми.
Для этого я предлагаю вам изучить рекомендации-памятку «Как научить ребенка общаться особенными детьми?»
Памятка в виде цветика – семицветика.
В сердцевине - ответ на наш главный вопрос …
- Да, ваши советы, которые вы предложили верные, какую же главную мысль они несут?
-Быть особенным – нормально!
- Уважаемые родители, вы правы, послушав вас, я объединила все советы, я их изобразила в виде цветика-семицветика, вот что получилось:
1. Проявлять инициативу. - Привет, давай сядем вместе?
2. Будь доброжелателен и улыбчив. - Я рада тебя видеть.
3. Не торопи и не спеши сам. - Я буду ждать твоего ответа.
4. Говори четко, внятно. - Достаточно громко ли я говорю?
5. Если ребенок зол или в плохом настроении, нужно подождать.
6. Примеры успеха особенных детей.
7. Список м\ф об особенных детях для совместного просмотра.
Для того, чтобы вы не забыли об этих советах, я приготовила для вас рекомендации. Обратите внимание, что на рекомендациях написаны не только советы, но и список мультфильмов об особенных детях.
- Если вас заинтересовала эта тема, вы можете самостоятельно более подробно изучить и обсудить это в родительском чате.
Подведем итоги!
Быть особенным ребенком – это нормально?
Получилось ли у нас найти ответ на ваш вопрос?
Да, к какому же выводу мы пришли?
- Быть особенным – нормально. Теперь нам нужно донести эту главную мысль до наших детей! Каждый человек заслуживает быть принятым, быть любимым.
У вас остались еще какие-либо вопросы?
- Обратите внимание на слайд, на нем написано утверждение «Консультация оказалась для меня полезной и информативной», если это так, то нажмите слово «Да», а если нет, то не нажимайте.
- Уважаемые родители, спасибо большое, что пришли, я была рада вас видеть, всего хорошего, до свидания! Отвечают на вопросы
Слушают педагога.
Отвечают на вопросы.
Понимают суть ответа на главный вопрос.
Отвечают.
Эталон: Быть особенным – нормально. Особенному человеку нужна помощь.
2
http://soscentrpk.ru/biblioteka/metodicheskie-razrabotki-pedagogov-centra-dlja-roditelej/kopilka-poleznyh-publikacij-dlja-roditelej/socialnyj-semejnyj-multfilm-«pro-dimu»..html
Второе
Дата проведения
Тема консультации для родителей (законных представителей) учащихся Профориентация в системе дополнительного образования
Проблема Родители не знают как осуществляется профориентация в системе дополнительного образования
Цель консультации для родителей (законных представителей) учащихся Формирование у родителей представления о профориентационной работе в системе дополнительного образования
Задачи консультации для родителей (законных представителей) учащихся 1. Познакомить родителей с понятием профориентация.
2. Сформировать у родителе6й представление о возможностях профориентации в объединении «Я-Лидер».
3. Составить рекомендации для родителей по содержанию консультации.
Условия проведения (инвентарь/оборудование/расходные материалы) Листы А4, ручки, мультимедиа, видеоролик, памятка,
Ход консультации для родителей (законных представителей) учащихся
№ Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность родителей (законных представителей) учащихся Время
I Подготовительный этап
- Здравствуйте, уважаемые родители, благодарю вас за визит. Меня зовут ……………., я руководитель детского образовательного объединения ………….. социально-гуманитарной направленности.
- Консультация посвящена теме: «Профориентация в системе дополнительного образования».
- На прошлой неделе была проведена анкета среди родителей нашего объединения, ее анализ показал - родители не знают о том как осуществляется профориентационная работа в дополнительном образовании. Постараться найти решение этой проблемы и есть причина нашей консультации.
- Может быть, у вас уже назрел конкретный вопрос?
Спасибо. Именно ответу на этот вопрос будет посвящена наша встреча сегодня.
- Предлагаю работать по следующему плану:
План:
1. Познакомиться понятие «профориентация».
2. Обсудить как проходит профориентационная работа в объединении «Я-Лидер».
3. Изучить рекомендации Здороваются с педагогом.
Слушают педагога.
Думают, какой вопрос возникает.
Задают вопрос консультации
Как занятие в вашем объединении помогут в выборе профессии?
3
II Основной этап
- Как вы понимаете термин «профориентация»?
- Профориентация — целенаправленная работа с детьми, направленная на их подготовку к выбору профессии с учётом их интересов, возможностей и склонностей.
- Как вы думаете, что важно развивать у ребенка, чтобы в дальнейшем он мог определиться с профессией и быть успешным в ней? Обсудите в паре друг с другом.
- Для выбора профессии важно развивать у ребенка различные способности, интересы; чтобы ребенок знал, что он хочет, что он может, какие у него есть потребности. Такую возможность ему предоставляет дополнительное образование.
- И подтверждение тому определение дополнительного образования из Федерального Закона «Об образовании в РФ». Прочитаем его: «дополнительное образование направленно на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном нравственном и физическом совершенствовании…
- Дополнительное образование детей обеспечивает их профессиональную ориентацию…»
- Дополнительное образование характеризуется как образование направленное на развитие интересов, предпочтений, склонностей, способностей ребенка его личностного самоопределения. Это дает нам основание говорить, что дополнительное образование помогает ребенку в выборе профессии.
- Уважаемые родители, вам рассказывают ребята о том, что они делают на занятиях?
- В нашем объединении на занятиях ребята пробуют себя в различных направлениях: осваивают технику создания рекламного продукта, являются организаторами и исполнителями коллективных творческих дел, вживаются в роль оратора. Участвуют в играх.
- Предлагаю вам посмотреть видео с вашими детьми, где ваши ребята как раз таки участвуют в разных направлениях.
Сьёмки проходили по согласию детей и с вашего согласия, которое вы дали при поступлении в наше объединение.
- Например игра «Муха», предлагаю вам поучаствовать в этой игре.
- Для этого нам нужны 2 команды – как сидите за столами.
Из каждой команды нам нужно выбрать одного, кто будет видеть муху и перемещать ее по полю – назовем его исполнитель, двое других будут руководить действиями исполнителя по очереди.
- Каждая команда делает ход по очереди на одном поле. Сложность заключается в том, что те, кто руководят движениями мухи, не видят ее.
- Проигрывает та команда, которая первой выпустит муху за пределы поля.
- Сначала попробуем. Исполнители, подойдите к полю. Муха в центре игрового поля. Первый участник первой команды дает задание куда перемесить муху – на один шаг в любом направлении - вверх/вниз/вправо/влево. Далее дает команду своему исполнителю участник второй команды и так далее…
Научились. Теперь играем по-настоящему. Те, кто руководят отвернитесь. Исполнители будьте внимательны.
- Вам понравилась участвовать в игре?
- Чем вам понравилась это игра?
- Какие качества развивает это игра?
- Она позволяет понять, что руководство, лидерство – это ответственно. Руководителю нужно решать много задач одновременно. Принимать обдуманные решения. Рассуждают, дают пояснения.
Обсуждают вопрос , работая в паре
Обмениваются мнениями
Отвечают на вопрос, участвуют в диалоге-
отвечают на вопрос
понимают, что социализация – это еще и взаимодействие в обществе
Смотрят видеофрагмент о проведении коммуникативных игр на занятиях объединения «Я-Лидер» 10
III Заключительный этап
- Вы родители можете так же помочь ребенку в выборе профессии.
- Сейчас я предлагаю вам рекомендации-памятку, изучите её.
- Подведем итоги!
- Получилось ли у нас найти ответ на ваш вопрос?
- Да, к какому же выводу мы пришли?
- У детей развиваются интересы, способности, склонности, предпочтения, что помогаем им в дальнейшем самоопределении.
- Если остались вопросы можете написать в чат.
- Обратите внимание на слайд, на нем написано утверждение «Консультация оказалась для меня полезной и информативной», если это так, то нажмите на слово «Да», если нет, то оставьте в исходном положении.
- Уважаемые родители, спасибо большое, что пришли, я была рада вас видеть, всего хорошего, до свидания! Слушают педагога.
Отвечают на вопросы.
2
ТРЕТЬЕ
Дата проведения
Тема консультации для родителей (законных представителей) учащихся Успешная социализация ребенка через дополнительное образование
Проблема Ребенок замкнут, имеет страх в общении с другими детьми.
Цель консультации для родителей (законных представителей) учащихся Формирование у родителей представления о способах социализации ребенка через дополнительное образование.
Задачи консультации для родителей (законных представителей) учащихся 1. Познакомить родителей с сущностью процесса социализации детей.
2. Дать родителям представление о возможностях и процессах социализации детей в рамках творческого объединения.
3. Составить рекомендации для родителей по содержанию консультации.
Условия проведения (инвентарь/оборудование/расходные материалы) Листы А 4, ручки, мультимедиа, видеоролик, памятка, бланки для опроса.
Ход консультации для родителей (законных представителей) учащихся
№ Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность родителей (законных представителей) учащихся Время
I Подготовительный этап
- Здравствуйте, уважаемые родители, благодарю вас за визит. Меня зовут ……….., я руководитель детского образовательного объединения ………» социально-гуманитарной направленности.
- Сегодня общество предъявляет к человеку требования – быть мобильным, активным, коммуникабельным, ответственным. Всему этому ребенок учится дома в семье, в школе, в общении со сверстниками, а так же, занимаясь в системе дополнительного образования. На развитие лидерских качеств, социализацию детей нацелена и работа нашего объединения «Я- лидер».
Однако объединение посещают разные дети. Некоторые из них замкнуты, имеют страх в общении с другими ребятами, испытывают трудности в социализации.
Постараться найти решение этой проблемы и есть причина нашей консультации.
- Тема консультации: «Успешная социализация ребенка через дополнительное образование».
- Может быть, у вас уже назрел конкретный вопрос?
Спасибо. Именно ответу на этот вопрос будет посвящена наша встреча сегодня.
- Предлагаю работать по следующему плану:
План:
1. Проанализируем понятие «социализация»
2. Узнаем какие ценности мы формируем на занятиях
3. Изучить рекомендациями. Здороваются с педагогом.
Слушают педагога.
Думают, какой вопрос возникает.
задают вопрос консультации
Как работа в вашем объединении поможет моему ребенку в социализации? 3
II Основной этап
- Как вы понимаете термин «социализация»?
- Верно, социализация связана с развитием человека в условиях общества.
В науке «социализация» понимается как процесс усвоения человеком норм и ценностей того общества, в котором он живёт и развивается.
В основе социализации подрастающего поколения, лежит формирование их ценностных ориентиров.
Назовите, ценности, которые вы считаете важным сформировать у подрастающего поколения.
Каждая семья старается привить ребёнку определённый набор ценностей. Над этой проблемой работаем и мы в системе дополнительного образования.
Причем, перечень этих ценностей не случаен. Он определен государством.
- В 2022 году Президент РФ Путин В.В. подписал указ, в котором говорится о важности сохранения традиционных национальных ценностей.
В этом документе есть перечень этих традиционных ценностей:
жизнь,
достоинство,
права и свободы человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы,
крепкая семья,
созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Эти ценности положены и в основу работы нашего объединения – «Я-Лидер».
- Как, например, вы понимаете ценность справедливости?
У нас с ребятами прошло занятия, где мы обсуждали справедливость.
И вот так понимают его ребята: справедливость – это правильное и честное отношение (действие, решение).
-Как вы считаете, у ребят уже сформировано осознанное отношение к справедливости?
- Такое понимание важно для проявления лидерских качеств?
- Предлагаю вам высказать свое мнение по вопросу – Какие из этого перечня ценности должны быть сформированы в первую очередь у лидера?
У вас на столах есть бланки, в них перечислены ценности. Отметьте знаком плюс (+) 5 таких ценностей, которые вы считает должны быть обязательно сформированы у лидера.
Договариваемся, что на эту работу 2 минуты.
-Спасибо. Подобный опрос мы проведем и с детьми на следующем занятии. Будет интересным сравнить насколько мнения сходны или отличаются. Это поможет нам работать в одном направлении.
Итак, вернемся к основному вопросу - мы говорим о том, как работа нашего объединения «Я-лидер» помогает детям социализироваться. И один ответ уже есть – в рамках работы мы формируем традиционные ценности.
Еще одним важным направлением социализации в рамках нашего объединения является обучение ребят эффективному взаимодействию – это важно для развития лидерского потенциала.
На каждом занятии обязательным является работа по развитию взаимодействия.
Предлагаю вам посмотреть видео с вашими детьми, где мы как раз таки и проигрываем упражнения.
Сьёмки проходили по согласию детей и с вашего согласия, которое вы дали при поступлении в наше объединение.
Ребята рассказывают вам о том, в какие игры мы играем на занятиях?
- Теперь предлагаю почувствовать в таких играх и вам.Так вы поймете, как развиваются коммуникативные качества ребят.
Прошу вас быть активными.
- Давайте сыграем в игру «Муха».
Для этого нам нужны 2 команды – как сидите за столами.
Из каждой команды нам нужно выбрать одного, кто будет видеть муху и перемещать ее по полю – назовем его исполнитель, двое других будут руководить действиями исполнителя по очереди.
Каждая команда делает ход по очереди на одном поле. Сложность заключается ы том, что те, кто руководят движениями мухи не видят ее.
Проигрывает та команда, которая первой выпустит муху за пределы поля.
Сначала попробуем. Исполнители подойдите к полю. Муха в центре игрового поля. Первый участник первой команды дает задание куда перемесить муху – на один шаг в любом направлении - вверх/вниз/вправо/влево. Далее дает команду своему исполнителю участник второй команды и так далее…
Научились. Теперь играем по-настоящему. Те, кто руководят отвернитесь. Исполнители будьте внимательны.
- Когда мы играли в эту игру с ребятами, мы определили, что:
1. Она позволяет понять, что руководство, лидерство – это ответственно.
2. Руководителю нужно решать много задач одновременно.
3. Лидерство – это всегда соревнование.
- Так каждое наше занятие с детьми проходит с игровыми технологиями. Рассуждают, дают пояснения.
Понимают сущность процесса социализации на уровне представления
Называют ценности
Осмысливают содержание социализации с позиции формирования ценностей у ребёнка
Знакомятся с идеями государственной политики в сфере воспитания детей
Обмениваются мнениями
Отвечают на вопрос, участвуют в диалоге
отвечают на вопрос письменно в бланках
понимают, что социализация – это еще и взаимодействие в обществе
Смотрят видеофрагмент о проведении коммуникативных игр на занятиях объединения «Я-Лидер»
Отвечают на вопрос
знакомятся с правилами коммуникативной игры «Муха»
участвуют в коммуникативной игре «Муха»
10
III Заключительный этап
- Сейчас я предлагаю вам рекомендации-памятку
«Ценностные ориентиры для успешной социализации вашего ребенка»
- Главное слово - социализация и каждая буква это слова раскрывает ценностные ориентиры, которые мы формируем на наших занятиях, работа будет успешнее, если и вы в семье будете придерживаться этих ценностей.
- Подведем итоги!
- Получилось ли у нас найти ответ на ваш вопрос?
Да, к какому же выводу мы пришли?
- Если остались вопросы можете написать в чат.
- Обратите внимание на слайд, на нем написано утверждение «Консультация оказалась для меня полезной и информативной», если это так, то нажмите на слово «Да», если нет, то оставьте в исходном положении.
- Уважаемые родители, спасибо большое, что пришли, я была рада вас видеть, всего хорошего, до свидания! Слушают педагога.
Отвечают на вопросы.
2