СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как предупредить трудности, связанные с пониманием текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет учителю правильно построить свою работу на уроках литературного чтения. Кроме того, в ней присутствуют готовые карточки-задания по ориентировке в структуре текста, которыми можно пользоваться на уроке.

Просмотр содержимого документа
«"Как предупредить трудности, связанные с пониманием текста"»

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ТРУДНОСТИ,

СВЯЗАННЫЕ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА.

После того как учащиеся освоили элементарную грамоту, они могут читать, используя весь алфавит.

Подготовка к чтению текста как новой единицы начиналась ранее, уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.

Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями. Так как, не овладев практически признаками текста, дети читают его как отдельные предложения.

Для того чтобы подготовить детей к осмыслению текста при самостоятельном чтении, мы привлекали слушание, которое более тесно связано с чтением, чем с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего.

До этапа самостоятельного чтения у ребёнка формируются элементарные умения, необходимые для осмысления текста, воспринятого со слуха. Именно поэтому первоначальное обучение чтению в букварный период обязательно сопровождается слушанием детской книги. Кроме того, работая с «Азбукой» («Букварём»), ребёнок слушает чтение учителем связных текстов. Предварительное или последующее слушание и самостоятельное чтение ребёнка постоянно используются в обучении, помогая осмысливать читаемое.

Поскольку у учащихся шести-семи лет преобладает наглядно-действенное мышление, мы стремимся использовать в процессе обучения практические действия детей. С этой целью выделяются задания, предполагающие их самостоятельные действия.

Главное, чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого мы обращаем его внимание на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определённой темы, заглавия, содержания, объединённого общностью мысли, началом мысли, началом и концом. Конечно, осуществлялось это в доступной форме, без употребления каких-либо определений.

Первое, с чего нужно начать, - это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чём говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту (объясняется на примерах различие между набором предложений и связным текстом).

Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль мы осуществляем с помощью серии заданий: выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. Вводится такой порядок действий-способов работы: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось?), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему; проверить себя (перечитать текст), соединить заголовок с текстом. Эти задания способствуют формированию умений ориентировки в теме текста.

Приведём примеры карточек-заданий, которые предлагаются учащимся, когда проводится работа по знакомству с текстом и формируются элементарные умения ориентировки в его структуре, понимании.

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В СТРУКТУРЕ ТЕКСТА

Карточка

Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

МАЛЬЧИК И СТАДО ЛГУН ВОЛК

Мальчик стерёг овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!». Мужики подумали, что опять по – всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Л.Толстой

Почему мужики не поверили мальчику?

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

Карточка

Придумай своё заглавие. Запиши его.

______________________________________

У Шарика шубка густая, тёплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печи, - просто собачья будка, а там соломка постелена. А ему не холодно. Шарик лает, добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает – за это его все любят да сытно кормят.

Е. Чарушин

Почему Шарику зимой тепло? Подчеркни эти слова.

За что все любят да сытно кормят Шарика?

Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формируются с помощью следующих упражнений.

Вначале отрабатывается умение подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается), проводится работа с деформированным текстом.

При выполнении каждого задания, направленного на формирование конкретного умения, сначала осуществляются ориентировочные действия (дети приглядываются, так ли они сделала, сравнивают варианты), а затем вводятся исполнительные действия (окончательная разметка текста), далее осуществляется самоконтроль (дети прочитывают текст, проверяя себя).

В процессе смысловой работы с текстом воспитывается внимание к слову (подчеркни описание белки; почему автор так называет белок?).

Карточка

Найди и отметь в рассказе текст:

  1. «Как белки зимуют».

  2. «Белки радуются весне».

  3. «Заботы белок летом».

У СТАРОЙ СОСНЫ

… У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок спинки, пышные хвосты.

Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.

Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

И. Соколов-Микитов

Подчеркни описание белок.

Как автор называет белок? Почему? Подчеркни эти слова.

О ком (о чём) весь рассказ?

Карточка

Наведи порядок!

Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа (1, 2, 3).

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.

Пришла весна, потекла вода.

Л. Толстой

Проверь себя:

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Карточка

Что же здесь не так? Составь рассказ правильно (поставь порядковые номера). Расскажи его.

ПЕРВАЯ ОХОТА

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

В. Бианки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!