Просмотр содержимого документа
«"Как преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста".»
Как преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Подготовила: Дрожжина Т.А.
учитель-логопед МКОУ «СОШ №1»
Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) -
сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Алалия
ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии
Афазия
Дизартрия
Ринолалия
Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи. Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному
ПРИЗНАКИ И УРОВНИ ОНР
1.ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ(ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «ЛЕПЕТНАЯ РЕЧЬ»)
2. ПОЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕУПОТРЕБЛЯЕМЫЕ СЛОВА, НО ПРОИЗНОШНИЕ ОТСТАЕТ ОТ НОРМЫ
3.ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ , ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ ПРИ РАЗВЕРНУТОЙ РЕЧИ
4. Невнятная речь, недостаточно четкое различие звуков в речи, перестановка слогов и звуков в отдельных словах, сокращение окончаний слов и употребление неверных падежных окончаний
Развитие подражательной деятельности на неречевом и речевом материале
КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Развитие орального и артикуляционного праксиса,артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедические упражнения.
Развитие ручного и пальчикового праксиса
Коррекция ОНР 1 уровня
- Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек.
- Цель: переход на следующую, более высокую ступень речевого развития.
- Этапы:
- Овладение пониманием речи . Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию.
- Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
- Развитие неречевых функций . Большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.
Коррекция онр 2 уровня
- Логопедическая работа строится в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. Содержание работы включает:
- 1)Активизацию и наращивания словаря . В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки.
- 2)Развитие лексико-грамматических средств . К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
- 3)Закрепляются навыки построения простых предложений.
- 4) Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции
Коррекция онр 3 уровня
- Организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате.
- Задачи:
- Усвоение грамматических норм языка . Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
- Обогащение лексики . Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов.
- Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события.
- Развитие произносительных навыков. Уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков.
- Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма.
Коррекцйия онр 4 уровня
- Устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:
- Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
- Расширение словарного запаса. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов.
- Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
- Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи.
- Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты.
Вывод:
- Коррекция общего недоразвития речи – это достаточно длительный процесс, успех которого напрямую зависит от степени тяжести имеющихся нарушений, а также наличия осложнений.
-
- Важно начинать коррекцию как можно раньше – только так есть вероятность, что все имеющиеся речевые нарушения могут быть исправлены, либо в значительной степени уменьшены их проявления.
-