СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Как преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста" для учителей начальных классов и учителей-логопедов.

Просмотр содержимого документа
«"Как преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста".»

Как преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Дрожжина Т.А. учитель-логопед МКОУ «СОШ №1»

Как преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Подготовила: Дрожжина Т.А.

учитель-логопед МКОУ «СОШ №1»

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) - сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) -

сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Алалия   ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии Афазия Дизартрия Ринолалия

Алалия

 

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии

Афазия

Дизартрия

Ринолалия

Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.     Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному

Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.   Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному

ПРИЗНАКИ И УРОВНИ ОНР 1.ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ(ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «ЛЕПЕТНАЯ РЕЧЬ») 2. ПОЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕУПОТРЕБЛЯЕМЫЕ СЛОВА, НО ПРОИЗНОШНИЕ ОТСТАЕТ ОТ НОРМЫ 3.ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ , ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ ПРИ РАЗВЕРНУТОЙ РЕЧИ 4. Невнятная речь, недостаточно четкое различие звуков в речи, перестановка слогов и звуков в отдельных словах, сокращение окончаний слов и употребление неверных падежных окончаний

ПРИЗНАКИ И УРОВНИ ОНР

1.ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ(ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «ЛЕПЕТНАЯ РЕЧЬ»)

2. ПОЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕУПОТРЕБЛЯЕМЫЕ СЛОВА, НО ПРОИЗНОШНИЕ ОТСТАЕТ ОТ НОРМЫ

3.ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ , ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ ПРИ РАЗВЕРНУТОЙ РЕЧИ

4. Невнятная речь, недостаточно четкое различие звуков в речи, перестановка слогов и звуков в отдельных словах, сокращение окончаний слов и употребление неверных падежных окончаний

Развитие подражательной деятельности на неречевом и речевом материале КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС Развитие орального и артикуляционного праксиса,артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедические упражнения. Развитие ручного и пальчикового праксиса

Развитие подражательной деятельности на неречевом и речевом материале

КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Развитие орального и артикуляционного праксиса,артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедические упражнения.

Развитие ручного и пальчикового праксиса

Коррекция ОНР 1 уровня Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек.

Коррекция ОНР 1 уровня

  • Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек.
Цель: переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Этапы: Овладение пониманием речи . Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам. Развитие неречевых функций . Большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.
  • Цель: переход на следующую, более высокую ступень речевого развития.
  • Этапы:
  • Овладение пониманием речи . Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций . Большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.
Коррекция онр 2 уровня Логопедическая работа строится в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. Содержание работы включает: 1)Активизацию и наращивания словаря . В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. 2)Развитие лексико-грамматических средств . К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др. 3)Закрепляются навыки построения простых предложений. 4) Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции

Коррекция онр 2 уровня

  • Логопедическая работа строится в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. Содержание работы включает:
  • 1)Активизацию и наращивания словаря . В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки.
  • 2)Развитие лексико-грамматических средств . К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • 3)Закрепляются навыки построения простых предложений.
  • 4) Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции
Коррекция онр 3 уровня Организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. Задачи:  Усвоение грамматических норм языка . Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах. Обогащение лексики . Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов. Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Развитие произносительных навыков. Уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма.

Коррекция онр 3 уровня

  • Организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате.
  • Задачи: 
  • Усвоение грамматических норм языка . Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики . Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события.
  • Развитие произносительных навыков. Уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма.

Коррекцйия онр 4 уровня

  • Устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям: 
  • Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты.
Вывод: Коррекция общего недоразвития речи – это достаточно длительный процесс, успех которого напрямую зависит от степени тяжести имеющихся нарушений, а также наличия осложнений.   Важно начинать коррекцию как можно раньше – только так есть вероятность, что все имеющиеся речевые нарушения могут быть исправлены, либо в значительной степени уменьшены их проявления.  

Вывод:

  • Коррекция общего недоразвития речи – это достаточно длительный процесс, успех которого напрямую зависит от степени тяжести имеющихся нарушений, а также наличия осложнений.
  •  
  • Важно начинать коррекцию как можно раньше – только так есть вероятность, что все имеющиеся речевые нарушения могут быть исправлены, либо в значительной степени уменьшены их проявления.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!