Как преподавать уроки литературы в режиме дистанционного обучения?
Литература- важный и нужный предмет в школьной программе. Она даёт примеры очень разных жизненных стратегий, создаёт представление о жизни людей в разные эпохи, позволяет ученику развивать фантазию, анализировать поступки героев, учит понимать себя.
Литература -это дисциплина, которая воспитывает, направляет, вырабатывает умение грамотно и последовательно выражать свои мысли.
И тут самые главные вопросы каждого учителя-словесника: как приучить детей читать? Как сделать урок интересным? А если ещё этот урок проходит дистанционно? И это - вызов! Вызов не только учителям, которым может быть трудно уйти от привычной классно-урочной системы преподавания, но и ученикам, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли.
К сожалению, не секрет, что дети стали меньше читать, особенно русскую классику. Читательский кругозор ограничен. Так что же сделать, чтобы ученик захотел прочитать произведение, а еще лучше, смог его проанализировать?
Заинтересовать ребенка. (подобрать интересный эпиграф, высказывание, легенду о произведении).
Объяснить, зачем ему пригодиться опыт героев произведения.
Найти интересный подход к изучению.
Научить ребенка задавать вопросы о том, что ему непонятно по прочитанному. (Помогать искать значения разных слов и выражений).
Средствами дистанционного обучения литературе выступают: печатный̆ учебник как ведущий̆ при получении основного общего образования, тетради, традиционные для уроков русского языка и литературы, сайт школы, платформы, которые подбирает учитель и, конечно, просторы интернета. Сами же ресурсы дисциплин, как и фантазия детей̆, безграничны.
Работая в условиях дистанционного обучения, я использую в своей практике разные методы и формы для того, чтобы изначально заинтересовать ребенка, непринужденно подвести к изучению произведения. Какие? Например, заполняя основную часть урока в разделе «Содержание урока», выделяю интересный фрагмент произведения или какой-то случай из жизни героев. Еще более увлекательнее для детей, когда они видят перед собой сюжетную картинку или портрет героя, а под ним описание (чтобы немного запутать и привлечь, описание совершенно не подходит к портрету). Прошу детей согласиться или опровергнуть.
Дети начинают мыслить, творить, искать информацию в тексте, анализировать. Когда ученики готовы воспринимать текст, то прошу составить тесты для одноклассников, и тут тоже проявляются таланты в придумывании вариантов ответов.
В современном мире роль учителя несколько изменилась: «стоять не над, а рядом», «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь!
Учитель русского языка и литературы Коробкина С.С.