СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как привить любовь к чтению?

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение не станет тяжкой обузой, а любимым развлечением...или как привить любовь к чтению детям?

Просмотр содержимого документа
«Как привить любовь к чтению?»


Чтение станет не тяжкой обузой, а любимым развлечением


Наша общая задача — заинтересовать, мотивировать к познанию нового. И тогда чтение станет не тяжкой обузой, а любимым развлечением. В распоряжении учителя для этого есть множество методических приемов, а лучший прием для родителей — это собственный пример

Почему ребенок не хочет читать?

Часто ли в вашей семье ведется разговор в духе: "Пока не прочитаешь 5-10-20 страниц, гулять не пойдешь / не сядешь за компьютер / не будешь смотреть телевизор и т.д.!"? Если да, поздравляем! Ваш ребенок никогда не полюбит чтение!

Почему? А вы спросите себя: вам самим хочется делать что-то "из-под палки", по принуждению? Наверняка, нет. То же и с чтением. Если вы используете метод "кнута и пряника" — дело не пойдет на лад. Каким бы ни был вкусным "пряник", "кнут" в этом случае перечеркнет все. Любовь к книге невозможно привить через насилие и понукание.

Что делать? Выход один: любовь к книге должна начинаться с интереса, увлечения. Только тогда, когда процесс чтения будет ассоциироваться с удовольствием, дело пойдет на лад.

Как привить любовь к чтению малышам и ученикам младших классов

Существует немало методик, которые помогут вам и вашему ребенку погрузиться в замечательный мир Книги и литературного слова. Вот всего лишь некоторые из них.

1. Игра в чтение

Любовь к чтению можно привить через игру. Вариантов масса, было бы желание.

  • Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш — ведущий программы "В гостях у сказки". Обычно дети с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Задания можно корректировать, подстраиваясь под домашнее задание в школе.

Этот метод можно использовать и в школе — как один из вариантов опроса.

  • Объявите себя уставшей и попросите ребенка почитать что-нибудь "от усталости". К концу чтения "происходит чудо": мама выздоравливает от хандры.

2. Создавайте книги сами!

С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.

3. Метод Кассиля

Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.

4. Метод Искры Даунис (детского психолога)

Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то.

Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино.

Вариантов писем много — главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего.

На уровне подсознания закрепляется связь: чтение — подарок — удовольствие.

5. Самый действенный прием — читайте сами! На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов.

И, конечно, ваш ребенок вряд ли захочет брать книги в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать.

Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.

Как приучить к чтению подростка

Безусловно, воспитывать любовь к книге необходимо с раннего детства. А что делать, если малыш — уже далеко не малыш? Не станешь же с 15-летним верзилой играть в "подброшенное письмо" или читать ему на ночь сказки.

Главное — не отчаиваться. Книголюба можно воспитывать в любом возрасте. Вот несколько советов.

  • Беседуя с подростком, приводите примеры из книг. Например, обсуждая какую-то ситуацию, можно сослаться на аналогичный пример из литературы. Со временем ребенок привыкнет обращаться к опыту литературных героев.

  • Выбирайте книги с учетом интереса ребенка. Если юноша отказывается читать, но с увлечением гоняет в компьютерные гонки, подберите книгу об автомобилях. Если девочка постоянно вертится возле зеркала, предложите ей почитать о стилях в модной индустрии. Благо, сейчас предостаточно любой литературы.

Здесь важно не просто предложить книгу, но и обсудить ее потом. Пусть ваш ребенок расскажет о своем увлечении, и о том, что нового он узнал из книги. Начало положено, а это немаловажно!

  • Собирайте домашнюю библиотеку. Электронные книги, тем более аудиокниги хороши, когда процесс уже запущен. А пока любовь к книге только зарождается, лучше предлагать бумажные книги, с этим особым запахом типографской краски, шуршащими страницами. Пусть у подростка постепенно складывается своя библиотека, где будут присутствовать книги, которые ему интересны. И неважно, что это будет — собрание комиксов, детективы Донцовой или вампирские саги. У каждого любовь к чтению начинается с той особенной Книги, которая приоткрыла дверцу в чарующий мир Слова. А если ребенок уже начинает читать, рано или поздно такая Книга появится и у него.

Тема "Чтение и современные дети" остается актуальной. Предлагаем учителям и родителям поделиться своим опытом. А как вы воспитываете в детях любовь к чтению?









Выразительное чтение. Как научить ребенка выразительно читать?

8



Выразительное чтение отличается от обычного тем, что голос чтеца передает настроение текста, расставляет акценты на основных словах и задает темп речи. Как же научить ребенка художественному чтению?


Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до одиннадцатого. В средней школе (примерно с 5 по 8 классы) ученики знакомятся с особенностями чтения произведений разных жанров, знакомятся с искусством чтения и его теорией, снова и снова оттачивают свое мастерство. Обучение выразительному чтению ведется на уроках литературы, на специальных занятиях в кружках и т.д. Однако с произношением, интонацией и фразировкой учитель работает на каждом уроке.

Чтение текста включает в себя идет в двух направлениях:

.

Чтение текста учителем

Прежде чем просить учеников прочитать текст и начинать работать над выразительным чтением, учитель может прочитать текст сам, передав свое понимание текста. Конечно, в дальнейшем ученикам предстоит оценить текст, понять его и предложить свою подачу, но чтение текста учителем — хороший пример и толчок  для дальнейшей работе на уроках. Также на уроках можно включать записи чтения произведений авторами или хорошими чтецами (записи можно найти в Интернете).

Работа над произношением и памятью

Учитель всегда должен следить за произношением учеников и работать над восприятием и произнесением звуков. Кроме того, любой текст будет звучать более естественно и живо, если будет произноситься чтецом наизусть. Поэтому учителю нужно  работать и над улучшением памяти учеников, показывать приемы запоминания текста.

Разбираем текст по смыслу

Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку. Прочтите его ученику вслух с нужным выражением. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его "подает".

Первые уроки выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.

Давай попробуем!

Разобрав произведение, предложите ребенку прочесть его выразительно. Потом прочтите сами и сравните получившийся результат, не забудьте похвалить ученика и мягко указать ему на неточности.  Попробуйте прочесть текст вместе с учеником с разными вариантами интонации. После нескольких «прогонов» подведите итоги урока:

  • Сегодня мы узнали, что для обучения выразительному чтению нужно правильно определить, какое настроение у текста.

  • При чтении вслух мы должны передать это настроение.

На последующих занятиях выразительным чтением в начальной школе можно делать их более интересными для детей. Например, предложите детям прочесть стихотворение или монолог так, как сделал бы это их любимый мультипликационный персонаж или киногерой. Такая идея не только развеселит детей, но и продемонстрирует им богатство возможных интонаций при чтении, заставит задуматься о нюансах актерского изображения того или иного характера.

В качестве домашнего задания предложите детям начать «Тетрадь настроений», где они будут записывать слова, связанные с определением настроения, а также письменно анализировать предложенные стихи и отрывки прозы.

Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению

Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников. Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова. Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение. Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.

Проверка полученных навыков

Лучшей проверкой навыков выразительного чтения будет небольшое театральное представление в классе или на кружке. Выберите интересную для детей пьеску или стихотворное произведение, которое они смогут прочесть по ролям. Подключите всех учеников к этой небольшой игре, дайте им попробовать разные роли. Прочтите монологи персонажей по-разному, чтобы выбрать подходящий вариант. Результатом постановки будет закрепление навыка художественного чтения и масса веселья, ведь дети обожают театральные игры.


Как научить детей понимать текст?




Запомнить алфавит, умение произносить буквы, складывать в слоги — еще не значит понимать то, о чем написано. Не будет в чтении правильности, беглости и выразительности, если ученик не будет понимать то, о чем он читает и зачем читает. Системное и комплексное выполнение упражнений, приемов — залог успеваемости по всем предметам и гарантия разностороннего воспитания и развития личности. Как организовать интересную, увлекательную и успешную работу над пониманием текста на уроке и дома?

Как научить ребенка понимать текст, используя систему УУД

Для этого достаточно в учебную деятельность включать упражнения, нацеленные на осуществление задач. УУД — новинка в педагогических технологиях. Это не только модно, но и удобно, потому что благодаря знаниям об УУД легко ставить задачи на урок и подбирать упражнения  в соответствии с личностными (ЛУУД), регулятивными (РУУД), познавательными  (ПУУД) и коммуникативными УУД (КУУД).

Учащимся помогает разбираться в тексте система алгоритмов действий, нацеленных на развитие определенных ЗУНов на уроке чтения. Какие же это действия? Рассмотрим таблицу:

Два основных способа работы над пониманием текста

  • Первый способ. Традиционный

План урока составляется в соответствии с методикой обучения чтению. На первый план вторичным анализом выходит проверка учащимися фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы. Проводится разъяснительная работа по неизвестным словам. Анализ 2-ого уровня, предполагающий оценку поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев, заканчивается синтезом, то есть выяснением главной мысли  текста.

  • Второй способ. Прогрессивный

Проводится подготовительная работа, направленная на внимание к слову и его частям, развитие логики, умение работать над деформированным или незаконченным текстом. Активизация мыслительных процессов учащихся происходит с помощью упражнений на понимание текста, которые делятся на:

  • Логические задания. Они направлены на нахождение общих и отличительных признаков, действия с ними.

    • «Составь новое слово». Учащимся предлагается с помощью данных слов составить другое слово, используя первый слог из первого столбика и второй слог из второго столбика. Для усложнения работы дается задание составить их на определенную тему. Пример: тема «Цветы» (роза, пион, ирис).

  • «Найди четвертое». С помощью этого упражнения учащиеся учатся устанавливать связь между словами из первой пары, чтоб «повторить» ее во второй паре.

    • Борщ — повар, Вертолет — ? (инженер, конструктор).

    • Парта — дерево. Нож — ? (сталь)

    • Осень — весна. Рассвет — ? (закат)

  • Задания, требующие внимания к слову и его частям. Внимание — очень важная составляющая сознательного чтения.

    • «Превращение». Нужно превратить шар в подарок (для первого ряда), сок в варенье (для второго ряда), мел в задание (для третьего ряда). Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву. При этом все выдуманные слова подчиняются одной теме. Такую игру можно использовать с конца первого класса. Каждое из слов заставляет ученика концентрировать внимание и думать.

  • «Найди животное». В группу игровых упражнений относятся также загадки, ребусы и шарады.

В этом сложном, но увлекательном упражнении в строчках стихотворения учащимся надо найти наименование спрятавшегося животного. Примеры стихотворений:

Была гроза. Я целый час (Заяц)
Не открывал от страха глаз.
Гуляю в роще, но к пруду (Щенок)
Через болото не пойду.
Знакома рыбам тень моя, (Комар)
Над гладью рек танцую я.
Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаса за ним следил. (Сазан)

Нырять и плавать плохо разве?
Высоко летает стриж, (Сокол)
Но со мною не сравнишь.
Я худ и щуплОтваги полный (Плотва)
Жучок таранит носом волны.

  • Упражнения по работе с текстом.

    • Расположить вопросы последовательно согласно содержанию текста.

    • Прочитать ответ на 5-ый вопрос.

    • Придумать вопросы к шестому абзацу текста.

    • Пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.

    • «Быстрая разведка». Упражнение, в котором максимально быстро надо найти ответы на вопросы учителя.

    • Составление плана к произведению. Обнаружение ключевых слов, особенных ассоциаций, которые связывают логическую цепь воедино.

Как еще можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью — научить понимать текст?

Прогрессивный урок отличается от обычного нестандартной структурой. Перед знакомством с текстом можно включить этап обсуждения названия рассказа, чтение первого и последнего абзаца, и снова обсудить. Рассуждение — ключ к развитию мыслительных способностей. Дело в том, что нужно обучать пониманию не только фактуальной информации (о сюжете, героях) и концептуальной (главная идея произведения), но и подтекстовой, то есть, той, которая ускользает от внимания, потому как считается само собой разумеющейся. И дети зачастую могут упустить некоторые моменты, связать их с практическим опытом из своей жизни.

При вторичном чтении очень увлекательно становится деткам, когда делаются остановки на самом интересном месте, и следуют вопросы по причинно-следственным связям: «А как вы думаете, что будет дальше? Правду ли сказал Петя?» Предположения, прогнозирование дальнейших событий проверяется дальнейшим чтением текста. Вместе с тем выходит наружу и подтекстовая информация, становится процесс обучения еще более захватывающим.

Интересно в процессе чтения использовать прием «диалог с автором», задавая вопросы.

Например, в предложении «Коля очень обрадовался, когда ему подарили удивительного щенка. Вопросы типа «Кто обрадовался?», «Чему обрадовался Коля?» «Кого подарили Коле?» не будут считаться вопросами к автору. А вот вопрос «Чем же так был удивителен щенок?» — уже и есть интересный вопрос.

Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора учащихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Ученик будет анализировать и обобщать, синтезировать полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в разы быстрее.

Какие еще есть приемы для понимания текста?

  • Разные виды пересказа.

  • Рисование словами и на рисунках.

  • Анализ иллюстраций.

  • Дидактические игры.

  • Эксперименты стилистические.

  • Составление диафильма.

  • Чтение по ролям.

  • Инсценировка.

  • Придумывание небольшого рассказа о герое. Сочинение от лица героя.

  • Музыкальная иллюстрация произведения.

Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка нужно не только сознательно, но и выразительно. Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.







Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения



Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.


Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Шаблоны оформления читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!