Как привлечь учащихся к чтению
В ХХI веке проблемы чтения подрастающего поколения привлекают внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003–2012 гг. десятилетием грамотности. Во многих странах мира осуществляется государственная и общественная поддержка чтения и книги, реализуются национальные программы и инициативы поддержки детского и семейного чтения. В нашей стране также принята Национальная программа поддержки и развития чтения. Программа ориентирует различные социальные институты на воспитание детей и подростков творческими читателями, способными вбирать в себя интеллектуальный, духовно-нравственный, социальный, эстетический опыт народа, отраженный в произведениях печати.
Однако положение с чтением учащихся в нашей стране остается крайне тревожным. Об этом свидетельствуют, например, результаты очередного исследования PISA–2009. В исследовании приняли участие 65 стран мира. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 41–43 места. В России в данном исследовании участвовало 215 образовательных учреждений из 45 субъектов Российской Федерации. 15-летние подростки демонстрировали в основном лишь умения извлечь нужную информацию и интерпретировать авторские сообщения. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.
В свое время PISA-шок испытали многие страны, в том числе с богатейшими культурными традициями. В тех из них (Германия, Великобритания, Норвегия, США), где осуществлялась национальная политика в области чтения, реализовывались различные программы защиты и поддержки чтения, принимались меры по укреплению детских и школьных библиотек, ситуация с читательским развитием подрастающего поколения выглядит намного лучше, чем в нашей стране. Сегодня чрезвычайно важна активизация совместной деятельности всех социальных институтов, призванных воспитывать детей, подростков, юношество творческими читателями, – семьи, школы, библиотеки, средств массовой информации и др.
Большими возможностями в осуществлении задач воспитания учащихся как читателей располагают библиотеки общеобразовательных учебных заведений – школ, гимназий, лицеев. Библиотекари-профессионалы видят истоки духовно-нравственного возрождения нации в книге, читающем человеке. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению как величайшим ценностям растущего человека. Во многих библиотеках создается среда для читательского развития учащихся, делается все возможное для привлечения детей к чтению: библиотекари реализуют различные программы поддержки и развития чтения, привлекают учащихся к чтению с помощью электронных средств, организуют работу с родителями как руководителями чтения. Инновационный опыт библиотек достаточно полно представлен в специальной печати – на страницах журналов «Школьная библиотека», «Библиотека», в научных сборниках, издаваемых по материалам конференций, в изданиях Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, Государственной республиканской детской библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино, на отдельных порталах и сайтах библиотек.
Сегодня важно найти оптимальные пути для реализации потенциальных образовательных и воспитательных возможностей литературы, что означает – научить каждого человека с раннего детства читать творчески, увлеченно. Такое чтение – тяжелый, сложный труд, но он необходим для становления и развития личности.
Значение работы по воспитанию школьников творческими читателями возрастает еще и потому, что на юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для освоения которых необходимы соответствующая подготовка, вкус, умение анализировать различные литературные источники. Нужна хорошая школа творческого общения с произведениями искусства слова. Творческие читатели необходимы и с точки зрения развития самой литературы. Об этом писали А.И. Герцен, В.Г Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Заботой о творческом читателе, способном воспринимать нравственно-эстетическое богатство литературы, пронизаны труды К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.А. Рубакина, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, М.А. Рыбниковой, П.П. Блонского, А.М. Левидова. Немало интересных идей о творческом чтении высказано В.Ф. Асмусом, К.С. Станиславским, С.Я. Маршаком, С.В. Михалковым, К.И. Чуковским [6, 8]. Размышляя о роли талантливого читателя в литературном процессе, С.Я. Маршак писал: «Именно на них, на талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник читатель… Читатель тоже хочет и должен работать» [8, с. 217].
Исследования последних лет демонстрируют рост внимания к изучению проблем чтения в меняющейся социокультурной среде. Различные аспекты данной тематики получили свое освещение в трудах ведущих ученых: В.А. Аскаровой, В.А. Бородиной, Н.Л. Голубевой, Н.Е. Добрыниной, Т.И. Михалевой, И.М. Немчиной, Е.В. Полевиной, Т.Д. Полозовой, Н.Н. Светловской, Н.Н. Сметанниковой, И.Н. Тимофеевой, И.И. Тихомировой, В.П. Чудиновой. Труды этих ученых обогащают теорию и методику читательского развития детей и подростков новыми подходами.
Осмысление теоретических и методических аспектов воспитания творческих читателей позволяет не только увидеть сложность этого процесса, влияния на него средств массовой информации, системы образования (и не только литературного), культуры общества, окружающей среды, но и осознать значимость библиотеки как основного социального института поддержки и развития чтения.
Методы привлечения детей к чтению
Освоение новых информационных технологий позволяет работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает библиотеку особенно привлекательной для читателей.
С целью привлечения читателей в библиотеку используются различные формы и методы работы:
• тематические книжные выставки,
• индивидуальное информирование,
• презентации книг,
• литературные игры,
• обзоры книг.
Для того чтобы привить ребенку интерес к чтению, взрослый (родитель, библиотекарь или учитель) должен правильно, четко и с выражением проговаривать все слова, объяснять непонятные слова и выражения, проводить обсуждения прочитанного. Иногда выясняется, что ребенок, не задававший вопросов, либо не все понял в прочитанном, либо понял не так. Например: «Переплыли озеро в индийских пирогах» (ударение не так ставят). Особенно важна такая работа с малышами или ребятами, для которых русский язык не является родным. Для развития внимательного и вдумчивого чтения проводятся викторины по сказкам и произведениям писателей, на вопросы которых можно ответить, только внимательно прочитав текст. Класс разбивается на 2 команды, или игра проводится в классах одной параллели. В викторине можно использовать игровые задания, конкурс художников, поэтов или репортеров. Хорошо развивает внимание и воображение игра в ассоциации: один из членов команды изображает фразу так, чтобы команда смогла ее отгадать. Полезно составить или найти кроссворды по тематике произведения, которые используются в заключительной части игры. Если есть возможность, делается подборка иллюстраций известных художников к сказкам, например, в играх по сказкам А.С. Пушкина используются иллюстрации И.Я. Билибина, М.А. Врубеля, В.А. Серова.
Необходимо отметить, что младших школьников очень расстраивает поражение и может вызвать обиды и слезы. Необходимо найти единственно правильные слова для каждой команды, тогда ребята опять захотят прийти в библиотеку, а читать пред викториной они будут уже гораздо внимательней. В качестве поощрительных призов в младшей школе часто используются раскраски по тематике викторины.
В течение нескольких лет школьная библиотека является основным источником информации для ребят, занимающихся в НОУ (научном обществе учащихся).
Школьная библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг. В библиотеке с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач:
формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
совершенствовать письменную речь школьников;
пополнять словарный запас учащихся;
формировать у школьников устойчивую мотивацию к чтению.
Кроме того, интернет-технологии расширяют кругозор школьников, помогают налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в других городах и странах.
Читатели могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.
В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.
Все методы, используемые учителем, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
защищаем его душу;
питаем ум и сердце;
побуждаем к самосознанию;
содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Важно внедрять инновационные педагогические и библиотечные технологии в процесс привлечения к чтению, повернуться лицом к ученику и откинуть авторитарный стиль общения. Учитывая индивидуальные особенности ребят, их скорость чтения и тип восприятия, мы не только не убьем заложенную в каждом ребенке здоровую любознательность, но сумеем превратить ее в тягу к знаниям, к книге.
Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.
Учитель русского языка и литературы Михеева Ю.И.