СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать читательский интерес у младших школьников с ЗПР в семье?

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как развивать читательский интерес у младших школьников с ЗПР в семье?»


Учитель - логопед МБОУ Новосёловской общеобразовательной школы №5 с.Новосёлова Красноярского края

Исаенко Татьяна Ивановна



«Тот, кому недоступно искусство

чтения – невоспитанный человек,

нравственный невежа».

                             (В.А. Сухомлинский)

советы родителям



«Как развивать читательский интерес у младших школьников с ЗПР в семье?»


          Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, сотовым телефонам, компьютерным “стрелкам”, и “ужастикам”. Поэтому книги уходят на задний план. Родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать, а иные – и не бьются. Что делать, когда вокруг столько соблазнов? Очень часто дети отказываются читать дома, и дело доходит до слёз. Как этого избежать? Этот вопрос волнует и родителей, и нас, учителей. Именно в начальной школе, начиная с 1 класса, когда дети постигают эту трудную науку – чтение, необходимо помочь им учиться читать, читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии ребёнка. Читать нужно не только то, что нравится, но и то, что требуется.


Особенно трудно прививать интерес к чтению у детей с ЗПР в силу психофизиологических особенностей их развития. Ведь у такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера мешает младшему школьнику полноценно работать умственно (он очень быстро устаёт, истощается). Ребёнок с ЗПР всё время запаздывает в своём развитии. Про таких говорят: «В плане учебной деятельности они ничего не знают, не умеют и не хотят знать и уметь, их ничто не интересует». Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениям в поведении. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из такого состояния хронической дезадаптации ребёнок самостоятельно, без педагогичекой помощи выйти не может. А их родители незнание, нежелание своего ребёнка выдают за лень, не зная истинных причин такого состояния, не понимают его серьёзность. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Иногда ребёнок не может решить задачу только потому, что не может правильно её прочесть. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, не будет посещать библиотек, так как читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Чтобы книга помогла дать такому ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, его родители должны прикладывать максимум усилий: за период обучения в начальной школе он должен вовремя со всеми нормативными детьми не только научиться читать без ошибок, бегло, выразительно, но и научиться извлекать из прочитанного нужную информацию, отвечать на вопросы полным ответом, пересказывать кратко содержание прочитанного, дать характеристику героям произведения, высказать своё отношение к ним, выделять главную мысль произведения.

Все умения правильно работать с текстами позволят учнику успешнно закончить начальную школу и быть готовым к обучению в основной школе. Только нужно не опоздать. Родители должны придерживаться двух правил в отношении своего ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторыхничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей (должна быть создана так называемая читательская среда).

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души” (истина, которая была известна древним римлянам).

Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошёл в школу и родители с облегчением вздыхают: теперь сам будет читать. А спустя несколько лет становятся участниками диалога: «Ну как книга?» «Ничего, нормально», - отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними – стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец раскрываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг замечают, что дети стали немного взрослее, чем, казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Пока дети маленькие, они только начинают читать. И мы (учителя и родители) должны помочь им в этом трудном начинании. Бывает и так: ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит ему с возмущением: «Сколько я тебя учила? Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, третий становится равнодушным к чтению. Это сейчас вам кажется всё просто. Вы забыли, как в детстве нелегко давалось чтение. Когда вы показываете эту простоту ребёнку, вы поступаете нечестно по отношению к нему. Наберитесь терпения, чтобы не отбить у него желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову.

Особенно полезно громкое чтение, оно должно войти в привычку ребёнка. При этом необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию (пусть даже очень маленького по объёму) рассказа, отрывка и т. д.

Следя за чтением детей, нужно обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, о школе, о музыке, искусстве, истории.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые книжки были скучными, неинтересными. Они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, небольшими по объёму, интересными по содержанию.

При работе над чтением важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие – то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, когда ребёнок просматривает диафильм. Две строчки под кадриком прочитал – посмотрел картинку – отдохнул.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до 3 -4 слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать с оперативной памятью. Делается это при помощи так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором Федоренко.


1. Существует несколько приёмов для воспитания интереса к чтению:

* кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух, на самом интересном месте чтение прекратить. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать сам. Позже взрослые обязательно должны спросить, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность.

* можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Ребёнок спросит: «А что дальше?». В ответ дать книгу и сказать: «На, прочти». Не следует детям заранее рассказывать, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.

* для младших школьников большое значение имеет рассматривание иллюстраций. Они помогают понять и запомнить прочитанное.

* чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать детей, понять их интересы и увлечения, Читать вслух следует по-очереди. Сегодня читает отец, завтра сын. Чтение вслух – это хорошая тренировка для детей, они привыкают читать выразительно, громко, чётко.

2. Работа по правилам для чтения

Правила для читателя

1. Старайся читать вслух, не торопясь, глубже вникай в смысл прочитанного.

2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

4. Умей беречь книгу.

Памятка для детей и родителей.

1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
5. До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
6. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового их нее он узнал.
7. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
8. Какие слова или выражения запомнились ему?
9. Чему учит эта книга?

10. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть

3. Чтение ситуации и прослушивание ответов детей  Поспрашивайте своего малыша:

1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать: Как слушает ваш ребенок? Задает ли он вопросы после чтения? Пытается ли поговорить о прочитанном? Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?

2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге? Помнит ли сюжет, героев, идею? Может ли прочесть отрывок наизусть? Помнит ли название книги? Называет ли фамилию писателя?

И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку “5”. Успехов вам в вашем творчестве!

4. " Как обсуждать с ребенком прочитанное?"

                                                              Памятка

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

  • Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное.   Чем? Что нового узнал?

  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

5.    Памятка для родителей

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, цитируете, смеетесь, делитесь прочитанным, заучивает наизусть.

  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

  • Показывайте, что вы цените чтение, покупайте книги, дарите их и сами получайте в качестве подарка, выражая радость.

  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).

  • Почаще спрашивайте мнение детей о прочитанных ими книгах.

  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.

  • На видном месте дома повесьте список, где отражается прогресс ребенка в чтении книжек (сколько книг прочитано и за какой срок)

  • В доме должна быть библиотечка.

  • Выделите дома специальное место для чтения.

  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их.

  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

  • Детям лучше начинать читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них будет чувство законченности и удовлетворения.

  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить навык уверенности в себе.

  • Пусть дети каждый вечер читают в постели перед сном (только сидя, а не лежа).

  • Сделайте чтение приятным времяпровождением.

  • Не заставляйте читать насильно.

  • Не навязывайте книги по своему вкусу, только ненавязчиво посоветуйте.

  • Не заставляйте ребенка «сражаться с книгой», если она трудная.

  • Не ожидайте слишком быстрых успехов.

  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с другими.

  • При чтении ребенком трудного слова, подскажите это слово, значение найдите в словаре (лучше вместе с ребенком).

      И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу.

В обращении с ребёнком помните народную мудрость: « Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью».

П о м н и т е ! Пусть это будет напоминалка для вас!


Как развить интерес чтения

у детей?





Систематически

Читайте книги сами.

Читайте книжки

ребёнку! !




Рекомендуйте ребёнку

книги своего детства,

сопоставляйте ваше и его

мнение о прочитанном!


Обсуждайте прочитанную

книгу с членами своей

семьи. !

Устрайвайте дискуссии

по прочитанному!





Воспитывайте в

детях бережное

отношение к книгам,

дарите их !!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!